Грузинская Патриархия заняла странную позицию по отношению к Турции
20 февраля 2012
13:37
Армянство давно превратило в насмешку слово толерантность, едва только речь заходит об Азербайджане. Под этим термином в мире понимают терпимость, понимание и главное принятие иного образа жизни, обычаев, идей. Но в более широком смысле оно употребляется, как свободное вероисповедование определенной религиозной общиной или если угодно целой религии своих ценностей без давления со стороны и вызываемых им чувством дискомфорта. Вся армянская пропагандистская машина построена на том, что в Азербайджане, якобы, зажимаются целые малые народности, причем они по разным причинам коренные, а мы – азербайджанцы, или если будет угодно «закавказские турки» - народ пришлый. Оставим, однако, эту бесполезную дискуссию. Бессмысленно доказывать людям, задавшимся целью поссорить народы Азербайджана, что их потуги бессмысленны и обречены.
Сегодня речь немного о другом, хотя оно и имеет непосредственное отношение к толерантности или даже к способностям к разумным компромиссам и диалогам, что, кстати, тоже не мало, с учетом продолжающегося карабахского конфликта. Вчера ереванское информагентство «Armtoday» распространило информацию, первое же предложение в котором заставило призадуматься. Призадуматься не над сутью изложенного в нем, а над тем, что было написано вообще. Судите же сами.
«Министерство культуры Грузии раскрыло детали договора с турецкой стороной, согласно которому в обмен на реставрацию христианских храмов на турецкой территории в Грузии будут открыты две мечети. Патриархия Грузии выступает категорически против и требует, чтобы переговоры были продолжены. Об этом сообщает Эхо Кавказа».
В этом противоречивом сообщении разобраться с кондачка сложно. Но другими словами вы быстро поймете, в чем дело. Итак, на территории Турции имеются христианские храмы, нуждающиеся в реставрации. Это первое. Второе. Уже на территории Грузии могут быть возведены две мечети. И все это вполне возможно, если верить «деталям договора с турецкой стороной», раскрытым Министерством культуры Грузии. Но возникает вопрос, собственно, он уже возник – почему этому противится, да еще столь «категорически» Патриархия Грузии? Может, между декларирующими дружбу и понимание грузинским и турецким народами пробежала кошка или самый обычный коммерческий интерес?
А здесь и сферы влияния поблизости. Кстати, мы не зря затронули такой вопрос, как сфера влияния. Именно Грузинская Церковь требует, чтобы ей дано было право полноценного участия в переговорах, которые ведут по данному делу государственные органы, как то Минкульт со стороны Грузии. Но позвольте спросить, господа священнослужители, способны ли вы на свои деньги восстановить церкви? При этом в самой же Патриархии утверждают, что (далее цитаты из армянского агентства) «памятники средневековья в опасности: небывалые морозы и снега могут нанести серьезный ущерб недействующим церквям в Турции». Напомним, что речь идет об армяно-халкидонских храмах, на которые претендует Грузия (ну куда же без армянского следа – ред.). Дальше-больше. «Некоторые из них сохранились почти полностью, другие находятся в разной степени разрушения. Последствия ударов стихии усугубляют и политические бури: грузинская Патриархия протестует против решения официального Тбилиси открыть турецкие мечети в Грузии в обмен на восстановление храмов в Турции».
Вот так ни много, ни мало. В официальном заявлении Патриархия призвала повременить как со строительством новой мечети Азизие в Батуми, так и с восстановлением мечети в Ахалцихе. Церковь требует, чтобы ей дано было право полноценного участия в переговорах. Глава пресс-службы Патриархии Грузии епископ Давид Шарашенидзе фактически выдвинул ультиматум:
«Если эти условия (участие Патриархии в переговорах) по каким-то причинам неприемлемы для Турции, то и для нас неприемлемо спасение Ошки и Ишхани взамен на строительство в Батуми мечети Азизие, которая является напоминанием о тяжелом прошлом нашей страны. Это искусственно создает напряжение между христианами и мусульманами».
По правде говоря, то и дело возникающие между двумя религиями разногласия, а тут еще добавьте откровенную войну между Грузинской Патриархией и Армянской Григорианской церкви за обладание святынями по разные стороны границ, то слово толерантность в данном случае приобретает совсем уж иной оттенок. Ну да бог с ними с армянами и грузинами. Зная способности наших армянских коллег передергивать факты, мы обратились к другим источникам, но информация совпала. По сообщениям из Тбилиси, Патриархия Грузии потребовала своего включения в переговоры по вопросу реставрации мечетей и церквей на территории Грузии и Турции. Как сообщает агентство «Новости-Грузия», в официальном заявлении патриархии говорится: «Переговоры по указанному вопросу ведутся более двух лет между Грузией и Турцией с грубым нарушением грузинского законодательства, поскольку патриархия Грузии, которая является собственником всех церквей и монастырей, не включена в официальные переговоры».
