Франция стремится указать место Армении через Азербайджан – ВЗГЛЯД КУЗНЕЦОВА

Франция стремится указать место Армении через Азербайджан – ВЗГЛЯД КУЗНЕЦОВА
23 июля 2018
# 20:00

Азербайджанская пресса очень подробно, если не сказать скрупулезно, освещала все подробности и даже малейшие детали визита о Францию, и поэтому я не вижу необходимости говорить об этом еще раз, тем более что жанр политического комментария не предполагает обязательность такого действия. Не стану я анализировать и содержание достаточно многочисленных для одного визита главы государства экономических соглашений между азербайджанскими и французскими кампаниями, поскольку об их содержании и значении в Баку не говорил только ленивый или отпускник. Я намерен порассуждать о стратегических или геополитических последствиях этого визита, имеющих принципиальное значение не только для официального Баку, но и для всего региона Южного Кавказа в целом.
Визит президента Ильхама Алиева во Францию если не разрушил, то существенно пошатнул многие устоявшиеся стереотипы о направленности или векторе влияния Франции на процессы в регионах Ближнего Востока, Передней Азии и Южного Кавказа. Из истории хорошо известно, что в XVI-XIX веках среди всех европейских стран имела самое серьезное влияние в этой части планеты, особенно среди христианских народов. Османские армяне до Первой мировой войны вообще находились под ее непосредственным протекторатом, имея возможность в случае принятия католичества свободно переселяться в пределы французского королевства, а затем и империи.

Армянская диаспора до Франции начала формироваться на во второй половине XIX века, как в остальных странах Западной Европы, а за три столетия до этого, а поэтому Франция традиционно являлась самой последовательной защитницей армянских интересов в Европе. Достаточно вспомнить Парижскую или Версальскую мирную конференцию 11919 года, работу в которой армянская делегация начала с самого начала, а азербайджанская добивалась допуска для участия в работе целых два месяца. Не буду углубляться в дебри истории и только скажу, что на всем протяжении последних столетий французская власть и дипломатия постоянно выделяла армян среди остальных кавказских народов, но не этот раз. 
Этот визит реально открыл новую страницу в азербайджано-французских отношениях, выведя их, на качественно новый, политический и экономический уровень. Естественно, успех пришел не сам собой - как бы по мановению волшебной палочки, - а стал результатом многолетней и кропотливой работы азербайджанской дипломатии по преодолению традиционно существовавших стереотипов французской внешней политики.

Сейчас нет смысла перечислять все те усилия, которые были приложены для этого, - пресса достаточно подробно об этом писала, - остается лишь констатировать данный факт.  А он порождает соответствующий вывод: деятельность Азербайджана по пропаганде своих позиций на международной арене и традиционных национальных ценностей на "французском направлении" превзошла по качеству и результату все попытки армянского лобби во Франции дискредитировать вашу страну. В моем понимании данное положение вещей является несомненным политическим и дипломатическим успехом и даже своего рода прорывом Азербайджана.
Данный факт ставит на повестку дня вопрос: а насколько в реальности сегодня сильно влияние армянского лобби на политику Франции в таком региональном аспекте как нагорно-карабахский конфликт? Не стоит забывать, что официальный Париж является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, и по итогам визита и в результате личного общения президентов двух стран его позиция по этой международной проблеме если кардинально не изменится, то подвергнется существенной корректировке. Я с нетерпением жду комментариев на этот счет со стороны армянской националистической прессы, чтобы понять, осознает ли армянство всю глубину случившегося провала, или оно по-прежнему верит в свою исключительность и способность вершить судьбы мира сугубо в своих интересах?
Есть еще один аспект, который я хочу высказать здесь в качестве гипотезы и темы для дискуссии, поскольку для его перехода в разряд эмпирически доказанной аксиомы пока нет достаточного количества объективных доказательств. Известно, что министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр объявил о начале торговой войны между США и Европейским союзом, и это заявление совпало с визитом президента Алиева во Францию. Нынешний глава Армении Никол Пашинян - откровенно проамериканский   политик, не желающий иметь ничего общего с ЕС.

В связи с этим возникает вопрос: а не стремится ли Франция, качественно изменив уровень своих отношений с Азербайджаном, указать тем самым официальному Еревану на то, что ему в своем внешнеполитическом курсе все-таки следует продолжать ориентироваться на старых и проверенных друзей из Европы, а не искать себе новых хозяев за океаном. Еще раз повторюсь: это умозаключение - пока гипотеза, но она в любой момент может стать и предсказанием.

Известный российский историк и политический аналитик Олег Кузнецов, специально для Vesti.Az

# 12849
avatar

Олег Кузнецов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#