«В два часа ночи Гейдар Алиев вызвал меня к себе…»

«В два часа ночи Гейдар Алиев вызвал меня к себе…»
14 декабря 2009
# 20:00
Ариф Агаев – чрезвычайный и полномочный посол Азербайджанской Республики в Республике Кыргызстан. Несколько лет назад его знали как главу Исполнительной власти Ясамальского района города Баку. Да и сейчас в памяти многих людей он остался как «глава Исполнительной власти Ариф Агаев». До того как передать наш разговор и старые воспоминания, хочу вспомнить слова, которые, я услышала от поэта Вагифа Бахманли на встрече в Бишкеке, посвященной молодым писателям стран-членов СНГ: «Из-за нехватки времени, мне не удалось встретиться с Арифом Агаевым. Но обязательно передайте ему мое приветствие. У моей покойной матери была квартира в Ясамальском районе. Я не как не мог перевести ее на имя своей дочери. И был вынужден пойти на прием Арифа Агаева. Он решил проблему в течение 15 минут. Совершенно безвозмездно. Сейчас моя дочь счастливо живет в этой квартире».

СЫН ПРОКУРОРА

Его покойный отец Агадулла Алирза оглу родился в 1920 году. Он был прокурором, и поэтому многие годы его командировали в разные районы Азербайджана. Поэтому и детям часто приходилось менять школу. И поэтому Ариф Агаев десятый класс в 1969 году окончил в Джалилабадском районе. Проявивший активность в пионерских и комсомольских организациях сын прокурора так же выступал в школьном кружке самодеятельности. В тот же год Ариф принял участие на музыкальном фестивале школьников, который проходил в филармонии в Баку. На этом фестивале он исполнил песню Эйнуллы Джабраилова «Nə qəşəng bəzənmisən». Голос Арифа Агаева оценили Сеид Шушински и народная артистка СССР Шовкет Мамедова. Он занимает на этом фестивале первое место, и становится лауреатом. Сеид Шушински советует ему остаться в этой профессии, но Ариф Агаев поступает на факультет энергетики Азербайджанского института нефти и химии. Затем долгие годы трудится на комсомольских и партийных работах. В течение нескольких созывов он являлся депутатом Верховного совета Азербайджанской Республики. Но он в своей трудовой деятельности особенно выделяет один момент…

ИСТОРИЯ САРЫ ХАНЫМ

- В 1975 году я был директором Бакинского энергетического техникума. Как-то раз я увидел на первом этаже пожилую женщину в поношенной одежде и порванной обуви, которая пыталась пройти в мой кабинет, но ее не пускали. Я подошел, и спросил - кто она? Она сказала, что ей нужен директор этого техникума. Из большой матерчатой сумки она вытащила какие-то бумаги, и сказала, что она дочь Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Я остолбенел от удивления. Судьба человека, который жил во дворцах в довольстве и богатстве, меня потрясла. Я пригласил ее в кабинет. Мы поговорили. Она высыпала документы на стол и сказала, что ей уже не нужно богатство. Но она обращалась во многие инстанции для того, чтобы обелить имя своего отца. Но везде, куда бы она ни пошла, перед ней закрывались двери, ее выгоняли как нищенку. Оскорбляли…

Также я узнал, что ей негде жить. В тот же день я создал условия в одной из комнат в подвале техникума, и сказал Саре ханым, что она может оставаться здесь, до тех пор, пока не решится проблема с ее проживанием. Некоторое время она прожила там. Потом мы переселили ее на первый этаж. Я определил к ней в помощники одну из студенток техникума. Маиса ханым (его супруга Маиса Рагимова – доктор исторических наук, профессор, директор Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана) каждый день присылала ей еду, а раз в неделю мы приглашали ее домой, принять душ. В возглавляемом мной техникуме была отличная столовая. Я позвал к себе заведующего столовой, и сказал, чтобы он каждый день присылал ей еду.

ОБ ЭТОМ УЗНАЛ ГЕЙДАР АЛИЕВ

В 1976 году в клубе имени Дзержинского – в нынешнем Муниципальном театре проходил 45-ый съезд Партийного комитета города Баку. Я тогда был секретарем комсомольского комитета города Баку. На заседании я выступил с критикой и сказал, что нашел дочь Гаджи Зейналабдина Тагиева. Я сказал, что никто не хочет ей помочь. Председательствовал на заседании первый секретарь Партийного комитета Азербайджанской Советской Социалистической Республики Гейдар Алиев. Он спросил меня:
- А что сделал ты?

