Он одной песней прославил Азербайджан на весь мир – «СЧАСТЛИВЕЦ» ПИСАЛ И В ТЮРЬМЕ, И В ПОДВАЛЕ

Он одной песней прославил Азербайджан на весь мир – «СЧАСТЛИВЕЦ» ПИСАЛ И В ТЮРЬМЕ, И В ПОДВАЛЕ
22 декабря 2019
# 15:00

Bir mən idim, bir sən idin, bir də yamaclar ...

Meşə yolu, yarpaq dolu yaşıl ağaclar.

Onda ki, ağ omuzlara töküldü saçlar,

Əsdi yarpaq, coşdu irmaq, güllər oynadı,

Ürəyimdə kaman kimi tellər oynadı.

 

Великолепный тандем слова и музыки. Слова Джафара Джаббарлы, музыка Гамбара Гусейнли в песне “Tellər oynadı” («Ветер кудри развевает»). Эти две видные творческие личности ушли из жизни разочарованными, но  об этом я расскажу позже. А сейчас я хочу начать свой рассказ с  жемчужины творчества одного из этих выдающихся авторов.

 

Кто из нас не знает песню “Cücələrim” («Мои цыплята»)?! Это песня была любима не только детьми, но и взрослыми. Написанная еще в далеком 1948 году совместно с поэтом Тофигом Муталлибовым эта прекрасная жемчужина творчества имела огромный  успех. 

В советский период эта песня облетела весь земной шар. Она украшала собой репертуары детских коллективов, звучала в художественных и мультфильмах. С тех пор песня "Cücələrim" была переведена на сотни языков мира. "Cücələrim" – одна из немногих песен в мире, которую слушали  дети и взрослые разных поколений. 

 

По мнению искусствоведов, до сегодняшнего дня ни одна песня не обрела такой большой мировой славы, как "Cücələrim".

 

Во время визита советской делегации в Швейцарию  в 1955 году, гостей встретила группа швейцарских школьников с песней "Cücələrim".

 

Однажды, во время пребывания во Франции деятелей советского кино, среди которых были и азербайджанцы, знаменитый Чарли  Чаплин, узнав об этом, прошел к роялю, сел за него и исполнил "Cücələrim". Затем обратился к гостям и сказал: «Значит, эта мелодия родилась на вашей родине?! Передайте от меня привет этому счастливцу- композитору!».

 

Сегодня мой рассказ будет об этом счастливце - композиторе – Гамбаре Гусейнли.

 

Он является автором не только “Cücələrim”, но и сотни других песен. Его песни в жанре романса - "Ay işığında"(«При свете луны»), "Gecələr uzanaydı"(«Если бы ночи были длиннее»), "İlk məhəbbət"(«Первая любовь»), "Düşür yadıma"(«Вспоминаю»), "Gülə-gülə"(«С улыбкой»), "Sənsən"(«Ты – только ты») у всех на устах. Они входят в репертуар ханэнде и певцов этого жанра. Возможно, если бы судьба распорядилась по- другому,  он смог бы написать тысячи песен и романсов. Однако, он ушел из жизни в 45. Не знаю, можно ли это назвать судьбой? Или виной всему то время, а судьба совсем ни при чем.  Но  рождение человека именно в тот период все же было предначертано судьбой. 

 

16 апреля 1916 года в Гяндже в семье кузнеца Мешеди Мухтара родился второй сын, которого назвали Гамбар. Он рос в любви и ласке со стороны своих родственников и матери, на ее колыбельных песнях.   Гянджа в то время была краем  карабахских ханэнде. Родина Низами как всегда распахнула свои объятия  перед творческими людьми – ашугами и поэтами.  С детства Гамбар вместе с отцом при поддержке своего дяди принимал участие в этих собраниях. Он был влюблен в поэзию и искусство.

В 6 лет безмятежное и счастливое детство мальчика закончилось - скончался его отец.  Его дядя Халил как ни старался, но заменить мальчику отца не смог, ребенок продолжал жить в своем мире.

