Может ли Израиль в будущем стать религиозным государством? - АНАЛИЗ
В Израиле продолжаются протесты ультраортодоксальных религиозных общин - харедим, против призыва в армию. Религиозная молодежь перекрывает улицы. Дело в том, что Верховный суд принял решение призывать их в АОИ (Армию обороны Израиля). Речь идет о 65 тыс призывниках-харедим. В общей сложности ультраортодоксов в Израиле более миллиона (около 13 процентов населения).
Когда военкомат израильского города Тверия разослал повестки призывникам-харедим, из 90 призванных явились только 12 человек. Эта печальная для военного руководства статистика, вероятно, отражает реальные настроения в ультра-религиозном лагере.
Две партии харедим - иудеев-традиционалистов (ШАС и «Объединенный иудаизм Торы») входят в правительство премьер-министра Беньямина Нетаньяху. Наряду с ними в правительство входят группы Оцма Йегудит (Еврейская мощь) и Религиозный сионизм - также религиозные.
Ядром коалиции является партия Ликуд ("Консолидация", "Единство"), которую возглавляет Беньямин Нетаньяху. Националисты, сторонники жесткой политики в отношении арабов, а в экономике последователи либерализации, они в целом послушны воле своего лидера, премьер-министра.
Но вот независимые партии весьма своевольны. Оцма и религиозные сионисты относятся к сектам и течениям, которые считают Израиль священным мессианским государством или чем-то подобным. Поэтому они угрожают развалом правительства в случае любых уступок арабам, выступая против прекращения огня в Газе, пока полностью не уничтожен ХАМАС. Они также выступают за заселение Газы израильскими колонистами. Эти партии представляют порядка 10 процентов избирателей и имеют серьезное влияние на правительство.
Объединенный иудаизм Торы и ШАС связаны с другими религиозными течениями, а именно - с иудеями -традиционалистами, харедим, которых еще больше, и от повестки которых Нетаньяху теперь также зависит.
Партии традиционалистов не слишком сильно погружены в события в Газе, их интересуют скорее другие вопросы. Они угрожают выходом из правительства и развалом правящей коалиции, если харедимная молодежь окажется в рядах вооруженных сил. Для Нетаньяху тут серьезная угроза. Ведь это означало бы новые выборы, которые, судя по данным соцопросов, он проиграет.
Таким образом, можно видеть, какое огромное влияние имеют группы различных религиозных фундаменталистов на правительство Нетаньяху. Многие колебания и противоречивые действия премьер-министра Израиля (то ли он договаривается с ХАМАС о сделке по прекращению огня в обмен на израильских заложников, то ли нет, то ли готов вести войну в Ливане, то ли нет), связаны с этими обстоятельствами. Нетаньяху вынужден считаться с мнением партнеров по коалиции.
Харедим ("трепещущие перед Богом") имеют в Израиле особое положение. Это традиционалистские секты, члены которых строго соблюдают религиозные обряды иудаизма. Также они носят особую одежду - мужчины одеваются в чёрные костюмы и белые рубашки, носят чёрные ермолки и чёрные шляпы. Женщины носят длинные юбки с длинными рукавами, замужние прикрывают волосы платком или париком.
Часть харедим относится к сионизму и государству Израиль очень негативно, другие признают его и поддерживают, третьи же (и таких большинство) являются в данном вопросе оппортунистами, которые находятся где-то между двух позиций и делают исключительно то, что им выгодно.
Тактика значительной части группировок харедим типична в прошлом для иудейских традиционалистских религиозных общин в средневековой Польше. Они не считали существующее польское государство своим (мало ли что там решат польские шляхтичи, многие из которых ненавидели евреев и их веру), но все равно им приходится иметь дело с панами. За определенные услуги у панов можно получить различные привилегии, права и возможности. Примерно также относятся влиятельные партии традиционалистов-харедим к государству Израиль.
Партии харедим (ШАС и "Объединенный иудаизм Торы") получают немало голосов (примерно 14 процентов на последних выборах), потому что ультраортодоксов много, и число их постоянно растет благодаря огромной рождаемости. Кроме того, на выборы их паства приходит массово и дисциплинированно, в отличие от светских израильтян. Это обеспечивает им 17-18 мест в парламенте (Кнессете), а в будущем цифра увеличится. Партии харедим готовы войти в любое правительство и голосовать за любые законы в качестве платы за исполнение определенных требований. Поэтому, в роли партнеров они очень удобны, и у Нетаньяху с ними давно сложились отношения.
Харедим предсказуемы. В обмен на членство в парламентской коалиции и поддержку законов, предложенных ее хозяевами, они требуют три основных вещи:
1) Увеличение государственных расходов для финансирования их религиозных школ, ешив.
2) Сохранение и (по возможности) расширение влияния религиозного права в жизни израильского общества, где религия не отделена от государства (смерти, рождения, браки и разводы, а так же вопрос о том, кого считать евреем, центральный для еврейского государства, определяется сегодня раввинатом, состоящим из ультраортодоксов; другие течения иудаизма ограничиваются).
3) Защита от службы в армии. Харедим не хотят умирать на фронте, сражаясь за чуждые им интересы и чужое им государство.
Итак, харедим против военной службы. Но помимо причины, указанной выше, есть и другая, связанная с устройством харедимных общин.
Значительная часть их членов очень бедна. И не потому, что они ничего не делают, кроме изучения Торы. Вопреки этому стереотипу, большинство мужчин работают, некоторые женщины - тоже, тогда как другие исполняют домашнюю работу в своих огромных семьях. У харедим в среднем по шесть-семь детей.
Харедим часто работают за скромную плату на других харедим. Богатая верхушка общин владеет крупным бизнесом, включая компании алмазной биржи и ряд других, а также она владеет частью недвижимости, в которой живет религиозная беднота. Одновременно, эта верхушка тесно связана с влиятельными династиями духовных лидеров.
Религиозная власть, контроль над предприятиями, на которых трудятся в качестве наемных работников рядовые харедим, а также арендная плата за недвижимость - вот основа богатства и влияния харедимных лидеров (четвертый инструмент - их партии, участвующие в деятельности парламента на упомянутых выше условиях).
Споры об идентичностях, принятые в современном мире среди левых и правых, часто мешают увидеть реальность. Харедим - это быстро растущая масса очень бедных людей, которые работают за гроши на своих религиозных боссов, в то время как боссы имеют на этих людей огромное идейное влияние.
Руководство харедим не хочет, чтобы их члены выходили за пределы религиозных сект, проходя через институты, где они будут смешиваться с другими израильтянами. Большая централизованная призывная израильская армия является плавильным котлом для израильской нации (армия в принципе является одним из важнейших институтов формирования единой нации), поэтому для руководства харедимных общин она опасна. По схожим причинам их духовные лидеры стараются изолировать свою паству от интернета и избегают участвовать в любых широких общественных движениях, где харедим могли бы смешаться и взаимодействовать с другими членами общества.
В связи с последними событиями, возникает несколько вопросов.
Во-первых, не приведут ли сегодня попытки призвать харедим в армию к развалу правительства и новым выборам?
Во-вторых, что, если молодежь харедим когда-нибудь все же призовут в израильскую армию? Одна из причин устойчивости этих общин заключается в том, что они отмазывают своих от опасной (в условиях постоянных ближневосточных войн) военной службы. А если не смогут? Не думаю, что кто-то сумеет сегодня ответить на указанный вопрос. С другой стороны, если 65 тыс солдат, которые не желают служить или не считают израильское государство - своим, или полностью своим, получат в руки оружие, они точно не бросят его (оружие) на поле боя?
В-третьих, уже сегодня харедим составляют около трети израильских школьников. Современная медицина в сочетании с высокой рождаемостью творят демографические чудеса. К 2060-м гг, харедим могут составить 40 процентов израильтян, или, кто знает, большинство. И что тогда? Израиль превратится в иудейский вариант Исламской республики Иран? В копию древней Иудеи? Что станет с его светским населением? Что станет с его армией? На эти вопросы сегодня нет ответов.
Михаил Шерешевский
Политический раскол или слухи: «Грузинская мечта» отвечает оппозиции - МНЕНИЕ
Блоха не заметила собаки: моноэтническая Армения обвиняет интернациональный Азербайджан – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Сирия после Асада: Турция выходит вперед, Ереван остается без поддержки в ОИС - ОБЗОР
Встреча двух чудаков на букву «м»: «безвозмездная любовь» Окампо к хаям имеет неплохие перспективы – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Anticorruption Awards для Армении: иллюзия реформ и насмешка над реальностью - МНЕНИЕ
«Товарищи, я Ленина видел», или Как Пашинян с Трампом сфотографировался - МНЕНИЕ