Атланты политики: Он гордо поднялся на эшафот, зная, что сын вернется…

<font color=red>Атланты политики</font>: Он гордо поднялся на эшафот, зная, что сын вернется…
6 февраля 2010
# 14:10
Vesti.Az продолжает рубрику «Атланты политики».
Влияние фактора личности на историю общеизвестно. Величайшие события, происшедшие за все время существования цивилизации, прочно и заслуженно связаны с именами не менее великих людей.

В рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности мужчин - политических, государственных и общественных деятелей разных времен и народов, оставивших неизгладимый след в истории человечества.



…30 января 1649 года. Лондон. Уайт-Холл. Английские короли от Генриха VIII до Якова II жили во дворце Уайт-Холл. Жил здесь и этот человек, который нынче сидит в большом зале дворца. Царственная осанка выдает в нем королевскую особу. Он то долгое время сидит не шелохнувшись, то вдруг вскакивает с места и в ощущаемом беспокойстве расхаживает по большому залу. Все ли он делал правильно? Однако, что сделано, то сделано. Наверное у Стюартов, судьба такая. Бабушка его, Мария также была казнена. А ведь корона по праву принадлежала ей. Да и правление отца Карла Якова П было не радужным. Но он смог сесть на престол, такой желанный его материю Марией, а вот его сын потерял корону. Карл вздохнул и поднял голову. Как будто в первый раз он внимательно рассматривал великолепную потолочную роспись великого Рубенса. Опять вздох сожаления вырвался из его груди. Король уже три дня знал о том, что его казнят. Эти дни он употребил на молитвы с епископом Джоксоном . Он готов к смерти. А корона…? Вовремя он отправил семью во Францию. Сын мой Карл вернет корону! Вот переждет немного, окрепнет и обязательно вернет! Должен вернуть! Народ ныне поддался лживым обещаниям Кромвеля и ему подобным и не ведает что творит. История все поставит на свое место.

А сейчас, самое главное, не показаться сломленным и достойно встретить смерть.
Через несколько часов Карла I повели на казнь…

НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ДОФИН

Карл I был вторым сыном короля Англии и Шотландии Якова I и Анны Датской. Он родился 19 ноября 1600 г. в Данфермлинском дворце в Файфе, Шотландия. В детстве Карл не отличался особенными способностями, поздно научился ходить и говорить. После того, как его отец в 1603 г. стал королём Англии и переехал в Лондон, принц Карл ещё некоторое время оставался в Шотландии, будучи крайне болезненным ребёнком, трудно переносящим переезды. Даже достигнув зрелости, Карл I продолжал испытывать проблемы со здоровьем и был очень низкого роста — всего 162 см.
Наследником престола Англии и Шотландии был старший брат Карла Генри, принц Уэльский, на которого возлагались большие надежды в английском обществе. Карл в 1603 г. был возведён в титул герцога Олбани, а в 1605 г. стал герцогом Йоркским. Однако в 1612 г. принц Генри неожиданно скончался, и Карл стал наследником короля Якова I, принцем Уэльским и графом Честерским (с 1616 г.).
Уже в 1620 г. начались переговоры о браке принца Карла с испанской инфантой, что вызвало недовольство английского парламента, стремящегося к союзу к протестантскими государствами. В то же время принц сильно сблизился с фаворитом своего отца Джорджем Вильерсом, 1-ым герцогом Бекингемом. В 1623 г. они вместе совершили авантюрное путешествие в Мадрид и лично вмешались в переговоры о браке. Но личная неприязнь между Бекингемом и испанским королевским двором, а также требование испанцев о переходе принца в католичество расстроили переговоры и свадьба не состоялась. Более того, Бекингем и Карл по возвращению в Англию выступили за разрыв отношений с Испанией и объявление войны. Уже в 1624 г. английский экспедиционный корпус высадился в Нидерландах для ведения военных действий против испанской армии. Одновременно начались переговоры о браке Карла и Генриетты-Марии, дочери Генриха IV, короля Франции.. По условиям соглашения с французами Карл обязался негласно предоставить католикам свободу вероисповедания