Я ответил, что со стороны техникума ей оказана помощь. Было начало октября. Спустя два дня после этого разговора, мне позвонил помощник Гейдара Алиева Вафа Гулузаде и сказал, что хочет увидеть квартиру, в которой проживает Сара ханым. Мы встретились, и он ознакомился с условиями квартиры. Ровно через два дня по указанию Гейдара Алиева Исполнительная сласть города Баку выделила ей 2-комнатную квартиру на улице Шахбази, 104, в доме который принадлежал ее отцу. Потом я отремонтировал ее квартиру.

Затем она попросила меня помочь в переезде в Баку ее дочери Сафии и сына, которые в то время проживали в Туркменистане. По истечению некоторого времени я привез в Баку ее детей. Прошло время. Сара ханым уже реабилитировала имя своего отца. В декабре 1991 года мы поместили ее в больницу. 26 декабря мы вместе с Маисой ханым посетили ее в больнице. 27 декабря нам позвонили из больницы и сказали, что она скончалась.
В то время я был главой Исполнительной власти Ясамальского района. Я позвонил в Аппарат президента и сообщил о кончине Сары ханым, также я сказал, что надо устроить прощальную церемонию в Музее истории, где она родилась, и похоронить рядом с могилой отца, а также дать распоряжение о публикации некролога. В то время президентом был Аяз Муталлибов. Меня выслушала его помощница Гюльшад, и сказала, что через некоторое время даст мне ответ. В тот же день как я и хотел Сару ханым проводили в последний путь из здания Музея истории. Она была похоронена в Шувелане, рядом с отцом. В газетах опубликовали некрологи. В то время «правили» представители Партии народного фронта. Но ни один из них не поинтересовался, нужна ли нам помощь?

Поминки мы организовали вместе с членами моей семьи, а также с помощью одной моей сотрудницы в Службе социального обеспечения – Джейран ханым Гусейновой.

РАФАЭЛЬ АЛЛАХВЕРДИЕВ ОТКАЗАЛСЯ…

Согласно документам Сары ханым, и по разговорам с ней я знал, что у покойного Гаджи Зейналабдина Тагиева была большая конюшня в Шувелане. Я разузнал, что в этом месте сейчас расположена туберкулезная больница. Здесь был огромный двор. Были также не используемые участки. Однажды я сказал главе Исполнительной власти города Баку Рафаэлю Аллахвердиеву о своем желании передать часть этой конюшни дочери Сары Тагиевой Шафие, и отремонтировать дом. Он не дал разрешение на это. Как-то я рассказал об этом заместителю Рафаэля Аллахвердиева Абульфату Алиеву. Он сказал мне: «Подожди пока, мы решим этот вопрос после того, как руководитель отправится в командировку». Он выполнил свое обещание. И решил этот вопрос, как только глава уехал в командировку. По распоряжению мы передали половину этого участка сыну и дочери Сары ханым.

К ВЛАСТИ ПРИШЕЛ НАРОДНЫЙ ФРОНТ

В 1991 году, когда к власти пришли представители Партии народного фронта, они как партноменклатуру уволили с должности Арифа Агаева. Но оставили его депутатские полномочия. Он вспоминает одно памятное событие этих дней:

«Будучи депутатом Верховного Совета, мы с Зейнаб Ханларовой (в будущем сват А.Агаева) разговаривали в фойе Верховного Совета. Должен сказать, что у нас всегда были очень близкие отношения с Зейнаб ханым. Мы и подумать тогда не могли, что когда-то станем родственниками. У нас даже есть совместные фотографии, в Верховном Совете мы постоянно сидели рядом. Однажды произошло очень странное событие. Было 13 октября 1991 года. Мы стояли в вестибюле и разговаривали. Гейдар Алиев также был депутатом Верховного Совета. Когда он проходил мимо, все люди сторонились и разбегались. Зейнаб ханым мне сказала:«Пойдем, познакомимся с Гейдаром Алиевым. Ты не против?» Я сказал, что нет. Гейдар Алиев в это время поднимался по лестнице. Зейнаб ханым подошла к нему, поздоровалась и представила меня. Мы долго потом стояли и разговаривали»...

