Довольны ли мы деятельностью омбудсмена - мнение правозащитников ОПРОС

Довольны ли мы деятельностью омбудсмена  - мнение правозащитников <font color=red>ОПРОС</font>
25 мая 2009
# 17:45
Согласно нынешней редакции Конституции Азербайджана, Омбудсмен избирается не более одного раза на 7-летний срок. В настоящее время Омбудсменом является Эльмира Сулейманова, срок полномочий которой истекает в июле текущего года.

В связи с этим редакция Vesti.Az опросила мнения местных правозащитников к данному вопросу.

Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

- Честно говоря, мне как правозащитнику без разницы, какой длительности будут полномочия, и сколько раз будет избираться омбудсман. Почему? Потому что сама эта фигура по большей части декоративная. И вообще это скорее было учреждено не для эффективной защиты прав человека на национальном уровне, а для того, чтобы отрапортоваться о том, что есть какие-то национальные механизмы.

Я, конечно, даже сравнивать не хочу деятельность нашего омбудсмана, и, допустим, омбудсмана соседней Грузии. Но достаточно сказать, что за 7 лет своей деятельности аппаратом омбудсмана не было обнаружено ни одного случая пыток. В этом время европейским судом уже выносились решения по поводу неэффективности расследования пыток и жестокого обращения в тюрьмах Азербайджана, то есть уже на уровне Страсбурга заметили проблемы, а на уровне азербайджанского аппарата омбудсмана - нет. Здесь уже имеются подозрения о том, что этот институт не является достаточно независимым от исполнительной власти, и, соответственно, что у него есть какие-то рамки, за которые они выходить не хотят или не могут. Но в этом случае, какая разница, сколько лет и какой человек будет занимать эту должность? Он всегда будет действовать в определенных ему рамках по, так сказать, утвержденным правилам.

Вместе с тем сказать о том, что институт омбудсмана ничего не делал, нельзя. Я хочу, например, отметить очень позитивный вклад омбудсмана в вопрос получения информации. Ответы на обращения граждан в государственные органы у нас очень часто вообще игнорируют. Об этом много раз говорилось и журналистами, и не журналистами, и неправительственными организациями. Значительная часть жалоб остается без ответа вообще, вопреки тому, что есть закон, есть какие-то временные рамки для ответа. Омбудсман помогает вот эту вот волокиту избегать, хотя бы получить какой-то ответ.

А, вообще говоря, этот институт за прошедшие семь лет показал себя очень неэффективным. Причиной этого, естественно, является отсутствие доброй воли наших властей.

Военный эксперт, полковник-лейтенант запаса, член правления общественной организации «Офицеры в запасе и отставке» Узеир Джафаров:

- Я считаю, что Эльмира Сулейманова, наверняка, войдет в историю Азербайджана как самый неудачный омбудсман. Правда, она первая, и я бы хотел, чтобы это был последний такой уполномоченный по правам человека.

Во-первых, за эти годы она ни разу не проявила себя по настоящему. Только в последние месяцы она пыталась как-то имитировать работу. Я по другим участкам не хочу сказать. Я по двум эпизодам скажу, что столько безобразия, столько человеческих гибелей в армии, столько обращений к ней, столько поломанных офицерских судеб. Я говорю о Расиме Мурадове, о Джанмирзе Мирзоеве, о своей судьбе. Мы обращались к ней, а она действовала как работник канцелярии, получала все эти письма с жалобами, которые затем перенаправляла к тем должностным лицам, на действия которых мы жаловались. Хотя, согласно закону Азербайджана о рассмотрении обращений граждан Азербайджана, она не имела права так поступать. Седьмой пункт этого закона категорически запрещает отправлять все эти жалобы в адрес тех организаций и тех должностных лиц, на действия которых гражданин жалуется. То же самое касается и жалоб на действия министра обороны, который не выполнял решения судов Сабаильского района и других судов, на действия должностных лиц Министерства обороны.

Я категорически против, и, наверняка, буду одним из активных противников ее повторного назначения на должность омбудсмана, потому что этот человек самостоятельно ни один вопрос не решает. Я хотел бы привести в пример грузинского омбудсмана или российского - Лукина, которые при необходимости даже доходят до глав государств и доводят до их сведения, что имеются какие-то нарушения. До сегодняшнего дня Эльмира Сулейманова ничем не запомнилась в азербайджанском обществе.

Я ее хорошо помню еще до назначения на эту должность. Во времена карабахской войны она по своей инициативе ездила на прифронтовую зону. Я хорошо помню, будучи заместителем командира боевой части в Физули, что она приезжала и интересовалась состоянием солдат. Но после того как она стала омбудсманом, она заняла позицию «ничего не озвучивать», и только в последний раз, отчитываясь перед парламентом, вдруг вспомнила, что у нас в армии тоже имеются недостатки, и на эти недостатки, якобы, министерство обороны и другие силовые структуры должны обращать внимание. Вот и все, поэтому я категорически против, я считаю, что она недостойна быть уполномоченным по правам человека.

Адвокат Исахан Ашуров:

- Я, честно говоря, не одобряю эту поправку. Потому что я полагаю, что семь лет - это достаточно большой срок, чтобы показать себя. Я должен признать, что за семь лет госпожа Сулейманова соблюдала права на обращение граждан, в том числе адвокатов. Она всегда вовремя отвечала на эти письма и обращения, но это были письма, а не конкретные ответы, а ведь это существенно различные понятия. Конкретных мер по многим обращениям принято не было. И в этом тоже она не до конца виновата, потому что закон не позволяет.

Член Мониторинговой группы правозащитный организаций Азербайджана Чингиз Ганизаде:

- Я не сторонник этого предложения, которое является антидемократичным. Ведь создаются же условия для того, чтобы человек смог себя показать на какой-либо должности. Я думаю, что такая поставка вопроса не адресована лично Эльмире ханум. Эльмира Сулейманова очень образованный, интеллигентный человек. Мы с ней тесно сотрудничаем. Я являюсь членом совета экспертов аппарата омбудсмана. И я считаю, что это предложение рассчитано уже на будущее, когда будет рассматриваться вопрос избрания дважды подряд кандидатуры будущего омбудсмана.

С этой точки зрения в Милли Меджлисе могут принять поправки и о том, чтобы было возможным избирать омбудсмана два раза подряд на пятилетние сроки. То есть речь будет идти не о 14, а о 10 годах. Если предусматривается дважды по пять лет, то в этом случае, как я считаю, к этому можно нормально относиться. Однако так скоро решать этот вопрос, когда остался всего один месяц до истечения срока полномочий действующего омбудсмана, я считаю не нормальным фактором, и уверен, что международные организации не воспримут нормально это новшество.

Член Мониторинговой группы правозащитный организаций Азербайджана Саида Годжаманлы:

- Создание института омбудсмана было одним из главных требований Совета Европы при вступлении Азербайджана в эту организацию. Эльмира ханум – первый омбудсман Азербайджана, человек, на плечи которой был возложен этот очень тяжелый груз, потому что создавать этот институт само по себе, не успев еще вникнуть во все эти внутренне организационные процессы было, конечно, очень трудно. И то, что этот институт в Азербайджане был создан, это, несомненно, ее большая заслуга. На наших глазах за эти семь лет Эльмира ханум, которая в первые годы своего омбудсманства подвергалась критике с нашей стороны, уже в последующие годы проявила себя как человек, который показала, что она может с нами работать.

Я не знаю, у кого какое отношение к ней и к ее работе, но с нами, с Мониторинговой группой правозащитных организаций, омбудсман работала очень доброжелательно. Она немедленно реагировала с на проблемы, с которыми люди обращались к нам, отвечала или прибывала по нашему звонку на место тот или иного случая и как могла, она нам помогала, делала все, что было в ее силах. И на наших глазах, фактически, этот человек рос на своей этой позиции.

Быть омбудсманом – это дело очень довольно-таки непривлекательное, тяжелое и, конечно, ответственное. Я хочу сказать, что Эльмира ханум подвергается критике и сегодня, и я уверена, что если ее назначат на эту должность во второй раз, это назначение очень многим будет не по душе. Но надо отметить, что она сделала все, что было в ее силах. Может быть, она сделала бы еще больше, если бы на нее не оказывалось давление, если бы она была независимой. К сожалению, независимости ей не хватало. А этому, конечно, мешали определенные изъяны, которые есть в нашем обществе, и которые все время довлели над ней.

А тот факт, что полномочия омбудсмана собираются продлить на второй срок, это уже ни в какие рамки не входит, потому что по закону один человек может быть избран уполномоченным по правам человека один раз на семилетний срок. Значит, опять срабатывает азербайджанская практика вносить изменения в законы. Это уже яркий показатель недемократического подхода к решению той или иной проблемы.

Расим Бабаев
# 771
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#