85-летие Хаменеи: Израиль поздравил ракетами, а внутри страны все бурлит - ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ИРАНА
Каждый поздравляет как умеет, и к 85-летию Верховного лидера Ирана Али Хаменеи Израиль преподнес ему в качестве подарка атаку квадрокоптеров на военную базу неподалеку от Исфахана.
Но с сюрпризом случилась странность: обе страны всячески стремятся преуменьшить значение этой атаки.
Так, официальные лица Израиля описали удар как ограниченный ответ, направленный во избежание эскалации напряженности. Эксперты в утренних новостных шоу страны заявили, что он, по-видимому, не нанес значительного ущерба военным объектам в Иране. Словом, по их мнению, это была никакая не атака, а простой «удар вежливости».
Еще дальше пошли иранские коллеги. «Сообщения указывают на то, что не было серьезных повреждений или крупных взрывов, вызванных воздушными угрозами», —говорится в официальном посте государственного информационного агентства IRNA.
Ему вторит иранское агентство Tasnim: «Ядерные объекты в Исфахане находятся в полной безопасности».
В свою очередь, пресс-секретарь Национального центра киберпространства ИРИ Хоссейн Далирян и вовсе заявил, что атака была ограничена тремя небольшими беспилотниками, перехваченными иранскими ПВО. Так что небо и границы Ирана на крепком замке, даже птица не пролетит.
Вот и бригадный генерал Сиаваш Михандуст, самый высокопоставленный военный чиновник в Исфахане, сообщил в своем интервью иранскому государственному телевидению, что взрывы, прозвучавшие в пятницу, не были вызваны израильскими ударами. Это просто работала система ПВО, сбивавшая некие «летающие объекты».
Американцы же к этому часу сообщают, что израильтяне их «о чем-то подобном информировали», но деталей они не знают и никакого отношения к вероятной атаке не имеют. Словом, с точки зрения региональных и международных акторов, все обошлось как нельзя лучше: и волки сыты, и овцы целы.
И все же, поскольку атака была произведена именно в день 85-летия Али Хаменеи, то нельзя обойти стороной вопрос о том, как происходящее отразится внутри самого иранского общества: вызовет ли «подарок от Израиля» новую волну протестов, или же напротив, под эмоциями патриотизма сплотит народ Ирана вокруг своего правительства?
Это тем более важно, учитывая, что антиправительственная активность и протестные настроения в Иране не убывают, а напротив – растут. Граждане страны постоянно находят новые поводы, чтобы выйти на улицы и высказать свое недовольство официальному Тегерану. Диапазон протестов варьируются от стихийных митингов до забастовок на предприятиях.
Но даже с учетом недовольных, ответить на озвученный выше вопрос однозначно невозможно. Хотя бы потому, что Иран – он очень разный.
И с одной стороны – это лоялисты, которые безоговорочно верят в правительство и не представляют своего будущего без Исламской республики, они также воспринимают Израиль, как первостепенного врага. Даже с учетом, что их всего 15-20% от общего числа населения, этого вполне достаточно, чтобы поддерживать в стране стабильность. Тем не менее, зачастую лозунги, с которым они выходят на протесты говорят об обратном.
С другой стороны – группа, состоящая из студентов, интеллигенции, части рабочих и этнических меньшинств (в ИРИ это добрая половина населения – авт.). Для них первостепенный враг – это исламский режим.
Израиль же, либо вовсе не враг, либо враг второстепенный. Помню, как еще лет десять назад торговцы на базаре в Тебризе – а это в Иране весьма влиятельная и уважаемая прослойка – открыто говорили, в том числе и журналистам, что они с нетерпением ждут удара по КСИР, который бы атаковал режим.
Ну и с третьей стороны, в Иране есть персидские националисты, ориентированные на династию Пехлеви и для них Израиль - традиционный союзник, а нынешний режим - традиционный враг.
Есть в Иране еще и «четвертая», и «пятая» стороны. Политическая мозаика Ирана сродни узорам на традиционных персидских коврах, там нет никаких четко обозначенных линий, а если долго вглядываться, то начнет рябить в глазах, и голова пойдет кругом.
И единственная «красная линия», за которой все иранцы консолидируются вокруг Тегерана это все же прямая внешняя агрессия в отношении государства. Пока же ее нет, страна продолжает бурлить, выдвигая правительству все новые и новые социальные и политические требования. И никто из добросовестных экспертов не возьмется сейчас предсказать, чем это все обернется для нынешних властей Ирана.
Игорь Николаев
Полиция Израиля запретила показ фильма о событиях 1948 года в Палестине
Ильхам Алиев утверждил «Национальную стратегию рационального использования водных ресурсов»
Госдеп предостерег Израиль от схожих с Газой операций в Ливане
В Азербайджане отвергли сообщения о поставках оружия в другие страны
В Анкаре состоялись многосторонние политические консультации на уровне замминистров иностранных дел ОТГ-ФОТО
Компания Kaspian Telekom Рамиза Мехтиева в центре налогового скандала