Сархан Сархан: Жаворонок, мудрец и приверженец классической эстрады - ИНТЕРВЬЮ

Сархан Сархан: Жаворонок, мудрец и приверженец классической эстрады - ИНТЕРВЬЮ
12 марта 2024
# 20:00

Жизнь нашего сегодняшнего гостя была наполнена удивительными событиями и яркими выступлениями. Выразительная внешность и голос артиста сводили с ума его многочисленных фанаток.

Известный на территории всего Советского Союза автор и исполнитель эстрадных песен, народный артист Азербайджана и сегодняшний гость Vesti.az Сархан Сархан до 14 лет совсем не помышлял о творческой карьере. Он занимался греблей на каноэ и был членом юношеской сборной Азербайджана. Но однажды услышав чарующие звуки классической гитары с тех пор решил свою жизнь посвятить этому прекрасному инструменту.

Впрочем, обо всем этом, а также об основных этапах творческого пути, взлетах и падениях рассказывает Сархан Сархан (Сархан Курбанбеков - настоящее имя певца- прим.авт.).

*****

- Сегодня вы редкий гость в телеэфирах. Есть на то объективные причины?

 - Я не против съемок, но хожу на передачи крайне редко. И всегда заранее интересуюсь, чему посвящен эфир, и кто будет присутствовать на нем.

- Вас называют «последним из Могикан» классической азербайджанской эстрады. Говорят, вам такое сравнение не очень нравится…

- Почему же не нравится? «Последний из Могикан» совсем не значит, что последний из… Будут и после меня прекрасные исполнители. Наверное, имеется ввиду, что последний из своего поколения исполнителей, и это правда. Я действительно остался приверженцем классической советской азербайджанской эстрадной культуры.

- То есть, продолжателей у вас нет?

- А их и не может быть, так как времена диктуют каждому свои требования. Как говорится, бытие определяет сознание.

Вот как я стал известным? Ведь меня приняли и полюбили в Азербайджане в 80-е годы. Хотя до этого я уже был исполнителем всесоюзного ранга, в соответствии с требованиями той культуры. Первые шаги на большой сцене я делал в Москве, где учился, и где началась моя музыкальная карьера.

- Современное поколение плохо знакомо с исполнителями вашего времени. Могли бы назвать еще несколько имен для наших юных читателей?

- Не могу кого-то выделить. Раньше были: «народники», или как их еще называли - «свадебники», и был Азконцерт. Последний «катал» уже готовых артистов по регионам Азербайджана. Местная эстрада становилась несколько провинциальной, потому что не выходила за рамки республики и не чувствовала общесоюзный тренд.

А вот если вспоминать более взрослых артистов – поколение тех, за кем пришел я, то здесь не просто перечень имен… Начнем с того, что Баку 60-70 -х – это джазовый бум, подъем эстрадной культуры, некий ренессанс сцены. И этот период был особенно интересным, он долго длился. А потом и вспомнить особо нечего. Хотя вот появился ансамбль «Карван». Тоже очень интересный и профессиональный. Но они мало просуществовали. Причиной послужил распад СССР…

- А как же квартет «Гая»?

- «Гая» - из предыдущей волны. Я был еще школьником, когда они появились. Кстати, на сборных концертах профессионалы, слушая их из-за кулис, перешептывались: «Как они поют!». Для понимания простой публики, исполняемый ими репертуар был довольно сложным. Вообще считаю, что со стороны зрителей, думаю, «Гая» был недооценен.

- А что было нужно так называемой «простой» публике?

- «Самоцветы», «Песняры»...  «Гая» же был профессиональным джазовым квартетом, понимаете? Именно поэтому музыканты их высоко ценили. Когда «Гая» распался и Теймур Мирзоев уехал, то Рауф Бабаев взял на себя инициативу, создав «Бярибах». Рауфу Бабаеву удалось сохранить вот это многоголосие, основу коллектива. И сегодняшние солисты уже современного «Гая» — это в своей основе воспитанники «Бярибах», поющие по лекалам первого состава группы. И это очень хорошо, если не считать маленького «но»… К современной отечественной эстраде «Гая» не имеет никакого отношения, это классический джаз. У «Гая» два выхода: либо поднять зрителя до своего уровня, либо спуститься до публики. Последнего они никогда не сделают, слишком высокая классическая школа. Поэтому к ним будут приходить истинные любители и эстеты, понимающие этот жанр, ценящие музыкальную джазовую культуру и т.д.

 

- То есть получается, что поп-музыка вытеснила классический жанр?

