Азербайджан пора вносить в книгу рекордов Гиннеса по времени переговоров с этим мировым гигантом – БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ 23 ГОДА
С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила субсидирования производителей сельскохозяйственной продукции, которые должны вывести аграрный сектор и смежные отрасли на новый уровень развития.
Объемы оказываемой со стороны государства помощи сельскохозяйственным производителям можно проследить по количеству прошедших регистрацию в Информационной системы "Электронное сельское хозяйство" (EKTİS).
По данным Министерства сельского хозяйства, для предоставления субсидий производителям аграрной продукции, при портале электронного правительства www.mygov.az создан портал www.eagro.az, в котором прошли регистрацию 449259 фермеров. Если еще учесть, что решением азербайджанского правительства фермеры освобождены от всех налогов (кроме налога на землю), то азербайджанские сельхозпроизводители получили заметные конкурентные преимущества в регионе.
Благо, Азербайджан до сих пор не вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), что позволило ряду стран выступить с судебными исками против нашей страны, в связи с проведением протекционистской политики в аграрном секторе.
Отметим, что Азербайджан пора вносить в книгу рекордов Гиннеса по времени переговоров с ВТО. Так, Китаю, чтобы стать полноправным членом организации понадобилось 15 лет, России 19 лет. Азербайджан официально подал заявку о вступлении в ВТО в 1997 году, и по прошествии уже 23 лет, никто не может даже приблизительно заявить о завершении переговорного процесса.
На официальном сайте ВТО отмечается, что 160 стран являются полноправными членами организации, и еще 20 стран находятся в процессе переговоров в вопросе вступления в ВТО. Тем самым, ВТО с учетом его полноправных членов охватывает 98% мировой торговли.
Но не будем торопиться с выводами, что Азербайджан оказался на обочине мировой торговли, не став полноправным членом ВТО.
Отметим, что руководство Азербайджана активно проводит политику не только импортозамещения, но и стимулирует местных экспортеров ненефтяной продукции, продвигая на мировые рынки товары под брендом Made in Azerbaijan.
И на этом пути уже прослеживаются заметные успехи, и по данным 11 месяцев 2019 года рост экспорта ненефтяного сектора достиг 1,781 млрд. долларов, что на 16% больше в сравнении с аналогичным периодом 2018 года.
Не реально было добиться заметного увеличения роста производства в Азербайджане, в случае если ради вступления в ВТО наша страна отказалась от субсидирования в аграрном секторе, или согласились довести цену на природный газ на внутреннем рынке для азербайджанских потребителей, в соответствии с экспортной ценой на азербайджанский газ.
То есть, если в соответствии с правилами ВТО открыть азербайджанский рынок, то, скорее всего можно было вести речь о полной потере ряда отраслей национальной экономики, вместо нынешнего заметного роста производства в ненефтяной области.
Целесообразность проводимой политики руководства Азербайджана в вопросе вступления в ВТО можно проследить на примере России, которая 22 августа 2012 года стала полноправным членом данной организации.
Обратим внимание на заявление главы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, сделанного в ходе прошедшего 14 ноября 2019 года международного экспортного форума «Сделано в России». Он отметил, что страна не получила ожидаемого экономического эффекта, так как правила ВТО просто не работают. «Никаких серьезных преференций или экономических результатов, к сожалению, не увидели», - подчеркнул Мантуров.
В связи с этим, Россия приняла решение делать ставку на двусторонние соглашения или в рамках создаваемых экономических блоков – Евразийского экономического союза.
Отметим, что Азербайджан изначально свои торговые отношения выстраивал в рамках двусторонних соглашений, а также в рамках подписанного в 2011году Договора о зоне свободной торговли СНГ.
Некоторые могут отметить, что Азербайджан ограничивает свои экспортные возможности, не вступая ВТО, ставя во главу угла защиту местных товаропроизводителей.
Но, в начале, рассмотрим структуру экспорта в Азербайджане, в которой 76,5% приходится на экспорт сырьевой нефти, 11,4% на экспорт природного газа и 2,2% нефтепродуктов. То есть, свыше 90% азербайджанского экспорта приходится на углеводородные ресурсы.
Однако сырьевые продукты не регулируются правилами ВТО, а свободно торгуются на биржах. То есть, у Азербайджана нет острой необходимости вступать в данную организацию, так как в экспорте явно мало продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом, тот незначительный объем перерабатывающий продукции Азербайджан может весьма успешно разместить в рамках двусторонних договоренностей.
Итак, Азербайджан взял правильный курс, в первую очередь от сырья к готовой продукции (например, от хлопка до выпуска готовой одежды). И лишь потом наладить их экспорт на зарубежные рынки.
Асим Кямаллы
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР