Исчезающая женственность азербайджанского танца
На Кавказе испокон веков проживает множество народов, в связи с чем культура этого региона очень богата и многогранна. А одним из самых ярких проявлений национальной культуры являются танцы народов Кавказа.
К примеру, кавказская «лезгинка» знаменита на весь мир. И сегодня ни один праздник, ни одна свадьба в Азербайджане не обходятся без этого заводного танца. Кроме «лезгинки», на азербайджанских торжествах исполняют и другие танцы. Это стало некой традицией, которая плотно закрепилась в азербайджанской культуре. Причем настолько, что «лезгинку» у нас отплясывают с удовольствием не только на домашних, семейных торжествах, а также на профессиональной сцене. Популярность танца настолько велика, что это уже является визитной карточкой кавказских народов, причем уже не зависит от того, какую часть Кавказа представляет танцующий, южную или северную.
Каждый народ добавляет в «лезгинку» часть присущих ему национальных элементов, обогащая и делая ее более приближенной к своему менталитету. А есть и те, кто, наоборот, подстраиваются под чужую идентичность, забывая о своих многовековых традициях. Кстати, кажется, с нашим менталитетом и случилась большая проблема. Об этом свидетельствует азербайджанская версия «лезгинки».
Хочется начать с того, что в Азербайджане никогда национальные танцы не выглядели вульгарно, непристойно. Согласитесь, ведь не принято было на Кавказе шокировать публику резкими движениями, дикими прыжками, особенно когда танцуют представительницы женского пола. Тут хочется привести в пример великих танцовщиц, таких как Амина Дильбази, Афаг Меликова, Роза Джалилова, вспомнить, с каким достоинством, царственным величием, присущим женщинам, они исполняли азербайджанский танец.
Уместно будет упомянуть и грузинские народные танцы, тоже женскую версию. Статные девушки в красивых длинных национальных одеяниях, с заплетенными косами, плавность и эстетика. Никакой пошлости, развязности, только степенность, мудрость и художественная ценность. Еще больше, после неторопливой женской грации, это подчеркивается некой воинственностью и дерзостью мужского танца. Это два разных характера, два разных художественных образа и разные эстетики, они различаются по половому признаку. Так должно быть! Однако тот вариант «лезгинки» или условного кавказского танца, который вошел в нашу повседневную жизнь, уже далек от того, что мы привыкли видеть на сцене. И это печально, ведь национальные традиции сохраняют обычные люди, в самые счастливые моменты своей жизни, на свадьбах, юбилеях или днях рождения своих детей, отплясывающие танцы, знакомые им с детства.
В этой связи Vesti.az обратился к народной артистке Азербайджана, проректору по зарубежным делам Бакинской хореографической академии Таране Мурадовой.
- Не считаете ли вы, что изменения, которые привносятся людьми в исполнение народных азербайджанских танцев, вредят сохранению нашей танцевальной культуры. К примеру, используются элементы из грузино-осетинских традиций, чего не было раньше.
- Я совершенно согласна. Сегодня на частных мероприятиях, торжествах, наше юное поколение просто безобразно танцует азербайджанские танцы. В чем это заключаются? В том, что наши девушки должны оставаться нежными, грациозными. Сбрасывая туфли, прыгая и дрыгая ногами, они считают, что танцуют как мужчины, и что это красиво и правильно. Нет, абсолютно.
Мне кажется, что азербайджанская женщина всегда должна быть Ханым, сохранять достоинство и изящество. Я крайне возмущена также видеороликами в соцсетях, где маленьких детей учат неправильно танцевать. Девочка танцует мужские танцы. Это возмутительно!
Азербайджанский танец сам по себе красивый, зажигательный, и хочется, чтобы родители и педагоги, которые учат этих детей, обратили внимание на то, что нельзя в таком безобразном виде выставлять его на зрительский суд. Подчеркну, в последнее время наш танец потерял свою грациозность, достоинство своей нации и культуры.
Танцующая, порхающая женщина, красиво двигающаяся в заданном ритме, с изящными руками, превратилась просто в позорище. Сегодня это все нужно приводить в порядок, и надеюсь, наша с вами беседа повлияет на поколение, которое превращает культуру и обычаи в ничто. Мне очень больно смотреть на это.
- Считаете ли вы, что девушки в откровенных нарядах, танцуя на мероприятиях и пытаясь имитировать мужской танец, выглядят не этично и вульгарно?
- Понимаете, представители подрастающего поколения думают, что они живут по моде. Нет, это не мода, а кошмар. Почему вдруг в моду вошли грубые движения, отсутствие грации, техники? С каких пор молодые девушки стали сбрасывать обувь, демонстрировать танцевальные движения, которые должен исполнять мужчина? Да еще в безобразном виде.
- Почему эти изменения проникли и в сферу профессионального танца, и чем это грозит нашей национальной танцевальной культуре?
- Первым долгом хочу сказать, что мне обидно за то, как хореографические коллективы представляют Азербайджан за рубежом. Повторюсь, это страшно, когда теряется лицо твоей страны. Есть принципы хореографии, развитие, ее основа, история. Откровенно говоря, мы теряем свою хореографическую культуру. Потому что наши мужчины всегда отличались тем, что они «бяй кими ифа едирдиляр», а женщины- «ханымлар кими ифа едирдиляр». И глядя на них, люди думают, что именно так выглядит современная хореография. Но это не так. Она не современная, а ужасная.
- Что подразумевает современная хореография?
-Современная хореография подразумевает развитие техники движения, а не подмену понятий: женщина должна танцевать как мужчина, и наоборот. Мне и правда больно, что наша национальная хореография потеряла былой уровень. Несмотря на то, что меня очень волнует профессиональная сцена, пусть наши танцы исполняют даже самодеятельные коллективы, но при условии, что они будут придерживаться своих национальных традиций. А кто как танцует на свадьбах меня не так волнует, часто это просто кошмарно.
Важно заметить, движения практически всех кавказских танцев очень похожи. Отличие есть только в музыке и в характере исполнения, к примеру, у мужчин. Сегодня на хорошем уровне танцуют профессиональные грузинские, азербайджанские коллективы и ансамбль «Лезгинка» — это то, что я отслеживаю, от остального мне просто плохо. Я много лет представляла Азербайджан в составе главного танцевального коллектива страны, и я понимаю, что ансамбль песни и танца сохраняет классику и традиции, а Госансамбль танца позволяет себе синтезировать различные элементы в одном танце. Это если говорить о современной хореографии. Но это не дает право женщине танцевать как мужчина.
На протяжении многих лет сложилась странная свадебно-банкетная традиция, когда среди большого скопления гостей вдруг на авансцену выбегают девушки в очень коротких нарядах, лихо скидывают обувь, начинают отплясывать мужскую версию «лезгинки» босыми ногами, задирая кверху руки, изображая мужскую серьезность и отвагу на милом и нежном девичьем лице. Интересно, с чем это связано? Можно предположить, что побеждает феминизм или проигрывает культура, забываются наши традиции… Ведь в первую очередь народ должен хранить свою идентичность, продвигая ее дальше, и - уже - перевоспитывать подрастающее поколение.
Магда Ковалёва
Маск, Трамп и Третий рейх: опасные параллели - АНАЛИТИКА
Союз против изоляции: Москва и Тегеран меняют геополитический расклад - АНАЛИТИКА
Инаугурация по-Трамповски, или «Шабаш» ультраправых популистов - МНЕНИЕ
Стратегическое партнерство выше стратегического одиночества - АНАЛИТИКА
Курдский гамбит Франции: Париж начинает и… проигрывает – АНАЛИТИКА
«Мир» по-Трамповски: Отдаст ли Трамп Украину «в обмен на сделку» - МНЕНИЕ