Власть вынудила ее жить в подвале собственного дома – ПРОШЛОЕ НЕ ПОМЕШАЛО ЕЙ СТАТЬ ИЗВЕСТНОЙ В АзССР

Власть вынудила ее жить в подвале собственного дома – ПРОШЛОЕ НЕ ПОМЕШАЛО ЕЙ СТАТЬ ИЗВЕСТНОЙ В АзССР
15 декабря 2019
# 15:00

Впервые это имя и фамилия попались  мне на глаза по пути к дому композитора Тофига  Бакиханова, на близлежащей улице.  Помню даже, как мне это имя показалось «странным» – Ковкаб Сафаралиева. «Кто интересно эта женщина, именем которой назвали одну из центральных улиц?», - подумала я. Во время беседы с Тофигом Бакихановым, я  снова услышала это имя. Когда Бакиханов рассказывал об истории нашей музыки, он упомянул ее имя: «Первая женщина пианист- педагог Ковкаб Сафаралиева…» Мое любопытство возросло.

 

Третий раз с именем Ковкаб Сафаралиевой я столкнулась при исследовании материала для статьи об Асафе Зейналлы. Тогда я обратила особое внимание на  ее любовь и преданность по отношению к  Асафу Зейналлы. Они были обручены. Асаф Зейналлы ушел из жизни молодым, но Ковкаб ханум навсегда осталась ему верна.

 

Я начала свое расследование. Я дам вам несколько ключей, которые помогут вам открыть тайны ее души, чтобы постичь всю глубину ее внутреннего мира, любить и гордиться ею,

но поверьте, их будет недостаточно…

 

Ковкаб Сафаралиева была первой женщиной пианистом – педагогом в Азербайджане. Педагог, методист, публицист, издатель, наконец, народная артистка Азербайджанской ССР (1972 год). Дальнейшее изучение ее жизни поражает своим многообразием.  Она происходила из  богатого ханского рода, который  был уничтожен. 

 

Ей пришлось забыть о своем происхождении, но ушла из этого мира она народной артисткой СССР. Многие народы и поколения стали жертвами репрессий империй. Но даже захороненное в землю золото не теряет своей ценности. Качества личности, передающиеся  человеку с кровью и генами, не может уничтожить никакая репрессия.

 

Ковкаб ханум имеет также  большие заслуги. Она является основателем средней музыкальной школы имени Бюльбюля. Впоследствии, ее ученики очень старались, чтобы школа получила  ее имя, но в результате, они добились присвоения  имени  другой музыкальной школе - N 16.

 

Она была  близким соратником Узеира Гаджибекова. Ковкаб ханум способствовала созданию в Азербайджане первого женского хора. Плечом к плечу работала рядом с  Узеиром беком при  составлении нотных партитур  азербайджанского мугама и народной музыки.

 

Она обладала большим талантом, в будущем занимала  должность ректора консерватории, воспитала сотни студентов. Ковкаб Сафаралиева является автором ряда научно-методических пособий, сборников для игры на фортепиано, статей о музыке. О ее заслугах в области музыки вы еще узнаете из нашей статьи, а  пока  я хочу вам рассказать об ее происхождении, потому что это имеет немаловажное значение.

 

Глава семейства Сафаралиевых, Сафаралибек был коренным бакинцем. Будучи старостой в селении Пиршаги, он пользовался большим авторитетом среди местных жителей.

Прадеду Ковкаб ханум – Гаджиаге Гусейнгулу беку Сафаралиеву царем Николаем II был дарован титул «бека». В семье Гаджиаги Гусейнгулу бека было 5 сыновей: Исмаил бек, Дадаш бек, Агарагим бек, Ибрагим бек и Таги бек.