- Поп-музыка поп-музыке рознь, да и вкусы меняются. Та или иная песня или исполнитель могут 10 лет находиться на верхушке рейтинга, а потом придет «певец-однодневка» и полностью перекроет кислород, скинув тебя со всех строчек.  Эпоха ВИА 70-80 ушла навсегда. Современные технологии и компьютеры вытесняют многие музыкальные направления. Важно опять же отметить, что исполнители, которые действительно обладают сильным вокалом, сценической харизмой, профессиональными навыками, все равно выживут.  Они своего слушателя найдут. Сложнее все же тем, кто попадает под понятие «современный исполнитель».

Возьмите американскую пластинку 50-го года, и пластинку 2024-го в одном жанре и с идентичным репертуаром. При этом, вы ощутите разный саунд, то есть звучание. Меняется даже эстетика звука.

- А это разве не на любителя? Кому-то нравятся старинные записи, а кому-то современный звук.   

Опять же есть ряд старых песен, записанных в новых интерпретациях.  Есть хиты, которые выжили, а есть те, которые канули в небытие. Поэтому, пока тебя воспринимают не как музейный экспонат, и ты способен передать слушателю эмоции и создать образ, ты имеешь право выходить на сцену. Но это касается тех артистов, которые имели большую популярность и славу. А что касается молодых артистов, они в самом начале своего пути. Пусть дерзают, зарабатывают зрительскую симпатию и аплодисменты. Но, если ты однажды уйдешь со сцены под стук собственных каблуков, больше не возвращайся. Успокойся, отдыхай...

 

- Вопрос к вам, как к мэтру: как вы оцениваете нашу сегодняшнюю эстраду?

- Во-первых, она должна оцениваться на концертной сцене. И, к сожалению, такой сцены пока у нас мало. То есть, условий при которых наши эстрадники могли ощутить всю культуру сцены, заниматься сугубо концертной деятельностью, им предоставляется недостаточно.  

Должны быть концертные организации, хотя бы одна, которая занималась бы эстрадными исполнителями. У нас есть филармония, театры, симфонический оркестр, капелла, а вот эстрадный жанр совершенно не поддерживается с самого момента развала СССР. И артисты идут на «вольные хлеба», ведь им тоже нужно выживать.

- Вы имеете в виду свадьбы и корпоративы?

- Да, а свадьбы диктуют свой репертуар. И исполнители не виноваты, они зарабатывают своим трудом. Заказчики же уверены в своей правоте: ты пришел, я тебе плачу, развлекай меня, как я хочу. И артист выбирает из своего репертуара те композиции, которые понравятся публике в соответствующей ситуации, то есть свадьбе. Никто и задумываться не собирается, может ли он исполнять серьезные композиции, достойные большой сцены и большой эстрады. Да и сцены у эстрадников той уже нет.

Я, к примеру, самодостаточный человек, прошедший большой артистический путь. К тому же мне уже много не нужно. Но я понимаю, и не виню тех молодых коллег, которые поставлены в такие условия.

 

- При этом, в одном из своих прошлогодних интервью вы сказали, что в эстрадном жанре свадебный репертуар иногда исполняют на сцене, поэтому между эстрадной сценой и свадьбой стерлись все границы...

- Дело в том, что сцена осталась только в театрах, в тех жанрах, которые корнями уходят в прошлое, где сохранились традиции. В эстраде же те, кто придерживался традиций, уже почили в мир иной.  А я, как вы сказали, «последний из Могикан» (смеется). Хотя не совсем и последний. Но, остались мы, «последние из Могикан» азербайджанской эстрады, такие как Джаван Зейналлы, Мубариз Тагиев, Флора Керимова, Натаван Шейхова, Рафиг Сеидзаде, и я, ваш покорный слуга  - Сархан Сархан.

 

- Как вы относитесь к такому утверждению, что, мол, наша музыка стала похожа на турецкую - мотивами, гармонией, аранжировкой? Вы согласны с этим мнением?

- Было время, наша музыка чем-то походила на европейскую или американскую, почему об этом никто не говорил? В этом нет ничего плохого, если азербайджанская музыка будет походить на турецкую. Мы часто говорим о бакинском джазе, а он на чем основан? Конечно, на американском джазе. Вспомните волну, когда в Азербайджане шли на ура индийские фильмы. Люди любили не только фильмы, но и индийские песни, подражали, перепевали. Некоторые заимствуют, кто-то остается приверженцем своей национальной культуры. В этом нет ничего плохого. Все одно быть не может. Всего должно быть много и разного. А зритель - ведь он тоже разный. Он сам себе выберет то, что придется ему по душе.

- Не так давно вы спели в дуэте с молодой певицей Эльнарой Халиловой…

- Кстати, на моем последнем сольном концерте, который прошел в Театре песни имени Рашида Бейбутова, был еще один интересный дуэт с оперной исполнительницей Ольгой Георгиевой, с которой мы исполнили несколько мировых хитов.

