Раиси приехал к Эрдогану. С чем уехал? - АНАЛИТИКА
В среду в Анкаре состоялись переговоры лидеров двух ведущих государств региона: Реджеп Тайип Эрдоган принимал президента Ирана Ибрагима Раиси.
Визит - первый с начала полномасштабной войны между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС - дважды откладывался иранской стороной. По официальной версии, из-за проблем с расписанием и терактов в юго-восточном иранском городе Керман, а по данным арабских изданий, ее перенесли из-за разногласий Анкары и Тегерана по сектору Газа.
По словам источников ливанского издания «Аль-Ахбар», причина заключалась в том, что Раиси откровенно потребовал от Эрдогана ввести экономические санкции против Израиля, с которым Турция сохраняет постоянные торговые контакты. Турецкий лидер, утверждает «Аль-Ахбар», ответил категорическим отказом, несмотря на заметно ужесточившуюся риторику Анкары по сектору Газа.
Сейчас Турция пытается адаптироваться под требования региональных игроков: местный Минторг исключил наряду с несколькими другими странами и Израиль из ежегодно публикуемого списка целевых стран для экспорта, что является сигналом для местного бизнеса. Это означает, что турецкая сторона прекращает стимулировать компании к поставке товаров в Израиль и отказывается субсидировать или политически поддерживать любую концепцию такого бизнеса. Отметим, что в прошлом году Израиль занял 13-е место в списке приоритетных направлений турецкого экспорта. Однако, по сравнению с предыдущим годом товарооборот снизился – с 7 млрд долларов в 2022 году до 5,42 млрд долларов. Официальные данные Министерства транспорта Турции показали, что с 7 октября республика отправила в Израиль 701 торговое судно, из них 480 следовали по маршруту Турция–Израиль, а остальные 221 делали остановки в Турции по пути в порты Хайфа или Ашдод.
Вообще-то, разорвать связи с Израилем иранское руководство призывает весь исламский мир, но ожидать полного отказа Анкары от экономических связей с Израилем вряд ли стоит. Да и Анкара уже достаточно сильно обострила отношения с Израилем, заняв жесткую позицию относительно действий израильских военных в Газе. Турция едва ли пойдет на полный разрыв экономических и дипломатических связей с Израилем, отношения с которым наладились только недавно после многолетней конфронтации.
В Иране, естественно, это понимают. Но по максимуму пытаются использовать политический вес Анкары и президента Эрдогана для прекращения огня в Газе и создания палестинского государства.
Визит Раиси демонстрирует желание двух соперничающих, иногда даже противостоящих друг другу тяжеловесов региона наладить экономические и политические связи между странами и не дать разрастись ближневосточному конфликту. Согласно официальным данным, стороны обсудили двусторонние отношения и ситуацию в регионе, в первую очередь в секторе Газа, проблемы Ирака и Сирии, войны в Йемене, обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе после Второй Карабахской войны.
Оценки ситуации, как пишет турецкая газета Milliyet, у сторон во многом совпали, особенно в отношении войны Израиля с ХАМАС и перспектив появления палестинского государства. Что касается войны в Йемене, то, как утверждает Al Jazeera, «Эрдоган и Раиси высказали сенсационное намерение взять под контроль хуситов в Йемене, которые в Красном море ставят под угрозу мировую торговлю». А французское агентство AFP утверждает, что «Раиси лоббировал встречу Эрдогана с президентом Сирии Башаром Асадом».
Эрдоган отметил важность того, чтобы исламский мир, особенно Турция и Иран, заняли единую позицию в отношении сектора Газа, добавив, что Турция и Иран выступают за скорейшее урегулирование кризиса в секторе Газа мирными средствами. "На состоявшихся переговорах мы детально обсудили региональные и международные вопросы, прежде всего ситуацию в Газе. Мы согласились с тем, что важно избегать шагов, которые будут еще больше угрожать безопасности и стабильности нашего региона. Мы обсудили необходимость прекращения бесчеловечных атак Израиля на Газу и принятия срочных мер для установления справедливого и прочного мира", - сказал Эрдоган по итогам переговоров с Раиси.
А Ибрагим Раиси, особо отметив, что отношение турецкого народа и правительства к нападениям Израиля на Газу достойно восхищения, добавил: «Мы поддерживаем хорошие отношения с Турцией на протяжении многих лет и хотим, чтобы в будущем эти отношения вышли на более высокий уровень».
Касательно Южного Кавказа, в совместном заявлении президенты среди прочих региональных и международных вопросов подчеркнули необходимость соблюдения территориальной целостности стран Кавказского региона, оценили механизм диалога «3+3» как подходящую платформу для консультаций и конструктивного сотрудничества между государствами-членами (инициированная Турцией региональная платформа предполагает сотрудничество между тремя странами Южного Кавказа - Арменией, Грузией и Азербайджаном и тремя соседними странами - Россией, Ираном и Турцией, но Грузия пока не участвовала ни в одной из состоявшихся на этой платформе встреч).
Важно, что два соседа также договорились продолжать сотрудничество в борьбе с трансграничными угрозами, в том числе со стороны боевиков. Насколько этот пункт договоренности, с учетом известного факта поддержки Ираном террористических организаций, будет реализован, покажет время. Но Турция прилагает максимальные усилия в этом направлении, подтверждением чего являются переговоры министра иностранных дел Турции Хакана Фидана на прошлой неделе со своими иранскими и пакистанскими коллегами с призывами к спокойствию после того, как соседи открыли огонь по территории друг друга.
С учетом сложности отношений Турции и Ирана, расхождения по целому ряду вопросов, в первую очередь по гражданской войне в Сирии, где Анкара поддержала повстанцев, стремящихся свергнуть президента Башара Асада, и предприняла несколько спецопераций на севере Сирии против боевиков, а Тегеран – сирийское правительство, попытка лидеров стран договориться и расширить связи, конечно же, вызывает уважение и дает надежду на то, что военный конфликт между Израилем и ХАМАС можно будет урегулировать мирным путем с тем, чтобы не допустить его распространения на весь регион.
Особенно в этом контексте стоит упомянуть слова президента Ирана: «Мы полны решимости бороться с терроризмом. В этом вопросе нет никаких колебаний. Безопасность Турции — это наша безопасность».
Так и хочется воскликнуть: Ваши бы слова да Богу в уши!
Мира Гасанова
В Швейцарии нашли кладбище винтажных автомобилей
Негативный интернет-контент усиливает эмоциональное истощение
В Тунисе нашли окаменелости крупнейшей ящерицы возрастом 47 млн лет
На Западе обсуждают отправку войск и ЧВК в Украину
Хакан Фидан встретился с генсеком НАТО в Анкаре
США изменили позицию по договору о пластиковом загрязнении