 

Тагибек Сафаралиев занимал должность заместителя министра торговли и промышленности в Азербайджанской Демократической Республике. Впоследствии его неоднократно арестовывали и подвергали ссылке. Будучи по специальности юристом, он смог успешно провести собственную защиту во время суда. Однажды, недалеко от его дома произошло убийство, в котором обвинили его. В последний раз он был арестован как мусаватист. Скончался в ссылке в 1934 году.

 

Дед Ковкаб ханум Дадашбек Сафаралиев, как и все члены семьи получил хорошее образование. На протяжении жизни он занимал различные должности. Ее отец, Кямиль бек был военным. В царской армии он дослужился до чина полковника. После демобилизации и возвращения в Баку он трудился в банковской сфере. Позже стал мэром Баку. С его именем связано строительство многих промышленных объектов, зданий, а также здание больницы имени Азизбекова (ранее Михайлова).

 

В 1902 году Кямиль бек Сафаралиев вступил в брак с представительницей другого известного рода в Азербайджане Гамар ханум Абульфат гызы Зиядхановой. Гамар ханум была из Каджаров, являлась потомком Джавадхана. Ее деды - мусаватисты тоже были расстреляны  во время репрессий. В те времена эта участь постигала всех, кто выступал против советской власти, требуя свободу и независимость, обладал национальным самосознанием. Все близкие Ковкаб ханум со стороны матери и отца стали жертвами репрессий. Им были предъявлены обвинения в измене родине за их национальное мышление, в результате, они были арестованы, сосланы и  расстреляны.

 

Когда соединяются два известных рода, состоящие из государственных деятелей, крупных нефтяников с одной стороны, и  потомков ханов  и деятелей науки с другой, то генеалогическое древо разрастается. Дети этой семьи являются истинными аристократами. Именно поэтому они всегда являлись мишенью. В том числе и моя героиня Ковкаб Сафаралиева.

 

Члены семьи Сафаралиевых были задействованы в нефтяной сфере, рыбной промышленности, в творческой сфере, науке и искусстве. В Баку он владели многочисленным имуществом. К сожалению, советское государство лишило их  так же, как и всех остальных аристократов, всего - всех средств существования. Глава семьи, Кямиль бек, отец Ковкаб ханум, не выдержав этих мук, скончался  от инфаркта будучи молодым, в 1920 году.

 

Ковкаб  ханум появилась на свет в непростое время в 1907 году в  высокоинтеллигентной семье. Еще в детстве она получила прекрасное образование. Ее мать Гамар ханум была в то время  одной из немногих образованных женщин. Она в совершенстве владела русским, французским и персидским языками. Имела музыкальное образование, играла на фортепиано. Для получения образования и развития  детей, в том числе, и Гамар ханум, Кямиль бек приглашал домой учителей. У них был заложен хороший фундамент образования.

 

За их здоровьем наблюдал личный врач Гиндес. Баку был городом, в котором развивались традиции и культура различных народов. Русские, немцы, поляки, евреи не только жили здесь, но и активно взаимодействовали с  азербайджанцами, распространяя свою культуру и науку. Большой популярностью пользовалась уличная музыка. Музыкальная и театральная жизнь Баку была очень насыщенной.

 

Получив начальное музыкальное образование дома, Ковкаб ханум в 1915 году в восьмилетнем возрасте поступает Общеобразовательную женскую гимназию имени Мариинского. В то же время, она получает уроки игры на фортепиано. С 1916 года она продолжает свое образование в музыкальном техникуме. В семье Сафаралиевых росли шестеро детей – четыре дочери и два сына. Все они получили музыкальное образование, но с благословения матери, профессией музыка  стала только для Ковкаб ханум.

