Кризис на украинском фронте и разочарование Запада
Под давлением обстоятельств может отказать и сила инерции. И если некое тело без внешнего воздействия, получив толчок на старте, через определенный промежуток времени замедлит свое движение, то военный конфликт, как бы внезапно вспыхнувший и стремительно набирающий обороты, может неожиданно и резко пойти на спад. Скажутся и мировые политические метаморфозы, и игры экономистов-наперсточников, моральное и физическое истощение. Короче говоря, кризис военно- политических интересов.
Противостояние на украинском фронте, которое длится без малого почти два года, откровенно застопорилось. Первые звонки можно отнести на счет бесконечных задержек поставок вооружения и техники от сочувствующих западных партнеров, да и неохотно выделяемых финансовых траншей для поддержки ВСУ и населения. Из недавних показательных триггеров, конечно, самым весомым стало неудавшееся контрнаступление Украины прошедшим летом. Причем, о тупиковой ситуации откровенно заявил главнокомандующий ВСУ, генерал Валерий Залужный, что не понравилось политическому руководству страны.
Как заявил журналу The Economist высокопоставленный источник в правительстве Украины, Залужный, возможно, поступил неразумно, сделав заявления, противоречащие публичной позиции президента Владимира Зеленского, "но мало кто в правительстве мог придраться к его трезвым выводам".
Тем не менее, внутренняя возня набирает обороты, в частности политики и генералы пытаются обвинить друг друга в неудавшемся контрнаступлении и скинуть с себя ответственность за сложившееся положение. Масла в огонь подливает лидер фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, утверждающий, что у военного руководства Украины нет плана ведения боевых действий в следующем году. По его словам, Генштаб страны должен составить план: как будут воевать, сколько нужно иметь людей, сколько надо отпустить, потому что они уже давно воюют, и сколько нужно денег.
Однако, дабы не возводить напраслину, Арахамия признается, что четкого плана на самом деле нет ни у кого в стране. Возможно, это перекликается с тем, что депутат заявил неделю назад в интервью телеканалу «1+1», рассказывая о переговорах России и Украины в 2022 году. По его словам, основным требованием российской стороны был нейтралитет Киева, однако отказаться от переговоров с Россией посоветовал занимавший тогда пост премьер-министра Великобритании Борис Джонсон. Но об этом чуть позже.
На этом фоне на Западе демонстрируют «усталую обреченность», красноречиво демонстрирующую разочарованность и нежелание поддерживать нынешнего украинского лидера. Тем более, что рейтинг Зеленского, согласно опросам, уменьшается. А опросы, на которые ссылается The Economist, показывают, что президент "сейчас запятнан коррупционными скандалами в своем правительстве и обеспокоенностью по поводу направления развития страны".
Делает ли Запад ставку на генерала, либо ситуация и правда стала неконтролируемой, издание указывает, что Залужный пока не высказывал политических амбиций, но Зеленский "знает, как быстро украинское общество может создавать и разрушать своих лидеров". Призовем на помощь статистику. Цифры, датированные серединой ноября, показывают, что доверие к действующему президенту упало до 32%, что вдвое меньше, чем у генерала Залужного с его 70%. «Даже у главы украинской разведки Кирилла Буданова он выше, чем у президента (45%)", - сообщает журнал The Economist. А в преддверии президентских выборов в США эти показатели вполне себе могут растерять оставшуюся позолоту.
Ну а что с выборами?
В США начался обратный отсчет до решающей схватки за контроль над Овальным кабинетом - 5 ноября 2024 года. По всему, должны столкнуться экс-президент от республиканцев Дональд Трамп и действующий глава государства, демократ Джо Байден. Однако у этих двоих наличествуют серьезные проблемы: над Трампом нависла гора из уголовных обвинений, а Байдену могут в скором времени вынести импичмент. Да и рейтинг Байдена находится на отметке в 39%, при этом 57% жителей США недовольны тем, как он справляется со своими обязанностями. И кто бы что ни говорил, но скоропалительный конфликт на Ближнем Востоке добавил ложку растерянности в сосуд сомнений, одолевших Белый дом.
Новое противостояние оживило скучающий американский истеблишмент, подуставший от российско-украинской бойни, что не преминуло сказаться на театре военных действий. Как утверждает все тот же The Economist, впервые с 24 февраля 2022 года Владимир Путин выглядит так, будто может победить. Не секрет, что президент России поставил свою страну на военные рельсы, укрепил свою власть, чего так не хватает Украине, которая до сих пор не переформатировала свою экономику под военные нужды. Да и нехватка в живой силе ощущается сейчас особенно остро.
Такой расклад подрывает уверенность Запада в том, что Украина может и должна выйти из конфликта процветающей европейской демократией, хотя Запад и способен сделать все, чтобы переломить ситуацию на фронте, задействуя промышленный и финансовый потенциал, превышающий российские возможности. Даже при условии, что Россия задействовала своих корешей - Северную Корею и Иран. И все же, как утверждает издание, причина, по которой победа Путина возможна, заключается в выносливости, а не в захвате территории.
«Россияне могут все больше возмущаться принудительными мобилизациями, инфляцией и уменьшением социальных расходов в пользу армии. Однако просто надеяться на то, что его режим рухнет, бессмысленно. Путин может оставаться у власти годами», - утверждает The Economist.
Это прекрасно осознают в Штатах, и внутренние противоречия, раздирающие нынешние власти Украины только потворствуют полуобморочному состоянию поддержки Запада. В такой ситуации очень сложно убедить западных прагматиков продолжать ставить на хромую лошадь. С одной стороны вялотекущая помощь, а с другой - категорическое отсутствие желания прекращения военных действий.
Обратимся вновь к заявлению Давида Арахамия, который, повествуя о позиции России относительно нейтралитета для Украины по типу Финляндии и обязательства о невступлении в НАТО, отметил, что причина, по которой Киев отказался от условия России, заключается в том, что на это решение повлиял экс-премьер Британии.
«Больше того, когда мы вернулись из Стамбула, приехал Борис Джонсон в Киев и сказал, что мы вообще не будем с ними ничего подписывать. И «давайте будем просто воевать», — рассказал он.
Обратим внимание на то, что после визита Джонсона в столицу Украины состоялся парад западных лидеров в Киеве, приезжавших один за другим. Что говорили следующие посетители Киева - мы не знаем, возможно, узнаем позже, а Давид Арахамия назвал единственного лидера страны, который уже не на своем посту – Бориса Джонсона. Остальные руководители стран в действующем статусе, и называть их имена не комильфо, а вот Джонсона можно. Время не стоит на месте, и теперь оно работает не на пользу Украине. Возможно, что ситуация изменится после президентских выборов в США, но до этого еще целый год, а Украина должна решать проблемы с дефицитом боеприпасов и военной поддержкой уже сейчас. И, кроме России, врагом Украины, как ни странно, оказалась коррупция. Страна, которая имеет такого противника, как Россия, не может позволить себе такую роскошь, как коррупция.
Нигяр Алиева
Назначен министр обороны Сирии в переходном правительстве
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу
Россия и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по коридору "Север-Юг"