Михаил Финкель: Израиль за четыре дня отправит Иран в каменный век - ИНТЕРВЬЮ
Убийство политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране привело к ожидаемой реакции со стороны Ирана. Руководство иранского государства уже объявило о мести Израилю и намерении нанести удар, что, безусловно, приведет к эскалации на Ближнем Востоке. С другой стороны, сам Израиль еще до убийства Хании готовился к операции против «Хезболлы» в Ливане.
О том, какие процессы развиваются на Ближнем Востоке, а также об ирано-израильской войне, рассказал в интервью Vesti.az израильский политолог Михаил Финкель.
- Как вы оцениваете убийство Исмаила Хании в Тегеране: к каким последствиям оно может привести? Чего ждут в Израиле после произошедших событий?
- В течение суток были ликвидированы два крупнейших террориста - заместитель Хасана Насраллы, второй человек в структуре «Хезболлы», и упомянутый вами Исмаил Хания. Никто не ожидал такой дерзости. Мы понимаем, что и Ливан, и Иран были унижены. Как и тем фактом, что все 300 сброшенных на Израиль ракет были сбиты. Сейчас Иран не будет быстро реагировать. Да, они поклялись, что нанесут удар по нам, но сделать это быстро не удастся, потому что последует еще один колоссальный просчет и унижение. Им надо скопить силы и понять, как нанести этот удар. Затем они попытаются это сделать, но мы не боимся, потому что намного сильнее. Мы готовы к любому развитию событий, и будем устранять всех террористов, которые по локоть в нашей крови. Таким был Исмаил Хания, таковым является и Халед Машааль, и Хасан Насралла, и другие террористы - список длинный. И все они потихоньку отправятся в свой ад. Они мечтают об этом, а мы им его организуем.
- Тем не менее, Иран вчера поднял флаг мести. Если говорить о региональной безопасности Ближнего Востока, то какое развитие ситуации вы видите? Будет ли эта акция похожа на предыдущую, когда Иран предупредил США о том, что будет атаковать, а американцы, британцы и французы помогали сбивать ракеты в небе. Насколько жестокий ответ Ирана ждут в Израиле?
- Если бы мы боялись Ирана, то, наверное, не ликвидировали бы террориста Исмаила Ханию в центре Тегерана в момент инаугурации президента. Наши действия говорят о том, что мы никого не боимся, и никогда никого не боялись. Израиль - самая сильная страна на Ближнем Востоке. Наши технологии все еще никому не известны, мы их не демонстрируем. После полученной пощечины Иран оказался в тяжелой ситуации, да и выбор у него небольшой: проглотить это унижение, либо ответить и быть еще больше униженным. А последнее неизбежно. Пусть Иран и дальше пребывает в своей гордыни. Проблема в том, что они не умеют быстро реагировать. У Ирана отсталая военная технология, страна ослаблена санкциями, у них нет военных самолетов. Короче говоря, у них нет всего того, что в огромном количестве есть у нас. В этих условиях, при скудных ресурсах, Тегерану необходимо как-то ответить. Я подозреваю, что последует какой-то комбинированный удар с участием их прокси. Но какое бы решение они ни приняли, мы готовы ко всему.
- Сейчас ведется много разговоров о том, что Израиль готовится провести операцию против «Хезболлы» на юге Ливана. «Хезболла» – это не ХАМАС. У них есть большая армия, они хорошо оснащены, в их распоряжении порядка 120-200 тысяч ракет. Готов ли Израиль к таким полномасштабным военным операциям, с учетом рисков и военных потерь?
- Мы многократно брали Ливан под свой контроль и били «Хезболлу». Последний раз мы вышли из Ливана не так давно, это было при премьерстве Эхуда Барака. Все эти сказки о силе «Хезболлы» распространяет Иран. На самом деле мы имеем дело с очень слабым противником – это террористы. Они могут сражаться с детьми и женщинами, могут устраивать теракты, но на поле боя они очень слабы. Хотя могут с восточным жаром рассказывать о своих «подвигах», но мы их не боимся, у нас самая сильная авиация. Мы за четыре дня выбьем Иран и отправим Ливан в каменный век. Вопрос в том, пойдем ли мы на войну или нет. Если решим воевать, то вы увидите вторую Газу от Ливана. Там останутся только руины. Дело в том, что наша страна может воевать не только с Ираном, но и со всеми его друзьями. Именно потому, что мы самые сильные, арабские страны заключают с нами мирные соглашения. Все арабские страны выстроились в очередь: и Саудовская Аравия, и с Катаром у нас более или менее нормальные отношения. Никто не стоит на месте, двигаются вперед, потому что понимают, что надо дружить с сильными. И хотят, чтобы мы защищали их от Ирана.
