"Не форсируем работу": На сколько еще лет планирует РФ затянуть армяно-азербайджанские переговоры?

"Не форсируем работу": На сколько еще лет планирует РФ затянуть армяно-азербайджанские переговоры?
4 августа 2023
# 17:11

Процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений продолжает быть одной из главной повесток в геополитической жизни мира.

Российская сторона как активный и, пожалуй, самый заинтересованный посредник переговорного процесса, практически ежедневно комментирует ситуативные моменты по Карабаху, где временно дислоцирован российский миротворческий контингент, и делает заявления по поводу армяно-азербайджанских отношений.  

На этот раз наше внимание привлекло эксклюзивное интервью директора четвертого департамента стран СНГ МИД РФ Дениса Гончара агентству ТАСС, где он раскрыл скобки по интересующим нас вопросам.

Гончаров четко обозначил роль России в переговорном процессе, которая «не может и не должна оставаться в стороне от решения проблем Закавказья».

Он отметил, что Россия продолжает «энергичные посреднические усилия по всем трекам, включая разблокирование экономических и транспортных коммуникаций в регионе, запуск процесса делимитации армяно-азербайджанской границы, согласование мирного договора между Баку и Ереваном, развитие диалога по линии представителей общественности и экспертов».

«Не все движется так быстро, как хотелось бы, однако это и понятно с учетом массива проблем и противоречий, накопившихся за годы конфликта. При этом искусственно не форсируем работу и не стремимся проводить встречи ради самих встреч, чем нередко грешат наши западные коллеги», - сказал он.

Со своей стороны следует отметить, что горький опыт процесса так называемого мирного урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией длиною в 28 лет в рамках Минской группы ОБСЕ, вынуждает нас с опаской относиться к выражению «искусственно не форсируем работу».

Выпад директора департамента в сторону переговорного процесса «западных коллег», после которых на земле видны явные подвижки, не характеризует российского переговорщика с лучшей стороны.

Что касается темы разблокировки, то следует отметить, что за весь постконфликтный период, со дня подписания трехстороннего Заявления от 9/10 ноября 2020 года армянская сторона даже не предприняла попытки, чтобы этот трек сдвинулся с мертвой точки.

Поэтому возникает закономерный вопрос: сколько, по мнению Гончарова, необходимо времени для того, чтобы разблокировать коммуникации между Азербайджаном и Арменией?

10, 20, 30 лет?

Выходит, что все, чего смогла достичь трехсторонняя рабочая группа (ТРГ) под сопредседательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении, - это, по словам Гончарова, «общее понимание относительно реализации конкретных шагов по восстановлению и организации железнодорожного сообщения по маршруту Ерасх — Джульфа — Мегри — Горадиз».

Чтобы была понятна причина нашего возмущения по поводу медленного процесса по разблокировке вышеуказанного железнодорожного маршрута, напомним, что это не новый маршрут. Он существовал в советское время, и все, что необходимо для его реанимации, так это восстановить и организовать сообщения Ерасх-Джульфа-Мегри-Горадиз.

Так к чему этот долгострой?

Ответ на этот вопрос думаю мы найдем в комментарии Гончарова:

«При этом мы стремимся к тому, чтобы все договоренности на данном треке были паритетными. Ни у одной из сторон не должно складываться ощущение, что кто-то получил больше. Разблокирование транспортных коммуникаций, сначала железнодорожных, поможет раскрыть огромный экономический потенциал Южного Кавказа и даст мощный импульс всем остальным направлениям трехсторонней работы».

Что значит на паритетной? О каком паритете можно говорить при разблокировании дороги на территории Армении?

Или стороны договариваются разделить дорогу на две-три разные части между собой? А может инвестиции в коммуникации необходимо поделить поровну?

Азербайджанская сторона не раз заявляла, что ей все равно, в каком статусе будет дорога, которая наконец-то соединит западные территории Азербайджана с Нахчываном. Если и есть проблемы по разблокировке этой артерии, то видимо у Еревана и Москвы. Поэтому сваливать проблему с больной головы на здоровую не следует.

Выходит, что трения по этому вопросу между Арменией и России (о которых мы писали) тормозят процесс открытия железной дороги Ерасх-Джульфа-Мегри-Горадиз.

Справедливости ради надо признать, что в вопросе коммуникации западные переговорщики намного удобнее, так как им не нужно «на паритетных» условиях решать вопрос разблокировки дороги. Ведь для них ответ лежит на поверхности - для открытия дороги через территорию Армении достаточно руководствоваться трехсторонним заявлением.

Если Гончаров имеет ввиду, что паритет с Зангезуром должен быть достигнут с Лачинской дорогой, то как показали события почти трех лет, армянской стороне не видать в одностороннем порядке экстерриториального «коридора» на азербайджанской территории, как своих ушей.

Другое заявление из интервью Гончарова также красноречиво демонстрирует если не проармянскую позицию, то уж точно совместный интерес Еревана и Москвы как можно дальше откладывать подписание договора.

