«Мы часто недооцениваем азербайджанских архитекторов» - БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ

«Мы часто <span style="color:red;"> недооцениваем азербайджанских  архитекторов» - <span style="color:red;">БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ
5 января 2018
# 08:57

Изысканный внешний облик и нетривиальный  образ мыслей архитектора Рагимы Бадаловой  соответствуют знаковому в ее жизни музыкальному и философскому понятию «сегях», про который великий  азербайджанский  композитор Узеир Гаджибеков однажды сказал, что  этот лад мугама «рождает в сердце чувство любви».  Несмотря на утонченное видение мира, Рагима Бадалова является блестящим профессионалом и создает  интересные архитектурные  проекты, и занимается преподавательской деятельностью, обучая юных ребят  своей философии жизни.  

 - Когда вы впервые задумались  о будущей профессии?

 - В шесть лет, до того, как  пошла в школу, но  даже  в те юные годы я не относилась к архитектуре,  живописи или дизайну только как к профессии.  Для меня это всегда было образом  жизни...  Рассматривать  эти виды искусства, как источник финансового благополучия, недопустимо,  потому что и архитектура, и живопись, и дизайн это, прежде всего,  то, чем ты живешь и дышишь, что заполняет твое сознание и сердце. И как только ты понимаешь это, в твоей жизни все изменяется! У тебя появляется возможность выбирать людей, заказчиков, проекты, которые близки тебе по духу.  

Это замечательно, когда выбираешь ТЫ,  а не ТЕБЯ, это значит,  что ты идешь по правильному пути…  А о финансах надо думать в самую последнюю очередь. Когда занимаешься  своим делом с  любовью, Всевышний  обязательно воздаст  за твои усилия. 

 - А что такое  образ жизни архитектора и чем  он отличается от жизни представителей других творческих  профессий?

 - Я не отделяю музыкантов или  литераторов  от  архитектора,  это  всего лишь разные жанры искусства, а образ жизни – это то, чем я живу.  Архитектор должен гореть творчеством, рисовать, в чем-то быть музыкантом, чтобы чувствовать звуки, которые рождает архитектура! Даже в своей преподавательской деятельности я не гонюсь за количеством. Я  выбираю учеников,  потому что мне очень важно,  как они относятся к архитектуре, к обучению, к стремлению совершенствовать  свои таланты. Иногда ко мне приходят  и говорят,  что хотят стать архитекторами, чтобы зарабатывать  хорошие  деньги, но это абсолютно неприемлемо для меня!   

 - И что вы говорите таким ученикам?

 - То же, что рассказала вам, а дальше человек сам делает выбор. Некоторые меня понимают, кто-то смотрит как на инопланетянку, но от таких учеников я стараюсь отказываться, впрочем,  и от таких заказчиков тоже.

 - Но заказчик, все же, это немного другая история.  По каким признакам вы определяете, что вам будет комфортно с ним работать?

 - По тому, как заказчик  приходит в мою студию, что он говорит, как себя ведет на объекте, как относится к моим идеям и излагает свое видение будущего проекта. Я учитываю весь спектр ощущений и фактов, и только потом определяю, смогу ли с ним сотрудничать.   Иногда встречаются заказчики  с  трудным характером,  но, вне зависимости от финансового результата, я понимаю,  что для этого человека я буду работать с удовольствием, и даже сложности его характера  не влияют на мой проект. Наоборот, становится только интереснее!

Так сложилось, что большинство моих заказчиков относятся ко мне с пониманием, они знают, что я, прежде всего, человек творчества  и не могу работать, как бездушный конвейер.  Кстати, мои  многие  уже  изучили  мой характер и всегда начинают разговор не  с финансов, а с творческой составляющей.

 - Вы сказали, что архитектор должен все время развиваться. Что для этого необходимо делать?

 - Надо постоянно над собой работать и никогда не  останавливаться, тем более что архитектура   объемный и многопрофильный  вид искусства. Архитектор должен знать все, включая  инженерные дисциплины, то есть, конструкцию и физику. Это помогает архитектору  не просто понимать, но и чувствовать, что он делает. Мне совершенно непонятно,  как некоторые специалисты могут смотреть на архитектуру,  как на компьютерную программу, которая сама все подсчитает   и все за тебя  сделает.  Но я считаю, что даже к этим  программам надо относиться творчески, тогда и результат  будет несоизмеримо лучше.

