Гаджи Салман Мусаев: «Пусть выпускникам Оксфорда и Кембриджа тоже не дадим работу в Азербайджане»

Гаджи Салман Мусаев: «Пусть выпускникам Оксфорда и Кембриджа тоже не дадим работу в Азербайджане»
11 июня 2009
# 16:18
Сегодня Vesti.Az со ссылкой на информационное агентство АПА распространил информацию, в которой говорилось о том, что на совместном заседании парламентских комитетов по правам человека, правовой политике и государственному строительству были обсуждены дополнения и изменения в закон «О свободе вероисповедания».

Было отмечено, что согласно предложенным дополнениям и изменениям в закон, руководящие местами поклонения лица должны назначаться со стороны Управления мусульман Кавказа (УМК) по заключению Госкомитета по работе с религиозными структурами. Кроме того, разрешение на исполнение обрядов, относящихся к исламской религии, и ведение религиозных церемоний будет выдаваться только лицам, получившим образование в Азербайджане.

После обсуждений документ был рекомендован на рассмотрение парламента. Но, если парламент примет эти дополнения в существующий закон, то получится, что многие наши религиозные церемонии, пройдут без священнослужителей, так как многие из них получали образования за рубежом. Кстати, даже глава УМК, шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Пашазаде, тоже получил религиозное образование в Бухаре, то есть за пределами Азербайджана.

Мы решили выяснить как к этим дополнениям и изменениям относится УМК. На вопросы сотрудника Vesti.Az ответил первый заместитель главы УМК Гаджи Салман Мусаев. Оказалось, что заместителю главы УМК не по душе новые изменения.

- Как вы относитесь к тому, что разрешение на исполнение обрядов, относящихся к исламской религии, и ведение религиозных церемоний будет выдаваться только лицам, получившим образование в Азербайджане?

- Вне зависимости от места получения религиозного образования, этот человек – гражданин Азербайджана. Считаю, что нужно обязательно дать пояснение в этом вопросе – если кто-то отправился на религиозное обучение незаконно, то им не должно выдаваться разрешения. Но в этом случае, нельзя забывать о тех, которые получили образование по законному пути. Так, что я не считаю правильным предложенный подход.

Закон «О свободе вероисповедания» уже принят в Азербайджане. И я не считаю правильным вносить какие-либо изменения в этот закон, через каждые 5-10 дней.

- А что вы называете «образование незаконным путем»?

- Если кто-то уехал получать религиозное образование по линии Министерства образования или УМК, то это законное образование. Есть множество людей, которые получили образование в какой-то стране, и теперь утверждают, что они религиозные деятели – вот это незаконно.

- Учитывая азербайджанские реалии, я могу смело прогнозировать, что предложенные Али Гусейновым изменения, будут приняты со стороны остальных депутатов. Наверное, излишне будет вам напомнить, что и наш уважаемый шейх учился заграницей. Значить и он уже не будет иметь право исполнять религиозные обряды и вести церемонии?

- Я поэтому и говорю, что те, кто так думают, допускают серьезную ошибку. Если подобное видение применяется в законе «О свободе вероисповедания», то давайте его внедрим во все области. В Азербайджане много людей, которые получали образование в Оксфордском и Кембриджском университетах и теперь занимают в стране высокие государственные посты. Тогда давайте и им не дадим разрешение работать. Разве это правильный подход? Конечно же, нет. Если в отношении нас – религиозных деятелей применяют двойные стандарты, это другое, а если все мы равноправные граждане страны, то нужно ко всем относится одинаково.

- Согласно предложенным дополнениям и изменениям в закон, руководящие местами поклонения лица должны назначаться со стороны Управления мусульман Кавказа по заключению Госкомитета по работе с религиозными структурами. Почему вашей организации дается такое право? Ведь УМК же, насколько я знаю, НПО. И еще, как вы относитесь к тому, что все назначения со стороны УМК, должны получить «добро» Госкомитета?

- В законе «О свободе вероисповедания», конкретно отмечено, что УМК является центром, в котором объединяются все исламские общины. Этот закон с подписью президента, действует достаточно эффективно.

- То есть, президент дал в порядке исключения, право тому, чтобы НПО - УМК, в своем роде, координировал деятельность исламских общин.

- Мы не являемся государственной структурой, а также НПО. Мы отдельная организация – Центр исламских общин. Во всех странах, ведущая религия сосредоточена в конкретном Центре. Так, что не надо долго раздумывать о том, почему именно УМК разрешает или же определяет человека для конкретных ведения религиозных церемоний.

- А как вы относитесь к привлечению в процесс выдачи разрешений Госкомитета?

- Кончено же это не правильно. Я считаю, что принятие этого пункта, будет означать возврат к отношению к религии, которое существовало еще во времена советского тоталитаризма.

- В целом, вы считаете, что закон «О свободе вероисповедания» не нуждается в усовершенствовании?

- Я понимаю, что каждое время диктует свои правила и требования. Закон нужно подготовить таким образом, что бы она сохранила рабочую силу во все времена. Тем более, что если речь идет о Законе «О свободе вероисповедания». Если даже решили усовершенствовать закон, то обязательно нужно было узнать экспертное мнение самих религиозных деятелей.

- А мнение шейха совпадает с вашим?

- Я не знаю, лучше спросите у него самого…

М.Меджидли
# 1381
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#