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ

27 марта 1625 умер Яков I, и Карл унаследовал престол. Главным советником его оставался Бекингем, имевший на него огромное влияние.
1 мая 1625 Карл I заключает брак с Генриеттой-Марией. Парламенты 1625 и 1626 требуют отставки Бекингема, отмены монополий на торговлю и производство и отказываются вотировать новые налоги. В ответ Карл I распускает парламенты, делает несколько займов, посылает военную экспедицию в Кадис с целью захвата испанского серебряного флота, которая заканчивается провалом.
В 1628 король посылает Бекингема на помощь осажденным во французской крепости Ла-Рошель гугенотам, однако и здесь англичане терпят поражение. 17 марта 1628 - 2 марта 1629 заседал третий парламент в годы правления Карла I. 7 июня 1628 парламент подал королю "Петицию о праве". Карл утвердил петицию 17 июня 1628, а 23 августа пуританин Джон Фелтон убивает Бекингема.

Незаконный сбор податей, вопреки «петиции о правах», возбудил негодование в парламенте, который был в 1629 г. снова распущен Карлом. После этого он правил 11 лет сам, доставая деньги поборами, штрафами, монополиями и тому подобными путями. В это время выдвинулся Томас Уэнтворт, впоследствии граф Страффорд, человек даровитый, но жестокий и властолюбивый; он придумал план, введения абсолютной власти короля, при помощи постоянного войска, и с успехом применял его сам, будучи наместником Ирландии. Желая ввести повсюду в королевстве единую епископальную церковь, Карл преследовал пуританство, отдавая перед ним предпочтение даже папизму; примасу Лоду он разрешил ввести безбрачие духовенства, учение о чистилище, молитву об умерших и многие другие догматы, сближавшие церковь с Римом.

ПОЛИТИКА В ШОТЛАНДИИ

Основными целями политики Карла I были усиление власти короля и, что, возможно, ещё более важно, церкви. Ради этого король был готов пожертвовать традиционными правами сословий и принципом неприкосновенности частной собственности его подданных. Трагедия правления Карла I во многом, однако, объяснялась не столько целями короля, сколько методами их реализации: почти всегда плохо продуманными, слишком прямолинейными и с четко выраженной окраской келейности, что влекло за собой рост недовольства широких слоев населения и усиление оппозиции королю. Кроме того, в отличие от своего отца, Карл I не был близко знаком с обстановкой в Шотландии, а среди его советников практически не было шотландцев. В результате единственным способом коммуникации с шотландскими оппозиционерами стало силовое давление, аресты и манипулирование королевскими прерогативами. В 1625 г. Карл I издал «Акт о ревокации», согласно которому аннулировались все земельные пожалования королями Шотландии, начиная с 1540 г. Прежде всего это касалось бывших церковных земель, секуляризированных в период Реформации. Дворяне могли сохранить эти земли в своей собственности, но при условии денежной компенсации, которая шла на поддержку церкви. Этот указ затрагивал большую часть шотландского дворянства и вызвал массовое недовольство. Однако король отказался рассматривать петицию шотландцев против ревокации. В том же году парламент Шотландии под давлением короля санкционировал обложение налогом на четыре года вперед. Это вскоре привело к тому, что налогообложение земель и доходов в стране стало постоянным, а такая практика не соответствовала традиционным для Шотландии представлениям об источниках финансирования короля.
Практически с самого начала своего правления Карл I стал активно привлекать на высшие государственные должности епископов. Первым лицом королевской администрации Шотландии стал Джон Споттисвуд, архиепископ Сент-Эндрюсский, лорд-канцлер с 1635 г. Большиство в королевском совете перешло к епископам в ущерб шотландским аристократам, епископы также фактически стали определять состав Комитета статей и кандидатуры на должности мировых судей. К сожалению, значительная часть представителей шотландского епископата того времени не пользовалась авторитетом у своей паствы и не имела связей с дворянством. Аристократия же, оттесненная от управления, не имела доступа к королю, двор которого практически постоянно находился в Лондоне.