 

 

В 1926 году Ковкаб Сафаралиева завершает учебу в музыкальном техникуме и, несмотря на юный возраст, получает приглашение на работу в Тюркскую женскую семинарию. Именно здесь она начала свою преподавательскую деятельность. Именно здесь произошло знакомство, и началась совместная творческая деятельность великолепного дуэта – Узеир бека и Ковкаб ханум. В эти годы юная девушка  потеряла отца, семья лишилась всего, что имела. Все эти потрясения, конечно же, оставили свой  след в ее дальнейшей судьбе…

 

Советское государство конфисковало не только их все недвижимое имущество, но и их собственный дом. Семья, вынужденная  жить в подвале собственного дома в тяжелых условиях, после длительной борьбы Гамар ханум, смогла  вернуть себе одну комнату. Уверенно стоящие на ногах члены семьи  начали борьбу за жизнь, нашли себе работу. В том числе и Ковкаб ханум.

 

После окончания музыкального техникума, Сафаралиева поступает на фортепианное отделение  консерватории. У нее были талантливые педагоги. Полученные от них знания она спустя время передала в этом же музыкальном заведении новому поколению. Сначала как педагог- практикант, а затем, как педагог по классу специального  фортепиано.

 

Всем известно, что Узеир бек в 1936 году создал первый хоровой коллектив. Однако, еще до этого им был создан женский хор Тюркской семинарии. Членом этого коллектива была и Ковкаб ханум. Впоследствии она стала его руководителем. Женский  хор Тюркской семинарии выступал в школах и клубах. Вера Узеир бека в талант Ковкаб ханум помог раскрыть  его новые стороны.

 

Ковкаб Сафаралиева окончила Азербайджанскую государственную консерваторию в 1932 году. Спустя годы она стала профессором этого учебного заведения (1952), в который поступила по настоянию Узеир бека.  Также в консерватории Ковкаб ханум брала  уроки у известного пианиста-педагога и   его ректора Ильи Айзберга. В годы учебы участие Ковкаб ханум в музыкальной жизни Азербайджана стало более активным. Талантливые студенты консерватории собирались вместе, чтобы заниматься   совместной творческой деятельностью. Были созданы новые группы и коллективы. Ковкаб ханум была знакома с Тофигом Гулиевым, Джевдетом Гаджиевым, Чингизом Гаджибековым, Ниязи Тагизаде. Однажды она познакомится с Асафом Зейналлы.

 

Асаф Зейналлы оставил неизгладимый след в национальной музыке. Он является основоположником народных  романсов, фортепианной и симфонической музыки. Его романсы «Моя страна», «Пограничник», «Чадра», «Вопрос», «Сейран» являются жемчужинами национального вокального искусства. Он является автором сборника для фортепиано «Детская сюита», пьесы «Джахаргях»,  «Мугамсаягы» для скрипки и фортепиано, 2 фуг, «Фрагментов» для симфонического оркестра, музыки к спектаклям, обработки народной музыки.

 

Им была проделана большая  работа по сбору азербайджанского музыкального фольклора, его обработке и составлению нотной партитуры. Он также является автором учебника  под названием «Начальная нотная грамота». Во всей этой деятельности Ковкаб ханум оказывала ему большую поддержку.  Они оба оставили большой след в азербайджанской музыке. Когда Асаф Зейналлы, взяв ее за руку, впервые проводил на сцену, он сказал ей: «Ты будешь большим музыкантом».

 

Дружба и  взаимопонимание между ними  зародились во время их успешной совместной деятельности. Со временем взаимоотношения стали теплее и  переросли в любовь.  А, как известно, великая любовь творит великие дела. Они оба были любимцами гениального Узеир бека.

 

Заслуги  Узеир бека в развитии женского  композиторского творчества в Азербайджане  огромны. Это известно многим, но мало кто знает, что он был покровителем первой в Азербайджане женщины - пианистки Ковкаб Сафаралиевой.  С самого первого дня он оказывал ей любую поддержку в развитии ее таланта, способствовал раскрытию ее нового творческого потенциала.  Деятельность и вклад  Узеир бека  в историю азербайджанской музыки  открыл для этих двух влюбленных молодых людей много новых возможностей в музыке. Асаф Зейналлы заведовал музыкальной частью Азербайджанского государственного драматического театра. Ковкаб Сафаралиева же исполняла фортепианную партию в оркестре. Асаф Зейналлы скончался очень молодым в 1932 году от тифа, ему было всего 23 года.