Казалось бы, можно было обо всем договориться полюбовно, если угодно, по-божески, но напряжение нарастает. «Нет оправдания той позиции, что это делается для спасения Ошки и Ишхани. По международным нормам, защита мирового культурного наследия — ответственность турецкого государства. Власти Грузии с целью защиты грузинских памятников должны были обратиться в ЮНЕСКО», — говорится в заявлении
Патриархии.
Кстати, состояние упомянутых храмов Ошки и Ишхани вызывает наибольшие опасения у сотрудников Министерства культуры и охраны памятников Грузии. Храм Ошки был построен в X веке и ни разу с тех пор не реставрировался. Купол памятника может обрушиться в любое время. В этом случае будет утрачен уникальный исторический памятник, гласит заявление министерства, опубликованное сегодня в ответ на претензии Патриархии. И вот с самый ответственный момент, когда с лиц земли может исчезнуть уникальный памятник – оплот местной религии – Грузинская Патриархия ставит условия, а фактически палки в колеса государственным органам двух стран, вознамерившихся было их восстановить. При этом любопытно, что грузинская церковь ведет себя в данном случае неадекватно. С одной стороны она ратует за скорейшее восстановление дышащих на ладан святынь, с другой - призывает власти Грузии с «целью защиты грузинских памятников» обратиться за помощью в ЮНЕСКО, с третьей же стороны – как Великий Комбинатор «гарантирует свое скромное участие».
Но чем же так не угодила Грузинской Патриархии и взбудораженной ею общественности Батуми мечеть Азизие? Главным образом недовольство церкви и части грузинского общества вызвано тем, что строительство мечети Азизие в Батуми - слишком широкий ответный шаг. Якобы, эту мечеть построили после сооружения новой крепостной стены, когда в этом районе появилась новая турецкая община, а мечеть названа в честь султана Абдулы Азиза, который пришел к власти в 1861 г. и на средства которого она была построена. Некий националист, называющий себя лидером движения «Служи Грузии» Мурман Думбадзе считает, что «мечеть его (Азиза-ред) имени – оскорбление исторической памяти грузин, ставших жертвами завоевания». Более того, этот «страж» грузинской истории в конце прошлого года пообещал снести эту мечеть бульдозером, если она будет построена. Ну, да это уже диагноз.
Кстати, неплохо ответил ему неизвестный юзер, который вряд ли станет подавать меня за нарушение его авторских прав. «Ценнейшие грузинские храмы на территории Турции необходимо срочно спасать пока не поздно, пока турки не передумали, и хотя армянам и грекам в подобных случаях было категорически отказано, Турция взамен много не просит. Ничего страшного в восстановлении исторической мечети в Батуми нет, оппозиции нужен только повод, чтобы мутить воду, потому что если будут восстановлены уникальные грузинские храмы в Турции, это будет огромная заслуга Михаила Саакашвили, чего оппозиция, конечно же, допустить не хочет».
Однако самую разумную мысль, на мой взгляд, высказал грузинский искусствовед Давид Хоштария, в прошлом году лично оценивавший состояние храмов на турецкой территории. Он уверен: их можно спасти, но реставрационные работы должны быть проведены незамедлительно – в течение ближайших месяцев. «В Ошки катастрофическое положение. Храм может не пережить эту зиму. Если этим летом мы начнем хотя бы частичные восстановительные работы, то еще возможно будет что-то спасти», говорит ученый. Не менее здравую мысль занимает по этому вопросу теолог Леван Абашидзе. Он уверен: с самого начала договор между Грузией и Турцией был составлен неправильно. «Привязывать друг к другу эти два вопроса было неверно, и в этом я согласен с Патриархией. Но ценности этих памятников настолько велики, что необходимо идти на компромисс».
Как бы то было, окончательного решения по этому вопросу пока нет – неизвестно ни то, когда начнется восстановление храмов, ни сроки строительства мечети в Батуми. Между тем депутат парламента Георгий Габашвили утверждает, что в Аджарии уже идет поиск места для строительства. Мечеть в любом случае придется возводить с нуля, поскольку сама оригинальная постройка XIX века была полностью уничтожена при советской власти.