Правда, я не сразу пришла к такому образу мыслей…  Во время учебы в Академии художеств, мы изучали конструкцию, физику, живопись, скульптуру, дизайн и многое другое, что  помогает создавать комфортную среду обитания человека.  Если вспомнить биографии великих архитекторов, таких, как Оскар Нимейер или Ле Корбюзье, то они  были невероятно разносторонними  и неповторимыми личностями, благодаря чему и создавали  настоящие шедевры.  Надо быть  или таким,  или вообще никаким,  или выбрать то, что просто приносит тебе  прибыль.  Некоторые люди  носят дорогую одежду,  совершенно в ней не разбираясь. То же самое и в архитектуре - можно создать образ успешного и талантливого профессионала, но на самом деле в его творениях  -  пустота, умело замаскированная  эффектными элементами.

Архитектура играет огромную роль в нашей жизни. Есть даже многочисленные исследования,  которые утверждают, что чем красивее, ярче  и комфортнее  среда обитания,  тем меньше у человека психологических проблем, а когда живешь в унылых пространствах,  оттуда почти невозможно вырваться ментально!

В истории часто случались периоды мировых войн, революций, всеобщего упадка и, как вы сказали, унылых пространств, но даже в эти ужасные времена появлялись  гениальные художники, поэты, музыканты,  архитекторы, и мир с их появлением начинал изменяться!  Поэтому я постоянно говорю о самосовершенствовании…  В нашей семье не было представителей  творческих профессий,  но  мои близкие  создали мне  все условия, чтобы я могла искать себя,   свое место в искусстве, выстраивать свой образ жизни.

 - К архитектуре вы пришли постепенно, после   живописи  и  дизайна?

Сначала, безусловно, была живопись, и я не представляю себе архитектора,  который не может рисовать!   Поэтому долгие годы я  посвятила изучению  живописи,  дизайн я тоже считаю живописью, только в объеме, а архитектура  стала окончательной точкой моего развития.

 - Что для вас является главным, когда вы создаете свои проекты?

 - Знания  различных дисциплин дают тебе шанс создать что-то свое, непохожее на творения других архитекторов, поэтому я всегда стараюсь отходить от стандартных решений.    Главное для меня  -  прочность, функциональность и красота. Причем, из трех составляющих на первом месте должна  быть красота, но когда ты знаешь первые два пункта, твоя рука независимо от тебя создает  из этих  компонентов  единую гармонию. 

 - Какие проекты стали для вас этапными, завершив которые вы поняли,  что все получилось!

Таких проектов было несколько и один из них отель «Кавказ». В этом проекте я работала в качестве дизайнера, но параллельно приходилось быть  и архитектором, и осуществлять авторский надзор,  а в редкие свободные часы изучать  сопутствующие дисциплины.

 - Вы остались довольны этой работой?

 - Нет, конечно, потому что когда человек собой доволен,  это точка в его развитии!   Технически и функционально  проект получился прекрасным,  но  творчески, как мне сейчас кажется, я могла бы  сделать лучше.

После отеля  «Кавказ»  я выполнила  много проектов  - частные дома, виллы,  квартиры, и не только в Баку, но и в Турции. Это уже были чисто творческие  работы,  основанные на изучении  характера заказчика,  его  пожеланий,  семейного  положения, и это позволяло мне выстраивать  правильную  концепцию. Я  благодарна  моим заказчикам, что  они мне  доверили воплотить в жизнь их мечту.

 - Какие проекты вам более интересны – масштабные или камерные?

 - Однозначно, масштабные! Это не только большая ответственность, но и очень плодотворное сотрудничество в команде с известными  коллегами.  Одна из последних  таких моих работ  - это ресторан и пивной завод, который вскоре откроется.  Проект невероятно красивый,  над которым я работала совместно с немецкими архитекторами.  Это была  интересная работа, и  не только с творческой стороны.

Я многому  научилась у  немецких коллег – методам, технологиям, подходу к решению инженерных задач. Но, вместе с тем,  я поняла, что мы часто недооцениваем азербайджанских архитекторов и дизайнеров! Даже немцы удивлялись, как серьезно и ответственно мы относимся к работе,  насколько тщательно продумываем и  выбираем каждый элемент для  проекта.  Европейцы  больше любят работать с искусственными материалами, и их поразило, что мы  предпочитаем использовать  натуральные,  которые более привычны и полезны  человеку. Этот проект стал для меня своеобразным этапом и прекрасной практикой, и я очень благодарна людям, которые доверили мне эту работу.

