Иса Гамбар: «Я нарисовал портреты тех, кто работает на иностранные спецслужбы…» - ИНТЕРВЬЮ

Иса Гамбар: «Я нарисовал портреты тех, кто работает на иностранные спецслужбы…» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
12 февраля 2010
# 15:12
«В отличие от некоторых, я не собираюсь покидать председательство и становиться лидером партии»

Председатель партии «Мусават» Иса Гамбар дал интервью АПА.

- На заседании Меджлиса партии Вы выступили по поводу подготовки к парламентскими выборам, и в настоящее время в «Мусават» идет процесс определения кандидатов. Сколько кандидатов Вы намерены выдвинуть и на сколько мест претендуете?

- Несмотря на то, что определение кандидатов является очень важной частью подготовки к выборам, это всего лишь часть процесса. Мы подходим к вопросу комплексно. У нас имеется план действий, принятый еще в прошлом году, и в настоящее время идет лишь процесс уточнения деталей программы нашего участия в выборах, усовершенствования. Это большая, комплексная цель, и у нас тут, в первую очередь, имеются идеи, направленные на усовершенствование законодательства. Они доведены до общества, озвучены в парламенте, а также представлены в ММ в виде конкретных законопроектов.

Тут имеются вопросы создания в стране нормальной выборной атмосферы, соблюдения свобод, свободы слова и прессы, права на свободу собраний. В этом направлении работа ведется и будет вестись. Идет работа по определению формы нашего участия на выборах, сил, с которыми мы будем союзничать. На заседании Меджлиса я сказал, что нашей идеей, нашим предложением другим силам является сотрудничество с реальной оппозицией и выдвижение по каждому округу сильных кандидатов от оппозиции. Считаю, что найти формы реального сотрудничества вокруг идеи выдвижения сильных кандидатов будет проще.

- Партия «Мусават» отказалась направлять своих представителей в избирательные комиссии. Вы сказали, что для того, чтобы представители были направлены в комиссии, власти предлагали различные должности. Что это за должности?

- Это вопрос, в основном, 2006 года. В то время руководство парламента предложило нам занять выделенные нам места и должности в комиссиях. Мы выступили со встречными предложениями, требуя переформирования комиссий. Только в этом случае мусаватисты будут участвовать в комиссиях. Потому что в условиях, когда комиссии находятся под полным контролем властей, все комиссии возглавляют представители ПЕА, для того, чтобы сделать работу комиссий нормальной и справедливой недостаточно участия нескольких мусаватистов. К сожалению, наши предложения не были приняты, поэтому мы отказались от участия в этих комиссиях. После этого никаких официальных обсуждений не проводилось.

- Может ли в этом году быть пересмотрен вопрос направления представителей в комиссии?

- Если наше предложение будет принято, если оно будет обсуждаться, естественно, мы можем это рассмотреть. Но если не будет паритета, не будут созданы условия для не формального, а реального участия оппозиции в работе избирательных комиссий, мы не будем участвовать в них. Международные организации согласны с этой нашей идеей, по их мнению, избирательные комиссии должны быть переформированы так, чтобы основные стороны, участвующие в выборах, демонстрировали доверие к ним. Если в комиссиях нет равенства, как мы можем доверять ей? То, что комиссии на всех выборах были инструментом фальсификаций, подтверждает нашу правоту.

- Насколько принципиальны международные организации в этом вопросе?

- Международные организации время от времени выражают свое мнение по этому поводу. Н они считают, что азербайджанские власти добровольно вступили в Совет Европы, ОБСЕ и другие международные структуры, приняли уставы этих организаций и взяли на себя определенные обязательства. Международные организации ожидают выполнения этих обязательств.

- Одним из основных вопросов программы действий Вы отмечаете единство оппозиции. Очерчены ли рамки организаций, с которыми Вы будете сотрудничать?

- Мы считаем целесообразным единство, сотрудничество реальной оппозиции. Мы говорили об этом и открыто, и доводили до сведения организаций, сотрудничество с которыми считаем целесообразным.

- Почему Вы считаете возможным сотрудничество лишь с ПНФА?

- Считаю, что этот вопрос должен обсуждаться не в прессе, а между организациями.

- Союз за демократию обратился с предложением сотрудничать, не проводя обсуждений в прессе. Но результата не было.

- Предложение поступило. Оно рассматривается. Мы дадим ответ, когда завершим оценку этого предложения.

- Их предложение связано просто с проведением встречи нескольких партий. Неужели так трудно принять решение, участвовать на встрече или нет?

- Обсуждения продолжаются. Речь идет не только о консультациях между «Мусават» и Классическим Народным Фронтом. Их предложение охватывает больший масштаб. Право на ответ находится не только у нас, свое отношение к предложению должны выразить и другие организации. Когда обсуждения завершатся, вопрос будет прояснен.

- Как Вы относитесь к этому предложению?

- Я всегда был сторонником консультаций. Но давайте подождем. С каких позиций выступят другие стороны, а потом вернемся к этому разговору.

- Возможно ли создание единого избирательного блока оппозиции, как это было в 2005 году?

- В 2005 году был создан блок 3 политических партий – «Мусават», ПНФА и ДПА. Но были и другие блоки. В то время весь спектр оппозиции не был сосредоточен в одном блоке. И тогда отмечалось, что полного единения оппозиции не произошло. В Азербайджане существуют десятки политических организаций, называющих себя оппозицией, и всем понятно, что объединение всех этих организаций в одном блоке нереально. И поэтому каждая организация выдвигает предложения, исходя из своего видения сотрудничества. Мы же выдвинули предложение о сотрудничестве реальной оппозиции и считаем, что в формате сотрудничества реальной оппозиции также можно учесть и интересы сильных кандидатов некоторых других партий. То есть можно поддерживать и сильные кандидатуры партий, не представленных непосредственно в оппозиционном блоке, общественных деятелей, специалистов, не являющихся членами какой-либо партии. Мы считаем это более реальным форматом.

- Почему же тогда Вы не начинаете переговоры в этом направлении?

- Процесс идет. Просто, мы не являемся сторонниками обсуждения в прессе деталей этого вопроса. Обсуждение в СМИ деталей этого рабочего процесса иногда, вместо пользы, может принести лишние проблемы.

- Отчего же? Если решение уже принято, вопрос поставлен принципиально и есть политическая воля, то какое отрицательное влияние может оказать пресса на это решение?

- Дело в том, что решение еще не принято. После принятия решения мы заявим о формате своего участия на выборах. А обсуждение различных позиций в прессе до принятия решения может привести к ненужным противоречиям. А это затрудняет путь к достижению цели.

- В 2005 году ДПА тоже была с вами. Но на этот раз ДПА не упоминается в списке партий, с которыми вы бы могли сотрудничать…

- У нас нет никаких проблем с ДПА, просто, у разных партий разный подход к сотрудничеству. Золотая середина этих подходов еще не найдена.

- Руководство ПНФА придерживается позиции, что участие в какой-либо коалиции они примут исключительно в составе блока «Азадлыг». Как Вы оцениваете эту позицию?

- Мы все это обсуждаем. И внесем ясность в эти вопросы после достижения результата.

- Депутат Пенах Гусейн считает, что ответственность за единство оппозиции несет Иса Гамбар. А Вы как думаете?

- Пенах Гусейн считает, что ответственность за единство оппозиции лежит на мне, как на лидере оппозиции. То есть это мнение Пенах бея, он считает, что лидером оппозиции является Иса Гамбар, и ответственность должен нести я. Но, во-первых, взваливать ответственность на меня будет правильно только в случае, если этот подход превратится в общее мнение. А во-вторых, если на кого-то возлагается ответственность, то этот человек также должен обладать полномочиями, чтобы предпринимать шаги для достижения цели.

Если большая часть ответственности в объединении оппозиции возлагается на меня, тогда следует обращать внимание и на мои предложения. Если будет достигнуто согласие относительно объединения реальной оппозиции и вопроса выдвижения сильного кандидата от каждого округа, в этом случае мы сможем более интенсивно продвигаться в реализации этих замыслов.

- Есть предложение, чтобы по округам, где выдвигаются кандидатуры оппозиционных лидеров, другие партии своих кандидатов не выдвигали. Есть ли у Вас такое намерение?

- Мы не подходим к этому вопросу так, не считаем, что если речь идет о партийном лидере, то ни один оппозиционер не должен выдвигать свою кандидатуру по этому округу. Наш подход, как я уже отмечал, это подход сильной кандидатуры. Если этот оппозиционер способен провести серьезную избирательную кампанию в округе, и вероятность его победы достаточно высока, то, естественно, другим оппозиционерам не следовало бы выдвигать кандидатуры в том же округе. Это может быть и лидер, и рядовой член какой-либо партии.

- Общие претензии в Ваш адрес в связи с Вашими высказываниями о работе некоторых партий на зарубежные органы спецслужб заключаются в том, что вы не называете имен. Почему Вы их не называете?

- Конечно же, я не принимаю эти претензии. Я установил определенные рамки, и сказал, о каких именно рамках идет речь. Я нарисовал некоторые портреты, и кое-кто из политиков узнал в них себя, и расположил их в предпочтительные для себя рамки. Это их проблема. Еще раз повторяю, что если после моих заявлений вероятность участия на выборах псевдооппозиции вместе с реальной оппозицией устранена, либо превратилась в проблему, уже хорошо.

- Какую работу выполняют эти агенты?

- Они помогают центрам, на которые работают, добиваться поставленных целей в общественно-политической жизни Азербайджана.

- В настоящее время, исключая 5-6 партий, остальные не обладают особым потенциалом. Что же они могут сделать?

- Каждый служит этим центрам в соответствии со своими силами, потенциалом и выделенными для них ресурсами. Чем меньшим потенциалом они располагают, тем лучше. Мои заявления приведут к еще большему ограничению их возможностей.

- Но такого рода обвинения неоднократно звучали и в Ваш адрес. Говорили, к примеру, что Вы работаете на иранские спецслужбы…

- За 20-25 лет моей политической деятельности, в мой адрес было произнесено достаточно лжи и клеветы. Сколько эту ложь не повторяй, она в правду не превратится.

- Лала Шовкет обвиняет Вас в нанесении серьезного вреда единству оппозиции и использовании большевистских методов. Что Вы можете ответить на эти обвинения?

- Партия «Мусават» служит народу уже на протяжении ста лет, ведет борьбу против большевизма. Если моя позиция предотвратила союз реальной оппозиции с игрушечной, это уже является борьбой против большевизма и заслугой перед народом.

- Есть ли среди подразумеваемых Вами партий-агентов те силы, которые когда-то были с Вами? Старались ли они привлечь и Вас к своей линии?

- На разных этапах, в различных форматах, естественно, были такие. Агент никогда не оглашает свою миссию, не заявляет открыто, на какой центр работает. Просто они стараются ослабить нашу общую линию согласно инструкциям, полученным из этих центров, сбить с верного пути.

- Какие шаги планируются в вопросе восстановления пропорциональной избирательной системы?

- Мы продолжим мероприятия в этом направлении. Однако власти не готовы к этому.

- В текущем году истекает срок Вашего руководства. Внутри партии существует такое мнение или же беспокойство по поводу того, что после ухода Исы Гамбара с этого поста партия «Мусават» ослабнет, также как в свое время ПННА и ЛПА…

- Это различные ситуации. «Мусават» не является партией, созданной вокруг одного лица. Это партия, возникшая вокруг идеи и обладающая столетней историей. Во-вторых, в отличие от остальных, я не намерен уйти с поста председателя и стать лидером партии. Структуры партии получат возможность, согласно Уставу, избрать нового председателя, который возглавит партию. Поэтому этот вопрос после парламентских выборов является одним из тех вопросов, которые находятся в центре внимания в стране. Однако я считаю, что мы, как партия «Мусават», представим обществу еще один образец демократии.

- Не опасаетесь ли Вы того, что результаты не будут положительными?

- Все демократические примеры, которые партия «Мусават» привнесла в Азербайджан, дали положительные результаты, и я верю, что и этот результат будет положительным.

- В каком статусе Вы будете представлены в партии?

- Я продолжу свою деятельность в качестве рядового члена партии. Я не намерен быть представленным в руководящих структурах партии. Считаю, что действовать в «Мусават» и в качестве рядового члена партии является честью и большой ответственностью.

- То есть, Вы уйдете, сдав другому руководителю и кабинет?

- Я же сказал, что в отличие от некоторых, я не намерен покинуть пост председателя и стать лидером партии.

- В какой форме Вы будете вмешиваться в работу партии в принципиальных вопросах?

- Насколько рядовой член партии может повлиять на политику партии, я так же, возможно, буду выражать свое мнение. Если будет необходимость…

- Однако в условиях реалий Азербайджана это не кажется правдоподобным…

- Партия «Мусават» в 1918 году дала женщинам в Азербайджане право голоса. В то время эта идея, это новшество не казалось правдоподобным. Однако сейчас все это нормально воспринимают.

- Есть ли у Вас кандидатуры на председательство в партии?

- Какие кандидатуры будут выдвинуты мусаватистами, за кого будем голосовать, тот и будет назначен председателем партии. Выдвигать чью-то кандидатуру – это вопрос, входящий в полномочия съезда партии.

- В любом случае, Вы тоже будете делегатом съезда…

- И проголосую за одного из тех, чьи кандидатуры будут выдвинуты.
# 599
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#