Али Керимли: «Разве я министр национальной безопасности?» - ИНТЕРВЬЮ

Али Керимли: «Разве я министр национальной безопасности?» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
27 января 2010
# 20:17
Интервью АПА с председателем Партии Народного Фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.

- Началась ли внутри ПНФА и блока «Азадлыг» подготовка к парламентским выборам, которые пройдут в Азербайджане в этом году?

- Пока что мы находимся в начале года выборов, и на данном этапе основной задачей является принятие решений относительно формы и формата участия оппозиции на выборах. Мое мнение таково, что мы в рамках возможностей должны создать широкое объединение оппозиции. Считаю, что объединение реальной части оппозиции повысит интерес и надежду азербайджанского общества на парламентские выборы, а также ресурсы самой оппозиции. Поэтому считаю объединение оппозиции важным условием. Думаю, что это может оказать нам серьезную помощь в достижении успеха на этих парламентских выборах. Однако объединение оппозиции не должно означать, что должны объединиться все структуры, претендующие на звание оппозиционных. Нет сомнений, что не сумевшие до сих пор высказать принципиальную позицию по отношению к властям, периодически выступавшие с точки зрения интересов не оппозиции, а власти политические силы не должны находиться в подобных объединениях. Это достаточно принципиальный вопрос, и мы сегодня должны его решить. Обсуждения идут и в партии, и в блоке. В принципе, по поводу сказанного мной нет серьезных споров или разногласий. Однако продолжаются обсуждения по конкретизации – какие партии можно считать соответствующими этому принципу, кого блок «Азадлыг» должен выбрать в союзники на этих парламентских выборах. Вероятно, обсуждения дадут результаты в ближайшие месяц-два.

- Намерены ли Вы выдвинуть свою кандидатуру на выборах?

- Пока еще рано принимать окончательное решение. Однако я уже принял предварительное решение о необходимости моего участия на выборах. В целом, несмотря на некоторую сложность ситуации, считаю, что в 2010 году можно будет предпринять определенные шаги в направлении демократии, мобилизовать население на парламентские выборы. Потерянные надежды людей можно вернуть. Для этого в моих планах будет участие на выборах и получение места в первых рядах борьбы.

- В чем причина возникновения разногласий в ходе начавшихся в блоке «Азадлыг» обсуждений, связанных с определением реальной оппозиции?

- Внутри блока идут нормальные обсуждения. Необходимо различать разногласия и разнообразие мнений. Внутри блока нет разногласий. Есть некоторые различия в подходах. В прессе об этом уже прошла информация. Путь достижения консенсуса, принятия совместных решений проходит через совместные обсуждения. Коллег можно убедить аргументами. В настоящее время этот процесс идет. Мы в ходе внутренних обсуждений стараемся убеждать друг друга, мы работает над выбором самого правильного варианта для блока «Азадлыг» и для всего Азербайджана.

- Ваш заместитель Нуреддин Мамедли сказал, что ПНФА уже определилась по поводу реальной оппозиции…

- Мы не намерены конкретно перечислять партии поименно. У нас нет намерения делать такие заявления. Создающийся нами избирательный блок раскроет нашу позицию общественности. Мы постараемся в ходе выборов действовать заодно с теми, кого считаем реальной оппозицией.

- Как относятся к понятию «реальная оппозиция» другие три партии, входящие в блок?

- Особых различий нет. Может быть, что некоторые различия имеются в отношениях между партиями. Но в принципе в отношении к понятию реальная оппозиция и в целом к властям различий во мнениях нет.

- У Вас есть предложение о совместном участии на выборах блока «Азадлыг» и партии «Мусават». Но партия «Мусават» заявляет, что может быть союзником только с ПНФА и не принимает другие партии блока. Как Вы расцениваете такой подход?

- Во-первых, мне не приходилось сталкиваться с подобным конкретным заявлением партии «Мусават». Раньше похожие обсуждения были, и они происходили при формировании центра сотрудничества оппозиции. Но с заявлением «Мусават» о нежелании сотрудничать во время парламентских выборов с блоком «Азадлыг», в том числе с союзниками ПНФА в блоке, не встречался. В целом мое мнение заключается в том, что мы должны придерживаться осмысленного, эффективного и как можно более принципиального единства. Для этого надо поменьше говорить в прессе и больше работать. Поэтому на подобные вопросы я даю общие ответы. Меня сейчас не интересуют шокирующие заявления для привлечения прессы, читателей. Меня больше интересует конечный результат нашей работы. Поэтому пусть пресса не ждет от нас особо интересных заявлений. Наше внимание будет приковано больше к эффективной работе, а не к заявлениям.

- Председатель ПГР Али Алиев заявляет, что он поставил Вам условие в течение недели определиться со свой позицией. Насколько это соответствует действительности?

- Это слухи, которые распространяют наши недоброжелатели. Наши отношения внутри блока «Азадлыг» не такие, чтобы ставились условия. Такое невозможно в рамках блока «Азадлыг». Это выдумки тех, кто хочет видеть проблемы внутри нашего блока.

- Насколько вероятно сотрудничество блока «Азадлыг» с партией «Мусават»?