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. Грузинская Патриархия заняла странную позицию. Она ведет себя словно собака на сене. Не хотелось бы прибегать к такой поговорке, но «загребать чужими руками жар» не к лицу служителям культа. А если есть чем поделиться на восстановление, то убежден, турецкая сторона не откажется от любой помощи, в том числе и духовно-исторической. Если же Грузинская Патриархия такая «бедная», то все же стоит напомнить, что богатством церкви владеют верующие. Русская православная церковь до революции была одной из самых богатых в мире, пока большевики не национализировали ее богатства. Правда, русские священники парировали это тем, что сокровища принадлежат людям, но у «строителей светлого будущего» не было времени для толкования священного писания. И, наконец, Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
Намик Ибрагимов
Сегодня речь немного о другом, хотя оно и имеет непосредственное отношение к толерантности или даже к способностям к разумным компромиссам и диалогам, что, кстати, тоже не мало, с учетом продолжающегося карабахского конфликта. Вчера ереванское информагентство «Armtoday» распространило информацию, первое же предложение в котором заставило призадуматься. Призадуматься не над сутью изложенного в нем, а над тем, что было написано вообще. Судите же сами.
«Министерство культуры Грузии раскрыло детали договора с турецкой стороной, согласно которому в обмен на реставрацию христианских храмов на турецкой территории в Грузии будут открыты две мечети. Патриархия Грузии выступает категорически против и требует, чтобы переговоры были продолжены. Об этом сообщает Эхо Кавказа».
В этом противоречивом сообщении разобраться с кондачка сложно. Но другими словами вы быстро поймете, в чем дело. Итак, на территории Турции имеются христианские храмы, нуждающиеся в реставрации. Это первое. Второе. Уже на территории Грузии могут быть возведены две мечети. И все это вполне возможно, если верить «деталям договора с турецкой стороной», раскрытым Министерством культуры Грузии. Но возникает вопрос, собственно, он уже возник – почему этому противится, да еще столь «категорически» Патриархия Грузии? Может, между декларирующими дружбу и понимание грузинским и турецким народами пробежала кошка или самый обычный коммерческий интерес?
А здесь и сферы влияния поблизости. Кстати, мы не зря затронули такой вопрос, как сфера влияния. Именно Грузинская Церковь требует, чтобы ей дано было право полноценного участия в переговорах, которые ведут по данному делу государственные органы, как то Минкульт со стороны Грузии. Но позвольте спросить, господа священнослужители, способны ли вы на свои деньги восстановить церкви? При этом в самой же Патриархии утверждают, что (далее цитаты из армянского агентства) «памятники средневековья в опасности: небывалые морозы и снега могут нанести серьезный ущерб недействующим церквям в Турции». Напомним, что речь идет об армяно-халкидонских храмах, на которые претендует Грузия (ну куда же без армянского следа – ред.). Дальше-больше. «Некоторые из них сохранились почти полностью, другие находятся в разной степени разрушения. Последствия ударов стихии усугубляют и политические бури: грузинская Патриархия протестует против решения официального Тбилиси открыть турецкие мечети в Грузии в обмен на восстановление храмов в Турции».
Вот так ни много, ни мало. В официальном заявлении Патриархия призвала повременить как со строительством новой мечети Азизие в Батуми, так и с восстановлением мечети в Ахалцихе. Церковь требует, чтобы ей дано было право полноценного участия в переговорах. Глава пресс-службы Патриархии Грузии епископ Давид Шарашенидзе фактически выдвинул ультиматум:
«Если эти условия (участие Патриархии в переговорах) по каким-то причинам неприемлемы для Турции, то и для нас неприемлемо спасение Ошки и Ишхани взамен на строительство в Батуми мечети Азизие, которая является напоминанием о тяжелом прошлом нашей страны. Это искусственно создает напряжение между христианами и мусульманами».
По правде говоря, то и дело возникающие между двумя религиями разногласия, а тут еще добавьте откровенную войну между Грузинской Патриархией и Армянской Григорианской церкви за обладание святынями по разные стороны границ, то слово толерантность в данном случае приобретает совсем уж иной оттенок. Ну да бог с ними с армянами и грузинами. Зная способности наших армянских коллег передергивать факты, мы обратились к другим источникам, но информация совпала. По сообщениям из Тбилиси, Патриархия Грузии потребовала своего включения в переговоры по вопросу реставрации мечетей и церквей на территории Грузии и Турции. Как сообщает агентство «Новости-Грузия», в официальном заявлении патриархии говорится: «Переговоры по указанному вопросу ведутся более двух лет между Грузией и Турцией с грубым нарушением грузинского законодательства, поскольку патриархия Грузии, которая является собственником всех церквей и монастырей, не включена в официальные переговоры».
Казалось бы, можно было обо всем договориться полюбовно, если угодно, по-божески, но напряжение нарастает. «Нет оправдания той позиции, что это делается для спасения Ошки и Ишхани. По международным нормам, защита мирового культурного наследия — ответственность турецкого государства. Власти Грузии с целью защиты грузинских памятников должны были обратиться в ЮНЕСКО», — говорится в заявлении
Патриархии.