ДВОРЯНСКАЯ ОППОЗИЦИЯ

Оппозиция, прежде всего дворянская, правлению Карла I возникла практически сразу после его вступления на престол. Пытаясь не допустить её усиления, король после 1626 г. отказывался созывать парламент Шотландии и генеральную ассамблею шотландской церкви. Лишь в 1633 г., во время первого приезда короля в Шотландии, был созван парламент, который под давлением Карла I утвердил акт о супрематии короля в вопросах религии. Одновременно Карл I ввёл в шотландское богослужение ряд англиканских канонов и образовал новое епископство – Эдинбургское, во главе которого встал Уильям Форбс, ярый сторонник англиканских реформ. Это вызвало взрыв возмущения в Шотландии, однако Карл I вновь отказался рассматривать петицию шотландских дворян против церковных нововведений и манипулирования королем выборами в парламент. Один из авторов петиции, лорд Балмерино был в 1634 г. арестован и приговорен к смерти по обвинению в измене.
Несмотря на рост оппозиции королевским реформам в сфере богослужения, Карл I продолжил политику сближения шотландского пресвитерианства с англиканством. В 1636 г. за подписью короля были изданы реформированные каноны шотландской церкви, в которых отсутствовало упоминание о пресвитериях и приходских собраниях, а в 1637 г. введена новая литургия, культ святых, богатое церковное убранство и предусматривающая целый ряд англиканских элементов. Эти реформы были восприняты в шотландском обществе как попытка реставрации католических обрядов и вызвали консалидацию всех сословий в оппозиции католицизму, епископату и авторитаризму короля.

ШОТЛАНДСКИЙ БУНТ

23 июля 1637 г. попытка провести первое богослужение по новой литургии в Эдинбурге вызвало стихийное восстание горожан. Этот бунт был немедленно поддержан в разных частях Шотландии и вызвал поток петиций королю из различных графств и городов против реформы литургии. В ответ Карл I приказал удалить из Эдинбурга петиционеров. Лидеры дворянской оппозиции (Балмерино, Лаудон, Роутс) подали королю протестацию против епископата и реформы церкви и объявили о созыве собрания сословий Шотландии. Под давлением роста движения епископы были вынуждены покинуть шотландский королевский совет, более того, ряд его членов присоединились к оппозиции (граф Траквер, лорд Лорн).
28 февраля 1638 г. в Эдинбурге представителями шотландской аристократии, дворянства, духовенства и городов был подписан Национальный ковенант — манифест оппозиции, осуждавший попытки реформирования пресвитерианской церкви и предусматривающий совместные действия шотландской нации для защиты религии. Ковенант также утвердил супрематию парламента в законодательной сфере, сохранив, однако, лояльность королю. Копии этого манифеста были разосланы в основные города и графства Шотландии и по всей стране подписание и клятвы верности Ковенанту приняли массовый характер. Шотландцы сплотились вокруг Национального Ковенанта на защиту своей веры.
На переговоры с ковенантерами король направил маркиза Гамильтона и предложил приостановить действие новых канонов и литургии. Однако это уже не могло удовлетворить шотландцев, требующих теперь полной ликвидации епископата. Провал миссии Гамильтона заставил Карла I расширить свои уступки: 10 сентября 1638 г. было отменено действие «Пяти статей», всех новаций в богослужении и подтверждено «Негативное исповедание» Иакова VI. Король также согласился на созыв генеральной ассамблеи шотландской церкви в Глазго. На выборах ковенантеры одержали полную победу. В результате ассамблея, отменив все церковные реформы короля, приняла решение об упразднении епископата. Это означало разрыв с королем и начало войн между Карлом I и его шотландскими поддаными, вошедших в историю под названием «Епископские войны».

