Директор драмтеатра: Театр не воспитал мингячевирского зрителя
Заслуженный артист Азербайджана, директор Мингячевирского государственного драматического театра Интигам Солтан стал очередным гостем Vesti.az. В интервью нашему агентству он рассказал о том, с чем ему пришлось столкнуться, приняв должность директора некогда популярного театра, готов ли он восстановить былую славу центра театральной культуры Мингячевира.
- Какой работой вы были заняты до того, как вас назначили директором Мингячевирского драматического театра?
- Указ о моем назначении был подписан 18 ноября 2022 года. Кроме того, я продолжаю работать директором и художественным руководителем Бакинского детского театра. И с тех пор, как началась моя деятельность на посту руководителя Мингячевирского драматического театра, я стал мингячевирцем (Смеется). Говорю вам на полном серьезе, мне очень нравится Мингячевир.
- Как вы отреагировали на предложение стать директором Мингячевирского драмтеатра?
- Я понимал, что театр нужно поднимать, знал, что в театре существуют определенные сложности, над которыми нужно будет работать.
- В каком состоянии вам «достался» драмтеатр?
- Это очень щепетильный вопрос. Потому что, как бы я ни ответил на ваш вопрос, он будет работать против меня. Реальность всей этой ситуации заключается в том, что в Министерство культуры предыдущим руководством театра предъявлялся репертуарный план, но при этом ни один спектакль из этого списка не ставился на сцене театра.
- По какой причине?
- Я думаю, каждому театру нужен руководитель, который любит театр и понимает его, а в Мингячевирском драмтеатре этого не было. В театре должна быть своеобразная форма управления, и ее обязательно нужно применять. Ношением костюма и галстука работа руководителя не ограничивается. Это абсурд!
- О проблемах Мингячевирского драмтеатра много писалось в прессе. Хотелось бы услышать от вас всю правду.
- Я читал эти статьи. Писали о том, что якобы в театре много «мертвых душ». Хочу сразу развеять эту выдумку: «мертвых душ» в театре не было. Это вранье, проблема заключалась в другом. Вы знаете, на самом деле пресса частично виновна, так как преподносила неправильную информацию. Из-за моего вспыльчивого и эмоционального характера во время интервью некоторые журналисты частенько пытались мои слова обратить против меня, и раздуть из этого сенсацию. Дела в театре наладятся, но вот чтоб директоры театров, ставшие бюрократами, изменили свое мышление и поведение, на это понадобится много времени, так как многим сегодня не хватает профессионализма. Посмотрите на эту мини-сцену, на которой мы сейчас с вами сидим. До моего прихода в театр тут была пустота.
- Что побудило вас создать в своем кабинете такую миниатюрную театральную сцену?
- Если посмотреть со стороны, то создается ощущение, что это место в кабинете просто создано для небольшого подиума и театрального занавеса. Вам так не кажется? Здание Мингячевирского драматического театра, не побоюсь этих слов, является историческим памятником, оно было построено пленными немцами после окончания Второй мировой войны. Замечательное строение! И место, в котором мы сейчас с вами находимся, я думаю, изначально и было задумано для небольшой сцены. А знаете, для чего в большом кабинете была задумана эта маленькая сценическая площадка?
- Теряюсь в догадках…
- Чтобы руководитель театра, сидя в своем кабинете, видел перед собой сцену, не отдалялся от нее, не становился бюрократом, чиновником.
- Кажется, такого уникального сооружения нет ни в одном кабинете театрального руководителя…
- Так и есть. Мне кажется, комнаты директоров различных театров должны иметь необычный интерьер, интересную обстановку, дабы приходящие понимали, что они находятся в кабинете директора театра. Помню, лет 10 назад, когда я приезжал на работу в детский театр на велосипеде, многие находили мой выбор транспортного средства странным. (Смеется). И сегодня, если понадобится, я с удовольствием буду приезжать в театр на велосипеде, думаю, мингячевирцы воспримут это позитивно.
К сожалению, сегодня наше общество не совсем правильно воспринимает информацию, я бы даже сказал, искажает ее. Если мужчина с женщиной наедине беседуют в помещении, окружающие начинают размышлять: что они могут там делать? А знаете, почему у людей возникают такие вопросы? Потому что у общества отсутствует здоровое мышление! Пока у нас не будет правильного мировоззрения, мы не сможем стать лучше. Надеюсь, что в детском театре я создал условия для здоровых взаимоотношений в коллективе. И если буду наведываться туда даже один раз в месяц, он все равно будет продолжать работать в правильном режиме.
Что же касается Мингячевирского драматического театра, могу сказать точно, в нем все закостенело. Это устаревшая модель театра, которая либо не хотела меняться, либо ей не давали возможности развиваться. Что касается местных театралов, то в качестве зрителей они отсталые, хотя в остальных вопросах шагают в ногу со временем.
- Объясните пожалуйста, почему вы так считаете?
- Потому что Мингячевирский драматический театр должен был воспитать своего зрителя, но этого не случилось. Вы думаете, почему я об этом так смело говорю? У меня за плечами серьезный опыт выступлений на театральных подмостках, даже в тюрьмах. Я сыграл в 300 спектаклях для заключенных, также выступал в роли режиссера для тюремных представлений. Для меня театр является учебно-воспитательным объектом, а не только развлекательным.
У нашего народа есть несколько противоречивых привычек, традиций. Наш зритель предпочитает уличные представления, на открытых площадках, и не любит закрытые помещения. Людей же надо приучить к театральной культуре, к умению воспринимать представления в зрительных залах. Допустим, европейцы ходят в театр как на свадьбу, надевают лучшие наряды, украшения. У нас эта традиция существовала много лет назад, но сегодня она утрачена.
И еще, важный момент. Почему-то многие наши граждане заявляют, что у них нет средств для приобретения билета на культурное мероприятие. Но при этом у них дорогие смартфоны последней модели, и на спектаклях, вместо того, чтобы слушать и смотреть, они только и делают, что фотографируют, мешая освещением от мобильных телефонов остальным зрителям наслаждаться драматическим действом.
- То, о чем вы говорите, небезнадежно?
- Конечно! К примеру, несколько месяцев назад я перенес большой стресс, когда вступил на должность директора Мингячевирского драмтеатра. Министерство требовало от меня план нашего репертуара, спектакли так и не игрались. Вначале говорили, что нет зрителей. Но как можно клеветать на зрителя, когда проблема совсем не в нем? Я вынужден был начать разбираться в этой ситуации, обратился в прессу. Как оказалось, многие театралы были обижены на театр. Почему так произошло, меня не касается, потому что все случилось до моего назначения. Чтобы узнать истину, нужно было вернуться в прошлое, но на это у меня не было ни желания, ни времени. Стало понятно, что есть только один выход из этой непростой ситуации: извиниться перед зрителем и пригласить в театр на спектакль. Я встретился с писателями Мингячевира, с молодым актерским коллективом театра, с которыми обсудил ряд интересных вопросов.
- Эти встречи принесли желаемый результат?
- Я не только хотел познакомиться ближе с творческими людьми Мингячевира, а также сказать им то, что мы, театр, начинаем свою творческую деятельность, и планируем работать вместе. Скажите мне, какая мать оставит свое дитя без опеки и заботы? Разве такую женщину можно назвать хорошей матерью? Однозначно, нет. Если я буду привлекать писателей и режиссеров со стороны к постановкам в нашем театре, меня можно будет назвать хорошим человеком? Конечно, нет! Внушительное количество культурных и творческих людей в Мингячевире остались не у дел, которых я уже привлек и планирую еще привлекать к нашей совместной работе. Писатели Мингячевира знают город намного лучше, чем, допустим, писатели из другого региона. Есть намерение привлечь к нашей работе в театре просвещенных мингячевирцев, чтобы драматический театр стал для них родным очагом.
- Скажите, что еще нужно сделать, чтобы работа в театре возобновилась?
- Главное - положить конец тем дням, когда писатели и режиссеры с папками в руках стояли у закрытых дверей Мингячевирского драмтеатра. Люди должны работать, делиться своим искусством и талантом со зрителями! Руководители театров должны стоять у дверей дома писателей!
Новые спектакли, которые будут поставлены на сцене нашего театра, для меня много значат. Недаром Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Вот благодаря этим новым постановкам работа в театре поменяется, однозначно! Мы, писатели, режиссеры, актеры - взаимосвязаны. Если не будет хороших, грамотных постановок, я не смогу показать зрителям добротных представлений. Именно писатели должны генерировать идеи для театральных постановок.
- Скажите, какие спектакли уже выпущены и их можно увидеть в вашем театре?
- На Новруз байрамы на сцене театра прошли праздничные представления. Многие спектакли уже в процессе работы, но все карты раскрывать пока не хочется. Уверен, зрителей ждет много сюрпризов. Мы подготовили кукольный спектакль талантливого актера Ильгара Рагимова, а для совсем маленьких зрителей поставили представление по мотивам турецкой сказки «Üç ayı balası» (Три медвежонка»). Также детей порадует моя постановка по мотивам сказки «Уловки лысого» (Keçəlin kələyi), познавательная, легкая легенда для детей о том, как был создан театр. Помимо этого, в репертуаре есть спектакль и для взрослых - «Əli Əmirli varlı qadın». Таким образом, заявки на четыре спектакля поданы в Министерство культуры. Остальные несколько представлений находятся на заключительном этапе работы.