Когда маленький Гамбар пошел в школу, он уже знал наизусть, будучи участником собраний, произведения Сеида Азима, Аббаса Саххата, Мирзы Алекпера Сабира. В  месте, именуемым «Садом Сардара», он столько раз вживую слушал Джаббара Гарягдыоглу, Сеида Шушинского, Бюльбюля, Гамида Малибейли, Хана Шушинского, Гурбана Пиримова, Мешеди Джамиля Амирова и других, что у него появилось нескончаемая тяга к музыке.

 

Этот интерес рос вместе с ним, то есть  его уже нельзя было назвать детским увлечением. В 1927 году, еще учась в средней школе, он поступил в среднюю специальную музыкальную школу города Гянджи в класс тара.  В 1929 году – в Гянджинский педагогический техникум. После окончания учебы он сотрудничал с выдающимся азербайджанским композитором Фикретом Амировым и тарзаном Зарифом Гаибовым. Молодой и талантливый Гамбар Гусейнли, виртуозный исполнитель мугамов «Раст», «Шур» и «Забул сегях» и других, еще со студенческих лет собирал народную ашугскую музыку и перекладывал ее на ноты. 

 

Его любовь к тару вспыхнула совершенно неожиданно. Во-первых, ему очень повезло стать  в музыкальной школе учеником талантливого тарзана - педагога Хамзы Алиева.  

Во-вторых, показателем его таланта стало мастерство   исполнения на таре по нотам.  Не каждый тарзан может это сделать. Он исполнял «Раст», «Шур» и «Забул» так, как если бы написал сам.

 

Спустя время в Гянджинском кружке, созданным актером Мамедрзой Шейхзамановым, осуществлялась  постановка спектаклей по  произведениям М.Ф. Ахундова, Н.Б. Везирова, Д. Джаббарлы, А. Хагвердиева.  Гамбар Гусейнли занимался созданием музыкального сопровождения в этих спектаклях.

 

В 1932 году главный исполнитель на таре  Восточного симфонического оркестра Москвы, прибывшего на гастроли в Гянджу, заболел в день концерта. Руководитель оркестра обратился к руководству музыкального техникума за помощью.  Выбор единогласно пал на Гамбара Гусейнли. В течение нескольких часов  он в совершенстве выучил партию и мастерски ее исполнил.

Окончив в 1934 году техникум с дипломом отличия,  Гамбар приехал в Баку и по совету своего педагога Гамзы Алиева решил обратиться к европейской музыкальной культуре. Такой в то время  была музыкальная политика Узеир бека Гаджибекова.  

Молодые талантливые музыканты, обучающиеся игре на таре, кяманче и других народных инструментах должны были научиться исполнению на скрипке, виолончели, виоле и контрабасе. Таким образом,  изучение связи между восточной и европейской музыкальной культурой являлось основным принципом развития музыкального творчества. 

Поэтому молодой тарзан без колебаний согласился на приглашение продолжить музыкальное образование по классу виолончели в Бакинском  музыкальном  техникуме.  В течение двух лет он учился в классе известного педагога музыки А.С.Шварцина.

 

В 1939 году Гамбар Гусейнли был направлен в колыбель нашей народной музыки – Шушу -  директором музыкального техникума. Хотя он проработал на этом посту всего год, но за это время успел сделать много полезного. Он привлек большое число молодых талантов к обучению музыке. Для работы с ними он пригласил из Баку профессионалов. Таким образом, молодые таланты получали возможность овладеть профессиональными навыками исполнения. 

Через год Гамбара Гусейнли снова пригласили в Баку.

Наряду с исполнением обязанностей помощника дирижера Азербайджанского народно-инструментального оркестра при филармонии, он одновременно являлся организатором созданного в те годы по поручению Узеир бека ансамбля «Sazçı Qızlar» («Сазистки») и его художественным руководителем.

 

Однако, бесконечный интерес к сочинению музыки не давал покоя Гамбару. Эта  склонность была замечена  преподававшими в то время в музыкальном техникуме видными педагогами музыки, которые и  перевели молодого музыканта в композиторское отделение среднего музыкального заведения, где  он продолжил обучение в классе Г.З.Буруштейна. Вскоре, его талант композитора проявился.  Г.Гусейнли написал музыку к стихам выдающегося драматурга Джафара Джаббарлы "Tellər oynadı".

