Политика
- Главная
- Политика
Гела Васадзе: Армении выгодно затягивание переговорного процесса

Гела Васадзе
Несмотря на то, что с брюссельской встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна прошло больше недели, итоги переговоров все еще остаются в центре внимания.
Результаты тем более актуализируются на фоне довольно противоречивых заявлений Пашиняна. Исходя из этого, общественность Азербайджана и Армении интересует вопрос: насколько возможно сдвинутый с мертвой точки процесс довести до логического конца?
Своим мнением по поводу прошедших переговоров и ряду вопросов с Vesti.аz поделился грузинский политолог Гела Васадзе.
- Вы, как человек, который очень часто в своем Youtube канале обращаетесь к армяно-азербайджанской тематике, как можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию в переговорном процессе?
- Ситуация в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией более тридцати лет, как тупиковая. Тупик есть и сегодня, но он иного рода. Конечно же, ситуация менялась, и она изменилась кардинальным образом после 44-дневной войны. Изменилась ситуация и после войны России против Украины.
В итоге мы имеем следующее: Россия серьезно ослаблена, существуют серьезные опасения с армянской стороны, что возможно Москва ослабнет до такой степени, что уйдет из региона. Поэтому сегодня условия совсем другие, к тому же нет Минской группы ОБСЕ. Ее не стало после 44-дневной войны, но де-факто она прекратила существование по той причине, что США и Франция отказываются от работы с Россией. Но появился формат Евросоюза, который предусматривает однозначную поддержку территориальной целостности Азербайджана.
В силу этого, эта специфика затрагивает как властей Армении, так и оппозиции, которая на ее основе играет против властей. В то же время Москва не выключена из переговорного процесса, и в настоящее время существуют два параллельных трека.
- Как вы считаете, какова вероятность того, что Пашинян под давлением оппозиции может затянуть решение, а то и вовсе отказаться от вопросов, по которым были достигнуты соглашения в Брюсселе?
- В сущности все так и происходит под давлением оппозиции. Именно Армении выгодно затягивание переговорного процесса. В принципе, сейчас все ждут хотя бы предварительных итогов войны в Украине. Поэтому сегодня ждать каких-то прорывов в данном вопросе не стоит.
- Насколько возможен приход к власти в Армении оппозиции, представители которой заявляли, что все договоренности по армяно-азербайджанскому и карабахскому вопросам будут обнулены? В случае победы так называемых реваншистов, могут ли они вернуть военную повестку дня?
- Крайне сомнительно, что в Армении к власти придут так называемые реваншисты, так как они не имеют политического капитала, крайне разобщены между собой, Одним словом, я не считаю оппозицию в Армении серьезной политической силой, способной претендовать на власть. Поэтому обсуждать то, чего не будет, не стоит.
Исходя из того, что они никогда не придут к власти, то вернуть военную повестку дня не удастся. Гипотетически это возможно только в случае серьезной победы в Украине, после чего расклад будет совсем другим.
Но исходя из того, что уже произошло, могу сказать, что серьезной победы России не будет. Вот если бы Россия в Украине победила, то и приход реваншистов, и обнуление всех соглашений, и увеличение российского военного контингента в регионе было бы неизбежно.
- Сегодня Москва и Брюссель как бы соревнуются между собой, желая взять инициативу в данных вопросах исключительно в свои руки. Возможно ли, что по данным пунктам они объединили условия или каждая из сторон намерена действовать в одиночку?
- Москва и Брюссель совсем не соревнуются между собой, так как у них прямо противоположные задачи. И в этом смысле их объединение невозможно, так как невозможно решать противоположные вопросы путем объединения.
Нужно хорошо понимать, что у Брюсселя задача не допустить дестабилизации на Южном Кавказе потому, что связано это с транспортными и энергетическими коридорами. А мы знаем, что после отключения России из транспортного, логистического и энергетического компонентов, роль нашего региона возросла. И у Москвы как раз таки роль остаться в регионе навсегда, и для этого Кремлю может понадобиться военный конфликт. Поэтому, учитывая различные интересы России и Евросоюза, о каком-либо объединении не может быть и речи.
- На сегодня Евросоюз не имеет сильных позиций в нашем регионе, в отличие от России. Не станет ли Москва чинить препоны Брюсселю, который при положительном решении проблем, усилит свое влияние на Южном Кавказе?
- Евросоюз на сегодняшний день не имеет военных сильных позиций, но у него мощная экономическая позиция. Не будем забывать, что сегодня на примере РФ обкатывается вопрос использования санкций как абсолютно нового оружия нового времени. Поэтому Евросоюз в данном случае, во-первых, не выступает самостоятельным игроком. ЕС – игрок, который связан с США. Что касается России, то у нее есть военная составляющая, а вот экономический потенциал все более и более исчерпывается. Опять же все будет зависеть от исхода войны в Украине.
- Можем ли мы ожидать, что когда-то отношения между тремя кавказскими республиками будут аналогичны отношениям прибалтийских республик?
- Это возможно в очень отдаленном будущем. Пока точно нет потому, что сегодня между Азербайджаном и Арменией существуют обстоятельства непреодолимой силы. И решить их возможно только путем соответственно того, что общество будет недовольно. В силу этого, думается, что это очень долгий и кропотливый процесс. Но дорогу осилит идущий.

Президент Германии прибыл в Баку

По инициативе Азербайджана в ООН выдвинута резолюция о жертвах мин-ФОТО

Визит Санаи: Баку и Тегеран ищут баланс на фоне давления США - ЗАРДУШТ АЛИЗАДЕ

Ахмед Аш-Шараа направил письмо Ильхаму Алиеву

Байрамов принял спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе-ФОТО

Джейхун Байрамов и Мехди Санаи провели переговоры в Баку