…Когда Азербайджанское государство было в опасности, Ариф Агаев, как и многие дальновидные и интеллигентные люди, создает вокруг себя группу, состоящую из депутатов Верховного Совета. Вместе с Сафияром Мусаевым, Рамизом Ризаевым и другими он собирал подписи для возвращения Гейдара Алиева из Нахчывана. А в институтах, где проходили обсуждения организационных вопросов по возвращению Гейдара Алиева в Азербайджан, они не раз подвергались нападениям со стороны функционеров Народного Фронта. Но их борьба не оказалась напрасной. В июне 1993 года сторонники Гейдара Алиева привели его к власти. Мой собеседник вспоминает еще один момент из этих дней:

ДОЛЖНОСТЬ НЕ ВЕЧНА, НАДО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

«Во второй половине 1993 года Гейдар Алиев уже вернулся к власти. 9 августа 1993 года он вызвал меня к себе в два часа ночи. В его кабинете также находился Ариф Рагимзаде. Он вспомнил о том, как в 1991 году мы вместе с Зейнаб Ханларовой подошли к нему. А потом спросил меня: «А ты не боялся здороваться со мной?» Я ответил: «Почему я должен был бояться, ведь вы были аксакалом нашей республики». В ту же ночь Гейдар Алиев своей подписью вновь назначил Арифа Агаева главой Исполнительной власти Ясамальского района…

…В ту же ночь ему позвонил «друг», который не вспоминал о нем после ухода с должности. «В те времена, когда Народный фронт оставил меня без работы, многие «друзья» отвернулись от меня. Остальные, безусловно, и сейчас со мной. Одного из моих «друзей», который не вспоминал обо мне во времена моей опалы, отправили в отставку. И после того, как Гейдар Алиев вернул меня на должность, в тот же час он позвонил мне из Кабинета министров и поздравил. Я спросил его – где же ты раньше был…

К сожалению, есть такие люди, которые дружат с тобой только в радости, и используют тебя в своих корыстных целях. Должность не вечна, надо быть человеком».

…Когда он вернулся на пост главы Исполнительной власти Ясамальского района, Азербайджан находился в условиях тяжелого экономического кризиса. Последствия войны, которую начали армяне, дефицит хлеба, тяжелое состояние страны. В это время Ариф Агаев создает благотворительный фонд при исполнительной власти. За счет средств благотворительного фонда хлебный завод №2 каждый день выдавал по одному хлебу 370 одиноким старикам, проживающим в Ясамальском районе. А каждой семье шехидов каждый месяц из специального фонда Исполнительной власти выделялись 50 тысяч манатов (старыми купюрами).


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

После всех этих разговоров мы попросили Арифа Агаева рассказать также и о семейной жизни.

Он сказал, что у него две дочери и пять внуков. Свою супругу Маису ханым он считает своей короной. Вспомнил и день знакомства с ней:

«У нашей любви удивительная история. В годы учебы в Азербайджанском институте нефти и химии я встречался с девушкой из нашего курса. У нас были очень искренние отношения. Был 1965 год. Мы с однокурсниками решили вместе отпраздновать Новый год. Моя девушка сказала, что приведет с собой подругу. 31 декабря девушки из нашей группы накрывали стол. Я заметил, что моя девушка занимается только собой, смотрится в зеркало, а ее подруга трудится, накрывает на стол. И подумал, что и мне, и моей семье нужна работящая девушка. И с того дня я начал интересоваться Маисой ханым. Я люблю ее также, как и в первые дни. Маиса ханым никогда не подводила меня перед гостями своей хозяйственностью, гостеприимство. Сейчас в одиночестве, соскучившись, я посвящаю ей стихи. Иногда в кругу друзей я напеваю старые песни.

Я очень доволен своей судьбой. Я долгие годы работал под руководством такой личности, как Гейдар Алиев. Сейчас я оправдываю доверие его наследника в братской тюркской земле – в Кыргызстане. Мы, вместе с моей командой, делаем все возможное для укрепления отношений между нашими странами»…

Аида Эйвазлы, Бишкек
# 8069
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#