Промышленную часть, то есть сам пивной завод, выполнили специалисты из Германии, а мы разработали дизайн в заданном стиле и с учетом немецких стандартов. Но, как я уже говорила, мне нравится отходить от шаблонов, поэтому мне удалось убедить коллег и кое-что изменить в дизайне. И так бывает практически в каждом моем проекте! Одной из моих недавних работ  стал детский сад около отеля «Кемпински».  Я выиграла тендер и делала проект совместно с коллегами из Австрии и несколькими фирмами, но генплан и дизайн – это моя работа. Проект детского сада полностью соответствует системе  АВ, в которой учитываются все факторы – распределение классов, кабинетов, какие занятие в них  будут проходить,  и на основе  тщательной подготовки и изучения мне удалось создать  комфортное  и безопасное пространство для детей.

 - Расскажите о своей студии «Сегях». Что это за проект  и как появилось столь необычное для архитектора название?

В шесть лет, когда я впервые пришла к учителю рисования, он включил мугам и попросил нас изобразить музыку. Естественно, тогда я не могла  понять смысл этого задания, но  сделала эскиз,  и стала одной из немногих ребят, кто смог с этим справиться. И только спустя много лет, когда я стала изучать архитектуру и другие виды искусства,   ко мне пришло осознание всей глубины того детского задания.  В Академии нас учили, что архитектор должен  знать  историю архитектуры,  живопись, композицию… Однажды один наш преподаватель  прочел нам потрясающую  лекцию, на которой  показывал  фотографии  балета,  объяснял композицию танца,  а потом эту же композицию он переносил в архитектуру!   Сегях для меня  - это символическое триединство  живописи, архитектуры  и музыки. В будущем,  возможно, я напишу об этом книгу,  а моя   докторская работа, над которой я сейчас работаю,  посвящена именно этой теме.

«Сегях» - это моя студия, где я преподаю и принимаю заказы, это мини-школа,  в которой я рассказываю ребятам,  которые хотят поступать в Академию художеств, что такое архитектура,  живопись,  и вообще,  искусство!  Я  преобразовала и визуализировала мой образ жизни в студию и назвала ее «Сегях»,  древний смысл которого  переплетается с моей философией. Эта студия стала местом,  где можно изучать  архитектуру и  живопись и проникнуться моими взглядами на творчество.  Для меня это очень важное дело, которое находится  на стадии формирования, но я уже вижу и чувствую, что  ребята меня понимают! 

Помню,  в Академии мы старались заниматься всем, а на последних курсах я с грустью заметила, что  многие первокурсники, которые поступили позже нас, были уже совсем другими. Их отношение к образованию  было совершенно не творческим! Они напоминали мне служащих, которые утром приходят на службу и с нетерпением ждут времени, когда можно будет пойти домой.  А мы  всему радовались, и сейчас после каждого завершенного проекта, я радуюсь и даже плачу – я смогла  сделать доверенную мне работу!  

Мне кажется, поступать в Академию сразу после школы не совсем правильно. Надо либо окончить колледж, либо очень рано начать изучать архитектуру.  Многие ребята после месяца подготовки не хотят  изучать историю архитектуры, им неинтересны стили, что такое art déco, что такое школа Баухаус,  а ведь  это одна из тех школ,  которая подняла архитектуру на новую высоту и предоставила будущим архитекторам  и дизайнерам уникальную возможность осваивать самые разные специальности, дисциплины и ремесла.

 - Какой  бы прекрасной не была ваша работа,  вам необходимо  переключаться и  перенастраиваться, ведь творчество связано с огромными эмоциональными  затратами. Как вы отдыхаете?

 - Если нет возможности на полноценный  отдых, я переключаюсь на другой объект, живопись, общаюсь с моими  ребятами,   провожу  время с семьей или близкими мне людьми, а так, чтобы сидеть дома и просто смотреть телевизор  - это не для меня.  К счастью, благодаря моему характеру, эмоциональный  спад длится у меня не более двух-трех дней.

 - Не могу не задать вам очень важного вопроса – какие  творческие и профессиональные  высоты вы  мечтаете покорить? 

В этой сфере нет высоты, потому что архитектура  бесконечна,  как Вселенная!

050 2072701

050 4980498

Segah Art ( facebook)

Segah_group (instagram)

Беседа с Рагимой Бадаловой подготовлена при поддержке сети книжных магазинов LİBRAFF

# 7134
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#