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

В это время вспыхнуло восстание в Ирландии, где Карл собрал деньги от католиков, обещав им льготы, но не исполнил обещанного. После окончательного разрыва с парламентом Карл, 23 августа 1642 г., поднял в Ноттингеме королевское знамя, чем формально началась гражданская война. После первых побед Карла и нерешительных битв 1644 и 1645 гг., 14 июля 1645 г. произошло сражение при Незби; здесь у побежденного Карла были захвачены его бумаги, обнаружившие его сделки с католиками, обращение за помощью к иностранным державам, соглашение с ирландцами. В мае 1646 года Карл явился в лагерь шотландцев в Кельгэме и содержался в Шотландии почти как узник, лавируя в своих обещаниях между пуританами и пресвитерианцами, пока в январе 1647 года не был, за 400 000 фунтов стерлингов, передан в руки английского парламента, который поместил его в Гольмби, под строгим надзором. Отсюда, захваченный армией, Карл переведён был в Хэмптон-Кортский дворец. Кромвель и Айртон предложили ему условия возвращения власти, очень умеренные; но Карл, надеясь получить больше выгод, тайно переговаривался с парламентом и шотландцами и уклонялся от предложений Кромвеля; в ноябре 1647 года он бежал на остров Уайт, но вскоре вновь попал в плен.

СУДИЛИЩЕ И КАЗНЬ

Подстрекательства к восстанию, которые он продолжал и из тюрьмы, привели к петициям от всех полков о назначении суда над Карлом. Было выбрано 150 комиссаров (потом число их уменьшено до 135), с юристом Джоном Брэдшоу во главе, для суда над королем. Карл предстал перед этим судилищем, отказался от защитника, считая происходящее незаконным. Однако это не помешало суду под давлением Кромвеля признать короля виновным, как тирана, изменника и врага отечества, и присудить его к смерти. Это был беспрецедентный случай, когда народ судил своего короля, признал его виновным и казнил. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле. В предсмертной речи заявил с эшафота собравшейся толпе: "Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь - это совершенно различные понятия". За несколько минут до казни Карл I продолжал отстаивать абсолютизм с таким же упрямством, как и в годы наибольшего расцвета своего могущества. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев казни указываю на то, что когда палач поднял отрубленную голову на всеобщее обозрение, в толпе, собравшейся перед эшафотом, раздались дружные стоны и рыдания.
Тело Карла было отвезено в Виндзор и 8 февраля погребено без всякого отпевания.
***
Летом 1660 года в Лондон триумфально въехал сын казненного монарха Карл Второй Стюарт. Народ ликовал. Толпа надеялась, как всегда при долгожданной «перемене», на самое лучшее. В очередную годовщину казни Карла Первого 30 января 1661 года прах Кромвеля и его сподвижников был извлечен из гробниц в Вестминстерском аббатстве, протащен по лондонским улицам и вздернут на виселицу. На следующий день останки цареубийц выбросили в навозную кучу.
Сын оправдал надежды отца, вернув корону династии. И воцарившись в милом сердцу родителя Уайт-холле. Уайт-холл не был грандиозным зданием наподобие Лувра или Зимнего. Он представлял из себя целый район, застроенный домами разного назначения, с узкими улочками и многочисленными садами, простиравшийся от Темзы до нынешнего Букингемского дворца и от здания парламента до Черинг-Кросс.
Уайт-холл был уничтожен сильным пожаром в 1693 году. Сгорел весь, кроме…

По прихоти судьбы сохранился только банкетный зал с великолепной потолочной росписью Рубенса, где Карл I Стюарт провел последние часы перед казнью.


Фуад Мамедов-Пашабейли
# 737
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#