Юрий Симонян: «По карабахскому вопросу армянское общество консолидировано»

Юрий Симонян:  «По карабахскому вопросу армянское общество консолидировано»
9 июня 2010
# 20:00
Интервью Vesti.Az с обозревателем отдела политики стран ближнего зарубежья российской «Независимой газеты» Юрием Симоняном

- Владимир Путин находится с официальным визитом в Турции. До него относительно недавно там побывал Дмитрий Медведев. Оцените, пожалуйста, уровень взаимоотношений двух стран.

-Динамичное развитие отношений Москвы и Анкары, наблюдающееся в последнее время, получило столько лестных оценок, что добавить что-то существенное трудно. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество двух стран, двух супердержав, конкретно присутствующих на Южном Кавказе, действительно позитивное явление. Крепость и надежность экономических связей столь крупных «игроков» способна предопределить дальнейшую политическую стабильность южнокавказского региона. Углубление же российско-турецких экономических отношений зависит от договороспособности лидеров двух стран, от выполнения сторонами контрактных обязательств, предусматриваемых теми крупными проектами, реализацию которых затевают Москва и Анкара. Взаимный же интерес у России и Турции, желание продвигать партнерство сейчас выражены весьма ярко.

- Тесное сотрудничество этих двух стран, как экономическое, так и политическое, может повлиять на ускорение процесса разрешения нагорно-карабахского конфликта?

- На данном этапе было бы слишком оптимистично считать, что партнерство Москвы и Анкары способно существенно ускорить разрешение нагорно-карабахского конфликта. Российская сторона в последнее время демонстрирует приверженность к дифференциации политических линий и проблем. Во всяком случае, когда армяно-турецкий процесс примирения еще не зашел окончательно в тупик и оставалась надежда на поступательное развитие событий, премьер-министр РФ Владимир Путин во время визита своего турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию, обозначил позицию Москвы: армяно-турецкий процесс не желательно сопрягать с армяно-азербайджанским.

- Азербайджан несколько месяцев назад принял обновленные Мадридские принципы, подготовленные сопредседателями МГ ОБСЕ, а Армения до сих пор не дала ответа. Как долго официальный Ереван будет тянуть с ответом и каким он будет в итоге?

- Мне трудно предсказать, когда Ереван даст ответ, поскольку сам переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией проходит под завесой повышенной секретности. По окончании каждого раунда переговоров стороны выражают удовлетворение состоявшейся встречей, выражают надежду на скорый прогресс. Посредники в свою очередь многозначительно намекают на серьезное сближение позиций Баку и Еревана – вот-вот, мол, все решится так, как устраивает всех, и никто не останется в обиде... Но проходит какое-то время и конфликтующие стороны, высказываясь на тему урегулирования, говорят взаимоисключающие вещи. И становится ясно, что до развязки, до разрешения конфликта достаточно далеко.

Что же касается Мадридских принципов, тем более обновленных, то, что они подразумевают, сказать точно не видится возможным. Вроде, речь идет о поэтапном освобождении армянской стороной некоторых районов, периодически в различные издания «сливается информация» о схеме: то 2+3+2, то 2+5, то 1+1+2+2+1, еще что-то, но... Опять же Баку говорит одно, Ереван – другое. Вот и не так давно армянская сторона, например, по обновленным принципам заметила, что ничего нового в них нет.

Еще один важный фактор: Нагорный Карабах все активнее желает вернуться за стол переговоров и участвовать в них, утверждая, что без его согласия никакое принятое решение не будет жизнеспособным.

Каким в итоге будет ответное или встречное официальное предложение Еревана и в какой форме – это решать властям Армении. На уровне предположения можно допустить, что, скажем, на передачу прилегающих к Нагорному Карабаху районов армянская сторона может согласиться в обмен на отказ Баку от притязаний на сам Нагорный Карабах, что тоже трудно представить... Впрочем, все это на уровне догадок.

- На сегодня Армения находится в незавидном экономическом и геополитическом, полублокадном положении. Не кажется ли вам, что в такой ситуации было бы более разумно вернуть оккупированные азербайджанские земли, наладить тесное, в том числе экономическое сотрудничество с Азербайджаном и зажить, как говорится, совсем по-другому?

- Я достаточно часто бываю в Армении, и могу с уверенностью сказать, что разговоры о тяжелом экономическом положении этой страны несколько преувеличены. Мне трудно сравнивать ситуацию в Армении с ситуацией в Азербайджане, который я, по понятным причинам, не могу посетить. Но охотно верю рассказам своих бакинских друзей и знакомых о том, что Азербайджан шагнул сильно вперед. Пользуясь случаем, хочу искренне от всего сердца пожелать благосостояния каждому азербайджанцу, каждой семье, живущей в Азербайджане!

Что же касается Армении, то и здесь прогресс заметен. Особенно, если вспомнить 90-е годы, когда в стране не было ни света, ни газа, не работало ни одно предприятие, кроме пекарен, все еще остро ощущались последствия катастрофического землетрясения, тяжело было с продуктами и за ними выстраивались очереди. Но все это осталось в прошлом. Сегодня страна живет, строится, развивается. Есть, конечно, свои проблемы. Но где их нет? Идея мира с Азербайджаном по предложенной вами формуле категорически отвергалась в Армении в упомянутые мной тяжелые годы. И не думаю, что эта формула вдруг стала более популярной сегодня.

- Есть версия, что нынешнее правительство Армении готово осуществить все сказанное мной в предыдущем вопросе, однако лично Сержу Саргсяну это не позволяют сделать влиятельная диаспора на Западе и сам Роберт Кочарян. Каково ваше мнение на этот счет?

- Вообще же слухи о влиянии диаспоры на политику Республики Армения мне представляются чересчур преувеличенными. При этом подчеркну, что по карабахскому вопросу все армянское общество, включая, естественно, и власть, - консолидировано. Тут противоречий нет.

- Есть ли, на ваш взгляд, предпосылки к тому, чтобы в 2010 году мы стали свидетелями каких-либо подвижек в нагорно-карабахском урегулировании?

- Хотелось бы, конечно, видеть не только подвижки, но и заключение реального мира и между азербайджанским и армянским народами, и во всем «горячем» Южном Кавказе. К сожалению, на данный момент это очень смелые надежды, или, скажем так, некий тост, чем реальные предпосылки. Между конфликтующими сторонами противоречий на самом деле мало, но они очень глубокие. Настолько глубокие, что не позволяют мне поделиться оптимистичным прогнозом на нынешний год. Был бы счастлив ошибиться, но, думается, это не тот случай.

Гамид Гамидов
# 931
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#