- Скажем так, что самой вероятной версией является добиться сотрудничества на парламентских выборах между блоком «Азадлыг» и партией «Мусават». Мне кажется, что это в интересах оппозиции и демократических сил в целом. Мы постепенно будем добиваться того, чтобы это сотрудничество, стратегическое единство удалось.

- Однако в такой момент руководство представленной в блоке «Азадлыг» Либеральной партии выдвигает против партии «Мусават» жесткие обвинения. Как Вы считаете, не приведет ли это к еще большему ухудшению отношений?

- Знаете, в многопартийных странах между партиями, как бы это ни было неприятно, но время от времени бывают словесные перепалки. В Азербайджане нам тоже доводилось встречать в истории партий достаточно сложные моменты, взаимные обвинения, заявления, вызывающие только сожаление. Но известно также, что, несмотря на неприятные заявления в прошлом, в 2005 году три большие на то время партии страны сумели создать блок «Азадлыг», добились серьезных результатов.

Несмотря на то, что у нас не было возможности официально закрепить нашу победу с юридической точки зрения, вся мировая общественность наглядно убедилась в том, что оппозиция объединилась, выдвинула по всем округам единых кандидатов, выиграла выборы. Отношения сил, создавших блок «Азадлыг» в 2005 году, были жесткими еще год-два назад. Поэтому нам нужна возможность для того, чтобы свести оппозицию вместе. Мы больше заинтересованы в нахождении общих интересов оппозиции, совпадающих позиций.

Видно, и другие более заинтересованы в том, чтобы увидеть моменты, разделяющие оппозицию, осветить эти моменты, немного преувеличить. Поэтому мы будем больше работать над интересами, которые бы привели оппозицию к единству. Я верю, что интересы, на которых оппозиция может объединиться, достаточно сильны. И для Либеральной партии, и для «Мусават», и для ПНФА большое значение имеет демократизация Азербайджана. Большее значение, чем то, о чем говорит тот или другой индивид. Поэтому желание сотрудничать во имя демократизации Азербайджана, предотвращения фальсификации парламентских выборов должно быть выше чувств мести, взаимных обид, оставшихся в прошлом. И во время бесед с друзьями я стараюсь сделать так, чтобы эта позиция оставалась главной, и нам удалось бы создать настоящее единство.

- Удастся ли Вам прекратить это противостояние?

- Я надеюсь и считаю, что речь идет не о моем прекращении этих споров, а в целом, о недопустимости преобладания интриги над желанием бороться. Я верю, что с приближением выборов все мы будем больше искать моменты сближения, чтобы изменить ситуацию в стране. Так как это факт - по отдельности ни одна партия не способна изменить ситуацию в стране. Прошло достаточно времени, в прежние годы мы пережили подобные случаи, в разные времена все партии истратили свои ресурсы на то, чтобы внутри оппозиции доказать, что они сильнее всех. Бывает даже, к сожалению, что одна партия даже пытается унизить другую. Однако практика долгих лет показала, что эта борьба не приблизила нас к демократизации страны ни на шаг. Ни одна из самоуверенных партий – включая и нас самих – поодиночке не добилась никакого серьезного успеха в направлении демократизации страны. Так же ни одна партия не добилась массовой борьбы народа за демократию. Поэтому я считаю, что сейчас пережившие несправедливость долгих лет и функционеры оппозиционных партий, и рядовые члены, в особенности лидеры должны осознать, что нужно сделать так, чтобы не потерять новую возможность, созданную в 2010 году. Мы потратим этот свой шанс на бесполезные дискуссии на тему борьбы амбиций, сплетни, выяснения, кто прав, кто сильней? Или, проявив немного терпения, обдумаем объединяющие нас моменты и создадим реальное единство, чем сделаем какие-то шаги к демократии? Мне кажется, что в итоге будут больше поддерживаться инициативы, направленные на единство. Через некоторое время с повестки дня уйдут эти взаимные эмоциональные заявления, которые делаются сегодня. Мы видели в истории партии множество подобных моментов.

- Союз за демократию провел встречу с руководством блока «Азадлыг» и выдвинул определенные предложения. Как Вы расцениваете эти предложения?

- Мы договорились, не давать прессе никакой информации относительно этой встречей, кроме самого факта ее проведения. В связи с этим в год выборов консультации отдельных политических партий являются нормальным и естественным явлением. Нужно радоваться тому, что, несмотря на всяческие взаимные обвинения в прошлом, все оппозиционные силы страны могут переговариваться, консультироваться друг с другом. Эту встречу тоже нужно оценивать с данной точки зрения. Поднятые в ходе встречи внутри блока «Азадлыг» вопросы обсуждаются.

- Продолжатся ли эти переговоры?

- Посмотрим.

- Как Вы расцениваете озвученные главой партии «Мусават» Исой Гамбаром обвинения относительно того, что некоторые оппозиционные партии работают на Иран, Россию и власти?

- Данный вопрос нужно обсуждать с Иса бейем. Если Иса бей пожелает, может сделать более конкретные заявления, чтобы эти начавшиеся дискуссии прояснились. Однако, как я уже отметил, в данный момент меня интересуют не столько моменты, вызывающие дополнительное противостояние внутри оппозиции, сколько моменты объединеняющие.

- Задумываетесь ли Вы о том, насколько эти обвинения соответствуют действительности?

- Разве я министр национальной безопасности?
# 488
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#