Да, идея дуэта, к примеру, с Эльнарой Халиловой возникла спонтанно. Она пригласила меня через Джавида Имамвердиева (режиссер театра Музыкальной комедии и друг Сархан Сархана – авт.)  к себе в студию. Я принял приглашение, но, приехав, увидел, что это не студия, а своего рода дом культуры. За чашкой чая возникла идея записать совместную композицию, что до этого момента не планировалось.

 

- Какую последнюю книгу вы почитали?

- Сберегательную (смеется). Жаль, сейчас нет сберегательных книжек, ввели карточную систему. Ну а если без шуток, то последняя прочитанная книга – повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор».

 

- Вы не занимаетесь преподавательской деятельностью?

- Нет. Даже когда просят, я отказываюсь. Иногда даю совершенно бесплатные мастер-классы. Не люблю быть привязанным к чему-то. Я свободный художник. Не в том смысле, что я просыпаюсь к обеду. Например, сегодняшний день для меня начался в 06:30. Я жаворонок, люблю рано ложиться и рано вставать. Потому что иногда и дня не хватает на то, чтобы осуществить все свои замыслы и планы.

- Как-то вы сказали, что радость и удовольствие - это разные ощущения...

- Радость - это духовная составляющая. А удовольствие скорее относится к физической сфере. Даже примитивный человек может получать удовольствие от принятия пищи или от прелюбодеяния. Но радость доступна не всем. Я стараюсь получать от жизни радость, но, для этого нужно прилагать усилия и окружать себя людьми из разряда единомышленников и светлых личностей.

 

- Вы постоянно проживаете в Азербайджане, не выезжаете?

- Я живу на планете Земля (смеется). У меня нет крайностей. Когда мне говорят: «Вы вернулись?», я отвечаю: «А я разве уезжал?». Дело в том, что у нового поколения в сознании не умещается тот факт, что все это пространство когда-то было единой страной. Я не ощущал себя в Москве как в другой стране. Узеир Гаджибеков учился в Санкт-Петербурге, Тофиг Гулиев, Гара Гараев учились в Москве. Туда же стекались лучшие умы и таланты со всего Советского Союза. Поэтому говорить, что я покинул Азербайджан и переехал в Россию, будет для меня неправильно. Тогда, когда я начинал свою карьеру, был СССР, единое государство. И, конечно же, я очень благодарен Москве, которая создала меня тем, кем я сейчас являюсь. Я учился там, делал первые шаги на профессиональной сцене, и все это имеет большое значение.

Замечательное было время, когда меня окружали и учили настоящие корифеи своего дела. Их советы, мастер-классы, поведение на сцене и общение со зрителем – все это откладывается в памяти, и играет большую роль в становлении артиста как личности. Опыт был получен огромный. Были частые всесоюзные фестивали, которые проходили в столицах различных республик, куда стекались лучшие артистические силы СССР.

- На протяжении всей творческой жизни у вас было множество поклонниц. Как вы с этим справлялись?

- Я всегда держал дистанцию с поклонницами. Среди них были почти сумасшедшие дамы, поэтому приходилось вести себя с ними максимально деликатно и осторожно. Старался соблюдать дистанцию.  Женщины часто делали мне комплименты по поводу глаз, на что я всегда отвечал в шутку: «Если бы вы знали, сколько в этих глазах утонуло девушек» (смеется). Многие поклонницы ездили за мной по городам.

Что касается истинных чувств, то понятно же, что фанатки тебя дорисовывают, ведь они не знают Сархана Сархана человека. А к образу артиста они могут дорисовать и додумать все, что угодно, в зависимости от бурной фантазии. Кстати, многие артисты на этом погорели. Пользуясь своей популярностью, слишком близко подпускали фанаток, и все это плохо заканчивалось.

 

- Скажите честно, скучаете по тем временам?

- Есть легкая ностальгия, но жить только прошлым, это неправильно. Сейчас стал спокойнее и мудрее. Человек так устроен, что тело растет, растет, а потом начинает увядать, а душа с возрастом светлеет, и именно этот свет дает ощущение вечной молодости.

 

- Появился анонс вашего летнего концерта. Чем планируете удивить своего зрителя?

- Да, это верно. Концерт должен состояться 18 июня, в день моего рождения. Хочу этот день отметить на сцене в кругу друзей и зрителей. Программа так и называется «День рождения в кругу друзей».  

Сам концерт будет отличаться от предыдущих, но чем именно - пока рассказывать не буду, хочу сохранить интригу.

 

- Благодарю за интервью! Будем с нетерпением ждать творческих встреч с вами!

 

 

 

 

 

 

 

 

# 31530
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#