- Планируете ли вы приглашать для участия в ваших спектаклях столичных артистов?
- Чтобы творчески развивать наш театр, нам необходимы актеры. Мингячевирский зритель очень любит нашего народного артиста Валеха Керимова, поэтому, я посчитал нужным пригласить его к нам в театр. Актеру 79 лет, но несмотря на это, он полон идей и энергии. Мне и самому не хочется сидеть на одном месте, наоборот, есть желание быть задействованным во всех делах театра, поэтому я работаю как режиссер, актер и автор. К примеру, в спектакле «Əli Əmirli varlı qadın» я играю одну из ролей. Мне хочется, чтобы все работники театра видели и понимали, что их директор не сидит целыми днями в кресле, а участвует во всем, что касается творчества и работы над постановками.
- Расскажите, над чем вы работаете в настоящее время?
- 28 марта нашему театру исполнилось 55 лет. Мы будем отмечать юбилей, в связи с чем, подготовили 25 моноспектаклей в рамках Моно-фестиваля. Мы пригласили к нам театры со всего Азербайджана.
- Почему перенесли торжество на другое число?
- Мы не стали отмечать 28 марта, так как после Новруз байрамы организовывать мероприятие такого масштаба было бы очень сложно. В связи с этим фестиваль пройдет 11-12 апреля.
- Много ли молодых актеров занято в постановках Мингячевирского драмтеатра?
- Немало, и в основном это местные актеры. Хочу отметить, в Мингячевире строится новое здание государственного университета. И мы предложили, чтобы там был открыт театральный факультет. Театр может сыграть большую роль на пути превращения Мингячевира в один из развитых городов нашей страны.
- А молодые актеры заинтересованы в своей работе?
- Да! И я вам скажу, творческий огонь в глазах мингячевирских молодых актеров горит ярче, чем у столичных артистов. В Баку много профессиональных актеров, но многие здешние кадры, на мой взгляд, намного продуктивнее некоторых бакинских актеров. Думаю, бакинцы не обидятся на меня за прямолинейность. Речь идет обо всех артистах нашей страны, я не имею в виду какой-то определенный театр. Бакинские актеры более уверены, спокойны, расслаблены, ведь они работают в столичных театрах. Вокруг них всегда журналисты, телеканалы, радио, и они понимаю, что без работы не останутся. А региональные актеры всегда на чеку, готовы работать, примерять на себя любые роли, пробовать, экспериментировать.
- По вашему мнению, актерская среда в Азербайджане не на высшем уровне?
- Мы отстали в этой области, и это стоит признать. У нас много любимых и замечательных актеров театра и кино, но, к примеру, азербайджанские композиторы на несколько шагов впереди. А связано это с тем, я думаю, что познание актерского мастерства начинается лишь на первом курсе университета культуры и искусств. Знакомство же с музыкой происходит уже в раннем возрасте. При поступлении в музыкальную академию студенты уже подготовлены, они выросли в музыкальной атмосфере. Только в Баку действуют 38 музыкальных школ!
Я всегда хотел, чтобы актерских школ в нашей стране было столько же, сколько музыкальных школ.
- Что нужно сделать для того, чтобы люди чаще ходили в театры? Какое будущее у азербайджанских театров?
- Большинство наших театров не могут оторваться от устаревшей системы. Нужно наконец-то выйти из этой «старой оболочки», необходимо внедрять новые, современные традиции. То, что в нашей стране много театров, это, конечно, хорошо, потому что сегодня собрать, к примеру, 500 человек в одном зале и объединить их всех вокруг одной мысли, идеи - сложная задача. Сегодняшние театры ради прибыли пытаются собирать аншлаги, это неправильно. Очень важно, чтобы на сценах театров играли исключительно профессионалы, тогда люди сами придут в театр.
- А каким актерам сложнее, театральным или киноактерам?
- Конечно же актерам, играющим вживую на театральной сцене, сложнее. Легче сняться в фильме или сериале, нежели передать эмоции и переживания сразу в зрительный зал. Плохо сыгранный кадр в фильме можно переснять, а неудачную игру актера в театре уже не переиграешь…
- Спасибо за интересную беседу!
Магда Ковалёва
Сегодня мир отмечает Международный день The Beatles
От антикварной лавки до Royal Ascot: история успеха Самиры Исмаиловой - ИНТЕРВЬЮ
В Баку состоялась премьера фильма о первой женщине-пилоте Востока
Disney ответит в суде за якобы украденную идею «Моаны-2»
"Апатия 2" Хикмета Рагимова: новая глава в независимом азербайджанском кино - ПРЕМЬЕРА
Фарид Казаков: Среди моих друзей нет артистов - ИНТЕРВЬЮ