«Горячие головы», захватившие постпредство Азербайджана в Москве, поначалу беспокоились появлением Гейдара Алиева…»

«Горячие головы», захватившие постпредство Азербайджана в Москве, поначалу беспокоились появлением Гейдара Алиева…»
10 мая 2011
# 19:56
Сегодня Азербайджан отмечает день рождения Гейдара Алиева. Несмотря на то, что о политической деятельности Г.Алиева хорошо известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, тем не менее, сегодня мы хотели бы коснуться небольшого, но чрезвычайно важного эпизода в жизни великого политика, имевшего место 21 января 1990 года в Москве. Именно 21 января 1990 года Гейдар Алиев, пребывавший на тот момент свыше двух лет в положении персонального пенсионера союзного значения, решил вернуться в большую политику, чтобы быть в трудную минуту рядом со своей страной. О том, что предшествовало московским событиям 21 января 1990 года, и о том, как это происходило, корреспонденту Vesti.Az рассказал тогдашний руководитель культурного общества «Араз» Гаджи Азимов, возглавивший впоследствии знаменитый «Сабаильский» танковый батальон.

«Карабахские события застали меня в Москве, тогда я работал офицером в Главной военной прокуратуре СССР, - рассказал Г. Азимов. - Параллельно с этим, я являлся руководителем культурного общества «Араз», которое с начала событий в Нагорном Карабахе вело в Москве активную просветительскую работу по доведению до общественности правды о Карабахском конфликте.

Пик нашей деятельности пришелся на январь 1990 года. 19 января поздно вечером я давал интервью двум австралийским и канадским журналистам. И вдруг мне из Баку позвонил мой близкий товарищ Азад Тагизаде, который прокричал в трубку о том, что в город вошли подразделения Советской армии. А мы как раз с журналистами обсуждали ситуацию в зоне армяно-азербайджанского конфликта, положение в Баку, и я объяснял им, что Горбачев готовит кровавую провокацию против Азербайджана. А они мне не верили, мол, Горбачев – демократ, он не пойдет на подобный шаг и так далее. И когда я объявил им о том, что в Баку вошли войска, которые стреляют по мирным жителям, те просто растерялись. И тут внезапно прервалась телефонная связь с Баку».

По словам Г. Азимова, примерно в 04.00 20 января он с несколькими членами общества «Араз» захватили постпредство Азербайджана в Москве с целью собрать там утром журналистов центральных советских СМИ, а также аккредитованных в Москве иностранных журналистов, чтобы довести с их помощью правду о трагедии в Баку.

«Утром 20 января перед постпредством собралось около 10 тысяч азербайджанцев, проживавших в Москве, чтобы выразить решительный протест преступному приказу Горбачева потопить Баку в крови людей. К этому времени к нам из Баку прилетел Этибар Мамедов, который привез с собой видеокадры ввода войск и его последствия и должен был выступить перед журналистами. Муслим Магомаев помог нам деньгами, а также прислал нам телевизор и несколько видеомагнитофонов, чтобы мы могли снять копии с кассет и распространить их среди общественности. Работу со СМИ проводили Вугар Халилов и нынешний генконсул Азербайджана в Лос-Анджелесе Элин Сулейманов, которые должны были организовать утром пресс-конференцию в постпредстве», - говорит Г. Азимов.

И вдруг утром, примерно в 07.00, он заметил снегоуборочные машины, которые остановились около постпредства. Азимов долгие годы жил в Москве, и прекрасно знал, как выглядят настоящие работники коммунального хозяйства. Но здесь были не они. Он сразу понял, что это переодетые сотрудники КГБ СССР, которые готовят нападение на постпредство. Азимов немедленно отправил нескольких ребят проверить близлежащие улицы. Спустя некоторое время они вернулись и сообщили, что на соседней улице Горького стоят три автобуса со спецназом, а неподалеку от постпредства дежурят две черные «Волги».