«Сигналы из Баку и Еревана о приверженности скорейшему достижению мира не означают, что стороны готовы согласиться на любые условия. Предстоит еще найти развязки по ряду сложных тем. Важнейшей из них является проблематика обеспечения безопасности и соблюдения общепризнанных прав армянского населения Нагорного Карабаха в рамках правового поля Азербайджана. Соответствующая логика определена сторонами после взаимного подтверждения действенности Алма-Атинской декларации 1991 года. <…> Наспех подготовленный, сырой мирный договор не принесет устойчивого мира в регион. Напротив, заложит предпосылки для новых конфликтов и трагедий в будущем».

На сегодняшний день в Карабахе одна «сложная» тема– реинтеграция армянского населения Карабаха.

И решить ее можно легко!

Для этого нужно, чтобы Ереван перестал совать свой нос во внутренние дела Азербайджана, вывел своих военнослужащих, перестал финансировать и кормить глав бандформирований сепаратистов. И все это можно воплотить в жизнь при помощи российских миротворцев, которые также не выполняют обязательства по трехстороннему заявлению.

Странно было услышать из уст российского дипломата высокого ранга низкую оценку договора спустя столь солидный срок - «наспех подготовленный, сырой»

Получается, что ни у Армении, ни у России в течение трех лет не хватило времени для того, чтобы «распаковать» и изучить пять принципов, при исполнении которых Арменией, Баку заключит мир?

Хотя стремящиеся к миру стороны должны идти на компромисс. И Баку в этом случае не исключение. Хотите все досконально изучить, запротоколировать? Пожалуйста! Азербайджан тоже не стремится заложить «предпосылки для новых конфликтов и трагедий в будущем».

Возможно, Азербайджан даже согласится растянуть процесс нормализации отношений и подписать договор с Арменией лет через 10, применив исторический опыт СССР, (Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан в 1955 году). Но только в том случае, если Армения пройдет все процедуры, которые прошла нацистская Германия.

Тогда растянуть время для подготовки мирного договора большого труда не составит. Так как фактов территориальной экспансии, этнической чистки и геноцида и прочих преступления против азербайджанцев в Карабахе страной-агрессором Армении хватит не на один Нюрнбергский процесс.

А так, следует констатировать, что у российской стороны было достаточно времени, во время которого Москва оказывала «активное содействие сторонам в подготовке мирного договора».

Да и на днях официальный представитель Мария Захарова говорила на брифинге, когда в пух и прах разнесла премьер-министра Армении Никола Пашиняна за его заявление о снижении переговорной активности России в рамках нормализации армяно-азербайджанских отношений, о том что Россия остается заинтересованной в продвижении этого процесса.

По ее словам, ни о каком снижении активности не может быть и речи, так как за последние месяцы состоялась целая серия контактов с участием России на высшем и высоком уровне. В частности, 25 мая прошла трехсторонняя встреча лидеров Армении, РФ и Азербайджана, 2 июня – 12-е заседание трехсторонней рабочей группы по разблокированию транспортных коммуникаций под сопредседательством вице-премьеров трех стран, 19 мая и 25 июля – трехсторонние переговоры глав МИД.

«Это снижение темпов? Нужно смотреть правде в глаза... Наверное, это оценочные суждения, личное мнение, возможно, эмоция, но к фактам стоит прислушаться. Логика малопонятная, складывается ощущение, что до 2022 года на этом направлении все было с точки зрения руководства Армении без сучка и задоринки», – заявила Захарова, с которой трудно поспорить в этом вопросе.

Поэтому в этом случае оценочные суждения (договор сырой) Гончарова по поводу итогов переговорного процесса ошибочные. Либо его тезис касательно «проведения встреч ради самих встреч» можно будет отнести как раз к посредничеству России.

Гончаров прокомментировал и антироссийские нарративы в армянском истеблишменте и обществе.

По его словам, «негативные моменты в отношениях с Ереваном обусловлены в первую очередь непрекращающимися попытками стран Запада навредить российско-армянскому партнерству. В ход идут любые, в том числе абсолютно грязные, методы: санкционный шантаж, недобросовестная конкуренция, аморфные посулы и обещания».

Ах вот оно что!

Своим заявлением Гончаров высказал опасения России по нескольким моментам.Первое - после подписания мирного договора Москва потеряет рычаг давления как на Армению, так и Азербайджан. Ну, а во-вторых, Кремль беспокоит, что договор будет подписан при посредничестве Запада.

Любой из этих вариантов развития событий негативно скажется как на репутации России в вопрос гегемонии на Южном Кавказе, так и на и так уже пошатнувшемся статусе одной из супердержав мира.  

Что бы там ни говорил представитель МИД России, какие бы соревнования ни проходили между РФ и Западом на поле посредничества, хотелось бы напомнить Денису Гончару цитату из недавнего интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева телеканалу «Евроньюс»: «На самом деле для нас нет большой разницы, кто будет руководить процессом, кто будет в определенной степени «монополизировать» переговорный процесс. Важно прийти к результату. Мы будем поддерживать любого актора, участие которого приведет к заключению мирного соглашения».

Но и опять искусственно затягивать переговорный процесс для сохранения статус-кво, как это было раньше, Азербайджан не позволит. Ибо руководство страны не станет жертвовать национальными интересами в угоду интересов крупных геополитических игроков.

# 8151
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА