Карабахская война: На тропу перемирия вышло новое государство

Карабахская война: На тропу перемирия вышло новое государство
31 января 2016
# 15:30

С первого января Германия стала председательствовать в ОБСЕ, под эгидой которого в формате Минской Группы осуществляется посредническая миссия по урегулированию карабахского конфликта. В связи с этим глава германского МИД Штайнмайер выступил 13 января с заявлением, в котором также заметил, что Германия в период председательства в ОБСЕ будет активно участвовать в решении конфликтов на постсоветском пространстве, в частности в Нагорном Карабахе. Содержание заявления главы МИД Германии, по сути, ничем не отличается от заявлений предыдущих стран, вступающих по принципу ротации на пост действующего председателя ОБСЕ на период одного года. Тем не менее, учитывая статус ведущей европейской страны и тот факт, что Германия является одной из стран, определяющих политику Евросоюза, появились определенные ожидания на счет того, что в 2016 году ОБСЕ не останется в роли статиста по отношению к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве, с чем увязывается вопросы европейской безопасности.

На сегодня актуальным для Европы является обуздание агрессивности России, которая пользуется конфликтами на постсоветском пространстве для восстановления доминирующих позиций, в том числе и на Южном Кавказе. Регион имеет для Запада важное стратегическое значение, как в плане доступа к энергоресурсам каспийского бассейна, так и в плане транзитных маршрутов, связывающих Европу с Азией в обход России. В недавнем интервью азербайджанским СМИ глава МИД Германии вновь обозначил в этом контексте и стратегическую позицию Азербайджана в регионе.

В Баку существуют определенные ожидания относительно активизации Германии на Южном Кавказе в целом, и вопросе урегулирования карабахского конфликта в частности. Связаны они с тем, что позиция Берлина в отношении карабахского конфликта в определенной степени объективна. Это проглядывается и в опубликованном еще осенью 2014 года ответе Федерального правительства на запрос фракции Die Linke Бундестага по карабахскому конфликту. Согласно этому документу, Берлин рассматривает карабахский конфликт как межгосударственный конфликт между Арменией и Азербайджаном. При этом правительство Германии считает "готовность Армении к возврату оккупированных азербайджанских земель центральной предпосылкой для прогресса на переговорах". Заявление же канцлера Ангелы Меркель, на совместной с президентом Алиевым пресс-конференции в январе 2015 года в Берлине, о причастности России к росту напряженности в зоне карабахского конфликта, продемонстрировало обеспокоенность Германии по поводу возможности попыток Москвы сорвать реализацию важных для ЕС проектов на Южном Кавказе с участием Азербайджана.

Эти обстоятельства повлияли на активизацию усилий Баку в 2015 году по изменению формата МГ ОБСЕ путем включения Германии в состав стран-сопредседателей. Этому воспротивились США, Франция и Россия, утверждая, что изменение формата МГ ОБСЕ может нарушить хрупкий баланс, которого они добились в рамках мадридских принципов урегулирования конфликта, и отбросит переговорный процесс назад. Уже после этого и Берлин выступил с заявлением о том, что Германия не желает войти в состав сопредседателей МГ ОБСЕ, и намерен содействовать переговорному процессу посредством миссии немецкого дипломата Герберта Залбера, спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу. Тем самым, Берлин, видимо, решил избежать шагов, которые могут еще больше углубить конфронтацию между Западом и Россией и обернутся обострением ситуации непосредственно в зоне карабахского конфликта. В то же время, мандат действующего председателя ОБСЕ позволяет Германии внести свою лепту в активизацию посредничества в урегулировании карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ.

В 2015 году не оправдало себя упорное стремление США, Франции и России сохранить формат МГ ОБСЕ якобы как единственно эффективную посредническую структуру по урегулированию карабахского конфликта. Странам-сопредседателям МГ не удалось вывести из тупика процесс карабахского урегулирования, несмотря на организацию встречи президентов Азербайджана и Армении 19 декабря в Берне. По итогам переговоров сопредседатели МГ ОБСЕ вынуждены были признать их безрезультативность. Стороны по-прежнему остаются на противоположных позициях. Армения стремится навязать Азербайджану принцип определения статуса Нагорного Карабаха путем референдума, в то время как Баку считает возможным обсуждение этого вопроса лишь после устранения факта оккупации территорий Азербайджана. Также посредникам не удалось согласовать с конфликтующими сторонами предложения по созданию механизмов для предотвращения нарушения условий прекращения огня, которые стали еще более интенсивными по сравнению с предыдущими годами. Баку, считая, что подобные предложения будут способствовать сохранению существующего статус-кво в зоне карабахского конфликта, предлагает увязать их с планом по выводу вооруженных сил Армении из захваченных азербайджанских территорий. С такой постановкой вопроса не согласна Армения.

Безрезультативный итог переговорного процесса по карабахскому конфликту в 2015 году был обусловлен и ужесточением противостояния России с Западом и осложнением ее отношений с Турцией. Тупиковая ситуация в процессе урегулирования, сложившаяся в результате противоречий как между странами-сопредседателями в МГ ОБСЕ, так и между конфликтующими сторонами, обрекает статус-кво в карабахском конфликте на длительное существование. Такая ситуация небезопасна, поскольку конфликтующие стороны пытаются повлиять на позиции друг друга и на посредников, провоцируя инциденты нарушения условия перемирия в зоне карабахского конфликта. Это дает внешним силам определенные возможности в целях продвижения своих интересов спровоцировать новую войну в зоне карабахского конфликта. После обострения российско-турецких отношений в Армении стали говорить, что этим фактором может стать Турция, который таким образом постарается подорвать позиции России в регионе. В Азербайджане же считают, что именно Россия может спровоцировать посредством Армении новую войну в зоне карабахского конфликта, чтобы помешать реализации важных для Турции энергетических и транспортных транзитных проектов и заодно еще больше усилить давление на Баку.

Понятно, что как действующий председатель ОБСЕ Германия будет стремиться к предотвращению худших сценариев в карабахском конфликте и удерживать его в рамках мирных переговоров. Но эти усилия вряд ли будут эффективными, если со стороны Берлина будет отсутствовать реальная инициатива по изменению статус-кво, при которой территории Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха остаются под оккупацией Армении.

Тунал Азери

# 20030
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА