Пожары в России: политические последствия аномальных явлений

Пожары в России: политические последствия аномальных явлений
23 августа 2010
# 13:18
Улучшилась ситуация с пожарами в России, отменен режим чрезвычайного положения во многих регионах, стабилизировалась обстановка в Москве. Что касается премьер-министра Путина, то последний лично тушил пожары, сев за штурвал вертолета.

Но главными все же сегодня являются не экологические, а политические проблемы. Сегодня политические последствия пожаров оценивать рано, хотя очевидно, что они могут быть отрицательными. Впервые за долгие годы в России возникло столь активное недовольство, связанное с неэффективностью системы управления.

За все это время мы стали свидетелями откровенного недовольства, высказанного в отношении чиновников президентом России Дмитрием Медведевым. Что касается Владимира Путина, то известно, что рейтинг премьера всегда строился на антикризисных действиях. Так было когда Путин пришел к власти в 1999 году, в период финансово-экономического, политического кризисов, во время войны на Северном Кавказе. Он всегда находился в эпицентре событий и в периоды громких терактов.

Но на сей раз, судя по всему, власть столкнулась с серьезными проблемами. В СМИ прозвучали чрезвычайно жесткие и критические оценки. На этом фоне появились даже «народные герои» - добровольцы, рядовые пожарники, местные жители, которые были вынуждены бороться с огнем подручными средствами вопреки сопротивлению бюрократии.

А что же власть?

Ситуация с пожарами выявила не только слабую организацию и недостаточную подготовленность к ним, но и значительные противоречия между властными структурами России. Характерен в связи с этим комментарий одной из российских газет: «Надеемся, что премьер не слишком задержал вылет пожарного Бе-200, если представить, сколько народу было отвлечено для организации визита, проверки техники, обеспечения охраны. … Ему зарплату платят за правильную организацию деятельности министерств и ведомств. То есть за то, чтобы пожары тушили профессионалы, а не он лично».

Вслед за этим началось обсуждение того, имел ли Путин юридическое право садиться за штурвал. Ощущение того, что власть занимается не вопросами тушения пожаров, а решает свои имиджевые проблемы.
Немало публикаций появилось и в связи с компенсациями. Вначале речь шла о том, что жертвы сгоревших домов получал 10 тыс. руб. на текущие расходы, 200 тыс. за утраченное движимое и недвижимое имущество, 2 млн на возведение дома еще 1 млн. на инфраструктуру. Об этом Путин говорил на встрече с жителями села Моховое Луховицкого района Московской области. Однако позже 10 августа в Рязанской области премьер заявил, что компенсация составит сумму, равную рыночной стоимости жилья в этом месте по количеству квадратных метров. «Но не больше 2 млн. рублей», - сказал он. При этом он практически проигнорировал жалобы жителей на то, что местные власти заставляют их отказываться от компенсаций, заставляя подписывать заявления на строительство домов.

Все это время, в отличие от премьера президент Медведев наносил удары по бюрократии и региональным руководителям.

Кто же виноват в сложившейся ситуации?

Главной его мишенью стал Минздравсоцразвития. Именно министр Татьяна Голикова подверглась наибольшей критике со стороны СМИ. Тот факт, что Минздравсоцразвития подвергается такой критике – не случаен и в силу того, что Голикова – пожалуй, один из самых политически слабых министров, отвечающих при этом за наиболее чувствительную – социальную сферу. Медведев, еще будучи вице-премьером в правительстве при президенте Путине занимался вопросами нацпроекта «Здоровье» и тема поставок оборудования и организация здравоохранения для него персонально близкая и хорошо знакомая.

Таким образом на фоне прямого общения Путина с народом, Медведев «расправлялся» с чиновниками. Основными виновниками стали также региональные власти, а также ответственные чиновники, не вышедшие из отпуска. Так, был отправлен в отставку начальник управления лесного хозяйства по Московской области и Москве Сергей Гордейченко. Такое решение было принято в связи с критикой президента РФ Дмитрия Медведева. 9 августа он заявил, что чиновникам, которые не вышли из отпусков, несмотря на ситуацию с лесными пожарами, придется покинуть свои посты. «А зачем нам нужны такие специалисты по лесному делу? Пусть отдыхают на Канарах», — сказал президент на совещании в Йошкар-Оле.

Непростая ситуация сложилась вокруг московского мэра Юрия Лужкова. 6 августа разразился скандал вокруг заявления пресс-секретаря мэра Сергея Цоя, который в интервью охарактеризовал ситуацию в Москве в относительно позитивном ключе и заявил о том, что Юрий Лужков не намерен возвращаться из отпуска. Впоследствии Цой опроверг эти слова, выразив готовность подать иск против издания за клевету. Лужков, тем временем, был вынужден выйти из отпуска. Однако это решение было по-разному расценено Путиным и Медведевым. Премьер-министр на встрече с мэром Москвы фактически похвалил Лужкова за своевременное возвращение. Однако спустя буквально несколько часов последовало заявление источника в Кремле: он подчеркнул, что «это надо было сделать раньше». «В такой ситуации, которая сложилась в городе, крайне важно, чтобы власти находились на месте и непосредственно лично каждую минуту принимали все возможные меры для оказания помощи жителям и приезжим», - уточнил он.

Такие противоречия в оценке, скорее всего связаны с разногласиями внутри федерального руководства относительно дальнейшей судьбы мэра. Судя по последним оценкам, Владимир Путин склоняется в большей степени к тому, чтобы отложить вопрос его ротации на какое-то время. В то же время политическое давление на московские власти сохраняется. Подтверждением этого стало критическое заявление Дмитрия Медведева о необходимости правительству Москвы уделить больше внимания развитию конкуренции на региональном рынке и ряд других замечаний.

Последние опросы общественного мнения в России свидетельствуют о значительном снижении доверия к властным структурам. Понятно, что речь идет о негативных последствиях проблем пожаротушения и деятельности соответствующих структур, не проявивших должной организации и профессионализма. А это в свою очередь бьет по престижу власти и ее прямых представителей.

Параллельно выявились и пробелы в Лесном кодексе, недостатки федеративной реформы и реформы местного самоуправления, безответственность регионального начальства, которое в создавшихся условиях предпочитает затушевывать масштабы бедствия в глазах федерального начальства. А это уже опасно тем, что даже при сохранении высокого уровня доверия к политическим лидерам происходит девальвация главного достижения с точки зрения защитников нынешней политики – создание стабильного и дееспособного государства. Все это несомненно станет предметом серьезных политических выводов, которые сделает для себя нынешняя политическая элита. Во имя этого, собственно, и проводилось в России большинство политических и экономических реформ последнего десятилетия.

Фикрет Садыхов, политолог
# 592
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#