Комплексы С-400 могут остаться в упаковке…
Когда сообщили, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг с официальным визитом посетит Анкару, сперва это, признаться, не вызвало у нас особого интереса, потому что подобные визиты не являются такими уж неожиданными событиями – понятно, что Турция является членом НАТО, поэтому визитов руководителей НАТО в Анкару, в том числе, представителей Турции в Брюссель, следует отнести к категории рабочих контактов Альянса, тем более, что еще в апреле сообщалось, что в Анкаре состоится очередное заседание НАТО.
Но потом все-таки, решили, что в любом случае, стоит следить за ходом этого визита, потому что он обещал быть примечательным как минимум, с тем, что в ходе этого визита ожидалось в первую очередь, обсуждение российских зенитно-ракетных комплексов С-400, т.к. для этой проблемы наступает решающая фаза, - если верить сообщениям российских СМИ уже в июне и июле ожидается первая поставка ракетных комплексов в Турцию.
Данная проблема настолько известна широкой публике, что ее детали почти всем известны. Но самого начала очень сомневались в том, что это военная сделка между Москвой и Анкарой завершится удачно – мы не раз отмечали, что путь комплексов С-400 в Турцию будет долгим.
Дело в том, что оборонная система стран НАТО, в том числе, система ПВО представляет собой единую органическую схему и появление в этой системе стратегической российской техники считается недопустимым не только с точки зрения ее эффективности, но и даже безопасности. В ходе визита Столтенберг по этому поводу высказался весьма недвусмысленным образом, заявив, что другая система ПВО не будет работать в существующей схеме НАТО.
Как решится это проблема, как страны придут к общему знаменателю, – признаться, этот вопрос продолжает оставаться для нас настоящей загадкой или головоломкой, хотя уже предлагаются различные сценарии для преодоления возникшей проблемы.
То, что крупная военно-техническая сделка между Турцией и Россией и также включение в оборонную схему страны - члена НАТО, российской стратегической военной техники неприемлема с точки зрения интересов Брюсселя, особенно, США, - это нам ясно.
Непонятно совсем другое обстоятельство – ведь НАТО, в том числе и его лидер США, фактически не предлагают альтернативы Анкаре и не продают ей современных противовоздушных систем Patriot. Неужели союзники по НАТО не заинтересованы в укреплении обороноспособности Турции?
К сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос не знаем, хотя в прессе появляются и иного рода сообщения и этот момент подчеркнул сам Столтенберг, сказав, что их обнадеживают переговоры между Анкарой и Вашингтоном по поставкам комплексов Patriot в Турцию...
Очередной раз заметим, что тревоги, вызванные с появлением в оборонной схеме НАТО «российского следа» нам в принципе, понятны. После прихода к власти президента США Д.Трампа в структуре НАТО сперва стали наблюдаться признаки сбоев, даже было такое представление, что Альянс постепенно превращается в «говорильню политиков».
Но постепенно, НАТО вновь начал восстанавливать себя, ее политика и деятельность стали более сглаженной и ровной. Теперь без преувеличения можно сказать, что он с уверенными темпами усиливает свое присутствие вдоль границ России – на море и суше.
Например, на днях в соседней Грузии произошел небольшой политический инцидент: оппозиция пригрозила президенту Саломе Зурабишвили импичментом в связи с тем, что она заявила о нецелесообразности открытия военной базы США в Грузии. В ходе дискуссии другие представители правящей партии страны заявили, что подобный вопрос еще не обсуждался с США.
Но тут сразу возникают вопросы. Во-первых, почему президент Грузии вдруг начал говорить об этом? Ведь, есть такая поговорка, что дыма без огня не бывает…
Во-вторых, не менее удивительно и позиция Зурабашвили – Грузия с одной стороны изо всех сил стремится к НАТО, но с другой стороны не желает видеть на своей территории военного присутствия стран-членов НАТО!
Ведь понятно, что в случае вступления страны в НАТО на ее территории обязательно появятся военные структуры отдельных стран-членов НАТО…
К чему же мы все это говорим? Политологи и политики дают весьма противоречивые оценки состоянию американо-российских отношений, процессам, происходящим в плоскости Россия-НАТО.
Например, говорят, что якобы Трамп согласен с предложением турецкой стороны о создании натовской комиссии для проверки зенитно-ракетных комплексов С-400, но Конгресс не дает согласия на это. Поэтому ясно одно: еще рано скрещивать ежа с ужом…
Конечно, США и союзники неравнодушны и к такому обстоятельству; в мире интерес к российским зенитно-ракетным комплексам растет, даже Индия изъявила желание приобрести их. А это в любом случае, серьезная конкуренция; ведь у США есть свои альтернативы – конечно, речь об известной системе Patriot.
Поэтому не безынтересен ход этой военно-политической драмы – мы, например, будем весьма удивлены, если процесс завершится, как минимум, по графику, не говоря уж о том, что не только мы, но и ведущие эксперты мира по безопасности и вооружениям очень сомневаются в этом.
Например, так выразился американский эксперт Теодор Карасик: «Очевидно, что система куплена, и она будет поставлена. Вопрос о том, будут ли они извлечены из упаковки?» …
Да, таков «приговор» ведущих экспертов по данной проблематике. Но пока же сообщается, что в конце мая около 100 турецких военных начнут проходить подготовку в соответствующих учебно-боевых центрах России.
Со своей стороны, добавим, что в финансовом плане Россия, наверное, не проиграет, а вот что касается военно-стратегического плана, - признаться, мы затрудняемся сказать, что-то конкретно…
Гусейнбала Салимов
Меркель считает, что ее сделали "козлом отпущения" из-за конфликта в Украине
МИД Франции заявил о праве Украины атаковать Россию дальнобойными ракетами
В Турции пропала возможность снимать наличные с карт Газпромбанка
Отступление ВСУ, удары ракетами «Орешник», мирная повестка Трампа – Интервью с Александром Коваленко
Соль и вода: Физраствор стал дефицитом в России и других странах
Густаво Петро: Колумбия арестует Нетаньяху по ордеру МУС