 

После его смерти его невеста Ковкаб ханум посвятила всю свою жизнь азербайджанской музыке - смыслу жизни Асафа Зейналлы. Она стала большим музыкантом, как и предсказывал  Асаф. Он продолжал жить в ее душе, в ее музыке. Ковкаб ханум  замуж не выходила, своей семьи у нее не было. Она проводила много времени с семьями братьев Асафа, они и стали для нее семьей. Но в то же время продолжался ее творческий рост и развитие. Как будто, она теперь чувствовала всю ответственность, которую нес на своих плечах Асаф Зейналлы.

 

Она не только занималась  исполнительской деятельностью, но и  старалась развиваться в всех областях музыкальной сферы в память об Асафе.

 

В конце 30-х годов во время гастролей в Баку Дмитрий Шостакович  услышал исполнение Ковкаб ханум.

 

Он тогда особо отметил, что эту юную девушку ждет блестящее будущее. В дальнейшем знакомство с Муслимом Магомаевым и Глиэром откроет новые возможности для Ковкаб ханум, придаст новый стимул для развития. В 1935- 36 годах Ковкаб ханум поступила в аспирантуру Московской государственной консерватории имени Чайковского.

 

Там ее педагогом был Абрам Швацкес, у которого она также познала основы философии музыки.

 

С 1937 года Ковкаб Сафаралиева работала директором центральной музыкальной школы при консерватории, где  она преподавала.

В 40х годах, в период войны и послевоенные годы восстановления на плечах музыкантов лежала немаленькая ответственность. Даже в те годы Ковкаб Сафаралиева достигла немалых высот. Вместе с этим росла к ней любовь студентов, для которых она и по сей день является образцом для подражания. Потому что Ковкаб ханум, занимаясь организацией концертов студентов- музыкантов в Москве и регионах Азербайджана способствовала популяризации нашей музыки, а также развитию и воспитанию студентов.

 

Я не буду перечислять все заслуженные звания, ордена и медали, которые она получила в советское время. В этом нет необходимости, потому что Ковкаб ханум заслужила любовь людей, с которыми она  охотно ее делилась.

 

Поэтому все остальные материальные вещи остаются в стороне - там им и место. На первом месте – сам человек. Только одно лишь редактирование научных работ Узеир бека в музыке говорит о всестороннем образовании Ковкаб ханум.

 

В 1979 году она дала свой последний урок в консерватории, и оставила у ректора заявление об уходе. Она  тяжело  передвигалась из-за перенесенного паралича. Женщина- профессор  навсегда покинула учебное заведение.

 

Ее студентка Адиля Маилова писала в своей книге о любимом преподавателе: «Мы – ее студенты часто навещали ее дома. Наш визит всегда действовал на нее бодряще. Однажды должен был состояться наш большой концерт.

 

Перед концертом мы пришли к ней. Когда она нас увидела, то приподнялась и сказала, - исполните мне концерт от начала до конца, а я посмотрю, как вы подготовились. Мы исполнили все партии, хотя это было трудно. Даже те партии, инструментов для исполнения которых у нас не было, мы сыграли на фортепиано. Потом она дала нам разные советы. Это было 15 апреля 1985 года, мы очень тепло попрощались. Она прислала нам на концерт большой букет, это невозможно забыть».

 

В июне 1985 года Ковкаб ханум ушла из жизни.

Она была похоронена на Аллее почетного захоронения в сопровождении своих учеников, которые, горько скорбя, стояли  над ее могилой и без устали повторяли: «Ковкаб ханум была для нас эталоном музыканта, педагога и человека».

# 9353
avatar

Рамиля Гурбанлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#