Поэтому все эти угрозы со стороны Ирана смешны. Мы убиваем всех лидеров «Хезболлы», знаем, где они все находятся. Каждый второй из них "стучит" нам о своих начальниках и работает на нас. То же самое и в Иране. Мы ликвидировали Исмаила Ханию и посылаем месседж всем, кто там находится: аятолле Хаменеи, новому президенту. Они должны понимать, что каждый второй их помощник, телохранитель работает на нас и сообщает их местонахождение. Им надо быть очень осторожными, мало ли что может произойти.
- Кстати, по поводу убийства Исмаила Хании. Это был ракетный удар рядом с резиденцией президента Ирана. Я так понимаю, что Израилю не составляет проблем нанести удар по всей верхушке Ирана?
- Каждый из них находится у нас на мушке. Поэтому, когда они думают напасть на нас, они должны дважды подумать и вспомнить о том, что в любой момент их могут убрать. В Иране много людей, готовых это сделать.
-В самом Израиле в настоящее время сложилась довольно неоднозначная ситуация. Часть общества выступает против Нетаньяху, организовываются митинги против властей. В целом, что происходит во внутриполитической жизни Израиля?
- Израиль - демократическая страна. Да, проходят многочисленные митинги против властей прямо перед домом премьер-министра. В числе митингующих есть идейные враги властей, есть и купленные люди от разных фондов, цель которых – свергнуть Нетаньяху. Их никто не разгоняет водометами, пусть кричат, орут, выкрикивают лозунги. Это все штатный режим демократических государств, свобода слова: одни "за", другие "против". У нас всегда так было, обычная демократия в действии.
- Параллельно идут выборы в США, Камала Харрис собирает больше голосов, чем Трамп. Известно, что Израиль получал наибольшую поддержку именно при Трампе. Как в Израиле оценивают выборы в США с учетом последних результатов опросов?
- Политология уже показала, что опросы и результаты выборов – это совершенно разные вещи. До ноября еще много времени, и несмотря на то, что сейчас Харрис может по каким-то опросам опережать Трампа, это не говорит о том, что она победит. Это всегда так. Я напомню, что, когда Трамп стал президентом, Хиллари Клинтон тоже побеждала. Вообще с этими опросами все неоднозначно: где они проводятся, и кто их проводит. Это вообще ни о чем, и о них надо забыть. Конечно, в Израиле большинство населения желает победы Трампу, но официальная политика Израиля заключается в том, что мы ведем активную работу как с демократами, так и с республиканцами.
Другое дело, что мне персонально Трамп больше нравится. Его победа – это подарок не только для Израиля, но и для мира, и для Азербайджана. Всем известны отношение Демократической партии к Азербайджану и их позиция по карабахскому вопросу. Вторая Карабахская война началась еще при Трампе, и он никаких антиазербайджанских мер не принимал.
- Вернемся к Ближнему Востоку. Арабские страны пытались договориться с Израилем, подписывая «Соглашения Авраама». Однако, сейчас, на фоне происходящего, эти арабские страны не могут игнорировать сочувствие своего населения к палестинцам, поэтому все процессы приостановлены. Как вы считаете, во что это выльется?
- ХАМАС — это часть террористического движения «Братья-мусульмане». ХАМАС запрещен в Египте и считается там террористической организацией. Он также запрещен в Иордании, ОАЭ, Бахрейне, Саудовской Аравии и других странах региона. Они террористы не только для западных стран, ЕС, США, Канады, Японии и так далее, но и для мусульманских стран Персидского залива. Вот что нужно понимать. То же самое с «Хезболлой», которая и для арабских стран является террористической организацией. Это "длинная рука" Ирана в нашем регионе. Поэтому, когда убили заместителя главы «Хезболлы» или лидера ХАМАС, во всех перечисленных странах осознали, что воздух стал чище.
Ниджат Гаджиев
Коротченко: Запад направит боевиков из Сирии в страны СНГ - ИНТЕРВЬЮ
Байрамов и Фидан созвонились на фоне ситуации в Сирии
Виктор Кипиани: Грузия рискует оказаться за пределами нового геополитического расклада - ИНТЕРВЬЮ
В четверг в Баку местами дожди и северо-западный ветер
Азербайджан, Израиль и Иран: Фархад Мамедов о балансе интересов в регионе - КОММЕНТАРИЙ
Алиев принял президента и новоизбранного президента AIPAC-ФОТО