«Мы поняли, что окружены, и скоро начнется штурм постпредства, чтобы помешать проведению пресс-конференции. Нужно было что-то делать. И тогда мы решили пойти на хитрость. Среди собравшихся перед постпредством азербайджанцев мы нашли человека, максимально похожего по комплектации на Этибара Мамедова, ввели его в курс дела, он сразу же согласился сыграть «Этибара Мамедова» перед КГБ. А ведь на дворе январь, мороз, мы замотали его лицо шарфом, чтобы никто не узнал. Мы вышли к припаркованной перед постпредством машине и сделали вид, что со всеми почестями провожаем «Этибара Мамедова». Шоферу мы строго-настрого наказали в течение полутора-двух часов колесить по Москве, чтобы сбить с толку комитетчиков. И нам удалось провести КГБ. Они поверили, что в машине находится сам Этибар Мамедов и поехали за ней. Правда, спустя некоторое время они что-то заподозрили и решили «брать» пассажира преследуемой машины. Представляю их лица, когда они поняли, что мы провели их вокруг пальца. Зато нам и настоящему Этибару Мамедову удалось провести пресс-конференцию с участием десятков журналистов», - рассказал наш собеседник.

Азимов особо отметил, что огромный резонанс вызвало появление в постпредстве бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, бывшего 1-го заместителя председателя Совета Министров СССР Гейдара Алиева, который выразил решительный протест действиям Горбачева, осудив убийство мирных жителей Баку.

«Гейдар Алиев, не испугавшись возможных последствий, 21 января посетил постоянное представительство Азербайджана в Москве и организовал пресс-конференцию, на которой выразил решительный протест руководству СССР за антигуманное и бесчеловечное отношение к азербайджанскому народу и осудил действия Горбачева и Везирова. Его выступление вызвало огромный резонанс, до этого еще ни один человек не решался вот так открыто осудить генсека Горбачева.

Некоторые активисты, участвовавшие в захвате постпредства, поначалу выражали беспокойство появлением Гейдара Алиева, мол, мы боремся против режима, а он является членом КПСС, да еще бывшим членом Политбюро. Однако мы объяснили таким «горячим головам», что в СССР каждый человек хорошо знает лишь двух великих азербайджанцев – это Гейдар Алиев и Муслим Магомаев. Но поскольку Магомаев – представитель культуры, а не политик, то без Гейдара Алиева национально-освободительному движению не обойтись», - рассказал Азимов.

В конце января он организовал визит в Баку представителей российской интеллигенции, СМИ, депутатов, общественных деятелей, среди которых был и известный правозащитник Лев Пономарев. Делегация посетила военный госпиталь, где московские гости смогли воочию убедиться в том, что в городе не пострадал ни один советский военнослужащий. А ведь в некоторых СМИ писали, что, мол, в Баку армия воевала с хорошо вооруженными отрядами боевиков. Делегацию также принял и военный комендант Баку генерал Дубиняк, который заявил, что не имеет никакого отношения к жертвам ввода Советской армии в Баку, поскольку прибыл сюда лишь 21 января. Генерал сам признался, что мирных жителей в Баку убивали резервисты, призванные с Северного Кавказа.

«После этого мы обратились к съезду депутатов Верховного совета СССР с просьбой показать кадры ввода войск в Баку во время заседания съезда. Вы представляете, депутаты из РСФСР и даже Армении согласились, а депутаты из Азербайджана нет! Нам не удалось показать в парламенте кадры расправы военных над мирными жителями Баку. Вскоре меня вызвал Валерий Парфенов - заместитель главного военного прокурора СССР. Он не стал юлить и сразу заявил мне, что КГБ СССР требует моего увольнения из военной прокуратуры. Так я оказался в Баку, где в сентябре 1991 года возглавил тот самый «Сабаильский» танковый батальон, который принимал участие в обороне Шуши», - резюмировал Г. Азимов.

Бахрам Батыев
# 4911
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#