В мире
- Главная
- В мире
Переговоры Израиля и Турции в Баку направлены на снижение риска столкновения – КОММЕНТАРИЙ

Ситуация на Ближнем Востоке по-прежнему остается крайне напряженной. Боевые действия в Газе не прекращаются и, более того, лишены четко определенных условий для завершения. Параллельно в Сирии Израиль продолжает наносить авиаудары по городам, занимать приграничные районы и вооружать друзские формирования на юге страны, что серьезно затрудняет усилия новых сирийских властей по восстановлению контроля над национальной территорией. Все это приводит к усилению напряженности в отношениях между Турцией и Израилем.
Для снижения напряженности в регионе в Баку состоялись политические консультации между Израилем и Турцией.
«Сам факт начала диалога уже можно расценивать как позитивный сигнал. Переговоры, прошедшие в Баку, были нацелены на снижение риска военного столкновения — особенно с учетом пересекающихся интересов сторон в Сирии», — прокомментировал Vesti.az израильский политолог Юрий Бочаров.
По его словам, говорить о конкретных результатах пока рано, однако в таких ситуациях главное — не громкие заявления, а создание работающих механизмов взаимодействия.
«Такие процессы редко афишируются: решения часто принимаются за закрытыми дверями, чтобы не раздражать общественное мнение ни в одной из стран. Обе стороны проявляют сдержанный прагматизм, что дает основание рассчитывать на постепенное нормализацию», - сказал он.
По словам эксперта, Израиль не выступает против единой Сирии как таковой — наоборот, централизованное государство, способное контролировать свою территорию, создает меньше угроз.
«Однако снятие санкций с нового сирийского режима должно быть обусловлено гарантиями: отказом от враждебных действий, прекращением поставок оружия террористам и контролем за границами. Если же Сирию разделят на зоны влияния, то часть из них может попасть под контроль прокси-групп или террористических организаций, что значительно осложнит ситуацию на севере Израиля», - считает политолог.
Бочаров также добавил, что Израиль не обладает правом вето на международные санкции, но его обеспокоенность понятна: без гарантий стабильности и безопасности любые уступки могут обернуться усилением угроз.
«Поэтому в Иерусалиме предпочли бы сначала видеть конкретные изменения на местах, а уж потом — обсуждать дипломатическое «прощение», - сказал он.
Говоря об ударах Израиля по Сирии, аналитик сказал, что Израиль не наносит удары по Дамаску как по городу.
«Израильские ВВС действуют точечно, атакуя склады с оружием, оставшиеся после режима Башара Асада. Эти объекты, как правило, находятся под контролем иранских прокси-групп и могут содержать стратегическое вооружение, включая ракеты и системы ПВО», - отметил он.
По мнению эксперта, главная задача Израиля — не допустить попадания современного вооружения в руки террористических группировок, действующих на территории Сирии, таких как «Хезболла» и проиранские милиции.
«Что касается оккупации — Израиль занял лишь нейтральную зону на границе, созданную после прежней сирийско-израильской войны. Сирийская армия ушла из нее, открыв путь для экстремистских группировок. Чтобы не допустить этого, Израиль ввел туда свои силы. С новым сирийским руководством Израиль сохраняет осторожность: несмотря на риторику о возможном сближении, Дамаск прежде всего стремится к снятию санкций, а не к реальному миру», - подчеркивает эксперт.
Говоря о ситуации в Газе, аналитик сказал, что сейчас в Израиле сложились два диаметрально противоположных взгляда на завершение конфликта в Газе.
«Правящий лагерь, включая всю коалицию, убежден, что только военное давление может привести к освобождению заложников и ликвидации террористической инфраструктуры ХАМАС. Любые уступки воспринимаются как слабость, ведущая к новой волне насилия. Оппозиция же настаивает на немедленном прекращении огня, утверждая, что это спасет жизни и заложников, и мирных жителей. Однако, если прекратить боевые действия сейчас, сектор фактически снова окажется под контролем ХАМАС — и это лишь отсрочит новую войну», - сказал он.
Более того, по словам аналитика, для оппозиции такой сценарий — шанс обвинить правительство Нетаньяху в неэффективности и добиваться досрочных выборов.
«Таким образом, вопрос о «конце войны» стал не только вопросом безопасности, но и внутренней политической борьбы», - добавил он.
Несколько недель тому назад, израильский парламент принял решение об аннексии Газы, однако насколько это осуществимо с учетом проживающего там населения - большой вопрос.
«Речь не идет об аннексии или насильственном выселении палестинцев. Обсуждается лишь возможность создания гуманитарных коридоров для тех жителей Газы, кто добровольно пожелает покинуть зону конфликта и начать новую жизнь в безопасной стране.
Проблема, однако, в том, что нынешняя система беженских лагерей — как в Газе и на Западном берегу, так и в Ливане — годами используется как инструмент политического давления на Израиль. Людей сознательно удерживают в нищете, ограничивая их право на переселение и полноценную интеграцию», — отмечает аналитик.
При этом важно, отметил Бочаров, что управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) за последние десять лет обеспечило переселение и трудоустройство десятков миллионов беженцев из других регионов мира — из Афганистана, Сирии, Судана.
«Прецеденты есть, и нет ничего невозможного в решении этого вопроса. Однако многие игроки на Ближнем Востоке не заинтересованы в решении проблемы — палестинские беженцы давно стали удобным инструментом антиизраильской риторики», - резюмировал он.

Гарвард лишили права принимать иностранных студентов

Песков: Россия получила от Украины список по обмену пленными "1 000 на 1 000"

Нетаньяху и Трамп провели переговоры

Подозреваемый в убийстве дипломатов Израиля действовал в одиночку

Хуситы заявили о втором за день ракетном ударе по аэропорту Бен-Гурион

География против идеологии, или Почему Армения не станет членом ЕС - ИЛЬГАР ВЕЛИЗАДЕ