 

Продолжив свое обучение в классе сформировавшего  азербайджанскую композиторскую школу Б.И. Зейдами,  Гамбар Гусейнли спустя 3 года после своего первого сочинения написал оперу «Qızıl quş» («Золотая птица») на основе либретто Мирмехти Сеидзаде. Таким образом, он успешно окончил школу. Им было написано множество песен, но все же первой успешной  среди них стала “Cücələrim”.

 

Тофиг Муталлибов писал в своих воспоминаниях: «Однажды Гамбар Гусейнли позвонил мне и пригласил к себе домой. Сыграл мелодию “Cücələrim”, а потом спросил у меня, - Ты сможешь написать слова к этой мелодии? Я дал согласие. Через  несколько дней текст был готов.  Так, появилась на свет “Cücələrim”. Он всегда говорил,  - Я надеюсь, что эту песню ждут долгие годы жизни. 

И он не ошибся. Если бы даже он в своей жизни не написал ничего, кроме  “Cücələrim”, он бы все равно занял почетное место в ряду композиторов.   Не каждый творческий человек может прославиться на весь мир  благодаря одному произведению. Гамбар Гусейнли еще при жизни воздвиг себе памятник, написав “Cücələrim”».


Композиторское творчество Гамбара Гусейнли привнесло нововведения в Азербайджанскую композиторскую школу. Он был одним из первых композиторов, писавших детские песни. Г.Гусейнли является автором более 300 песен, многие из которых исполняются и пой сей день. 

К сожалению,  на фоне успешной творческой деятельности, его жизнь не была такой спокойной и беззаботной. Наоборот, она была полна стрессов, нервных потрясений, разочарований.

 

Когда над Ахмедом Джавадом и Гусейном Джавидом сгустились черные тучи репрессий, Гамбар Гусейнли  выступил в их защиту, за что и был арестован.  Ему тоже старались прикрепить ярлык «врага народа».  

Однако, ни в “Cücələrim”,  "Ay işığı", "Gecələr uzanaydı", "İlk məhəbbət", "Düşür yadıma", "Gülə-gülə", "Sən-sən" и других песнях и романсах не смогли найти «вражеские» мотивы. Или же не хотели найти? Кто знает? Тайны того времени еще до конца не раскрыты.

Известно, что в тюрьме Гамбар Гусейнли занимался изготовлением тара; собирая вокруг себя любителей музыки, он обучал их пению и искусству изготовления инструмента.  И снова он каждому из них дал возможность развить  свой  талант. Это - навык настоящего мастера, интеллигента.

 

Видно, осознав всю безвредность этого человека, его полную занятость своим творчеством, его освободили, но разве можно назвать это свободой….

 

После его ареста все его имущество было конфисковано, а семья проживала в подвале. Гамбар Гусейнли не прекращал заниматься творчеством, несмотря на всякое отсутствие условий в темном подвале дома. Как будто он чувствовал, что судьба отпустила ему не так много времени, поэтому беспрерывно писал.

Когда же он получил новую квартиру, удары судьбы, полученные во время заключения и в подвале дома, дали о себе знать.

 

31 июля  1961 года Гамбар Гусейнли ушел из жизни. Он отправился туда, где никто не сможет его обвинить в оказании кому-то помощи или во вражде по отношению к собственному народу – в вечность. В вечность, которую подарили ему его песни.

 

Endi duman örtü kimi dünya qarardı,

Ara-sıra əsən bir yel saçın darardı,

Onda ki, oynaq tellərin boynumu sardı

Çaxdı şimşək, coşdu sular, sellər oynadı,

Ürəyimdə kaman kimi tellər oynadı.

 

«Счастливец - композитор»….. И Джавид -счастливец, и Ахмед Джавад, и Джаббарлы, на слова которого Г. Гусейнли написал песню. Потому что не только Чарли Чаплин, но и многие другие были зачарованы его творчеством. А еще счастливец - народ, который подарил миру эти таланты… 

 

А как же тот народ, который не смог их защитить?

# 16435
avatar

Рамиля Гурбанлы

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#