Кстати, состояние упомянутых храмов Ошки и Ишхани вызывает наибольшие опасения у сотрудников Министерства культуры и охраны памятников Грузии. Храм Ошки был построен в X веке и ни разу с тех пор не реставрировался. Купол памятника может обрушиться в любое время. В этом случае будет утрачен уникальный исторический памятник, гласит заявление министерства, опубликованное сегодня в ответ на претензии Патриархии. И вот с самый ответственный момент, когда с лиц земли может исчезнуть уникальный памятник – оплот местной религии – Грузинская Патриархия ставит условия, а фактически палки в колеса государственным органам двух стран, вознамерившихся было их восстановить. При этом любопытно, что грузинская церковь ведет себя в данном случае неадекватно. С одной стороны она ратует за скорейшее восстановление дышащих на ладан святынь, с другой - призывает власти Грузии с «целью защиты грузинских памятников» обратиться за помощью в ЮНЕСКО, с третьей же стороны – как Великий Комбинатор «гарантирует свое скромное участие».
Но чем же так не угодила Грузинской Патриархии и взбудораженной ею общественности Батуми мечеть Азизие? Главным образом недовольство церкви и части грузинского общества вызвано тем, что строительство мечети Азизие в Батуми - слишком широкий ответный шаг. Якобы, эту мечеть построили после сооружения новой крепостной стены, когда в этом районе появилась новая турецкая община, а мечеть названа в честь султана Абдулы Азиза, который пришел к власти в 1861 г. и на средства которого она была построена. Некий националист, называющий себя лидером движения «Служи Грузии» Мурман Думбадзе считает, что «мечеть его (Азиза-ред) имени – оскорбление исторической памяти грузин, ставших жертвами завоевания». Более того, этот «страж» грузинской истории в конце прошлого года пообещал снести эту мечеть бульдозером, если она будет построена. Ну, да это уже диагноз.
Кстати, неплохо ответил ему неизвестный юзер, который вряд ли станет подавать меня за нарушение его авторских прав. «Ценнейшие грузинские храмы на территории Турции необходимо срочно спасать пока не поздно, пока турки не передумали, и хотя армянам и грекам в подобных случаях было категорически отказано, Турция взамен много не просит. Ничего страшного в восстановлении исторической мечети в Батуми нет, оппозиции нужен только повод, чтобы мутить воду, потому что если будут восстановлены уникальные грузинские храмы в Турции, это будет огромная заслуга Михаила Саакашвили, чего оппозиция, конечно же, допустить не хочет».
Однако самую разумную мысль, на мой взгляд, высказал грузинский искусствовед Давид Хоштария, в прошлом году лично оценивавший состояние храмов на турецкой территории. Он уверен: их можно спасти, но реставрационные работы должны быть проведены незамедлительно – в течение ближайших месяцев. «В Ошки катастрофическое положение. Храм может не пережить эту зиму. Если этим летом мы начнем хотя бы частичные восстановительные работы, то еще возможно будет что-то спасти», говорит ученый. Не менее здравую мысль занимает по этому вопросу теолог Леван Абашидзе. Он уверен: с самого начала договор между Грузией и Турцией был составлен неправильно. «Привязывать друг к другу эти два вопроса было неверно, и в этом я согласен с Патриархией. Но ценности этих памятников настолько велики, что необходимо идти на компромисс».
Как бы то было, окончательного решения по этому вопросу пока нет – неизвестно ни то, когда начнется восстановление храмов, ни сроки строительства мечети в Батуми. Между тем депутат парламента Георгий Габашвили утверждает, что в Аджарии уже идет поиск места для строительства. Мечеть в любом случае придется возводить с нуля, поскольку сама оригинальная постройка XIX века была полностью уничтожена при советской власти.
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод. Грузинская Патриархия заняла странную позицию. Она ведет себя словно собака на сене. Не хотелось бы прибегать к такой поговорке, но «загребать чужими руками жар» не к лицу служителям культа. А если есть чем поделиться на восстановление, то убежден, турецкая сторона не откажется от любой помощи, в том числе и духовно-исторической. Если же Грузинская Патриархия такая «бедная», то все же стоит напомнить, что богатством церкви владеют верующие. Русская православная церковь до революции была одной из самых богатых в мире, пока большевики не национализировали ее богатства. Правда, русские священники парировали это тем, что сокровища принадлежат людям, но у «строителей светлого будущего» не было времени для толкования священного писания. И, наконец, Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».
Намик Ибрагимов
8201
ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
В Баку стартовал Глобальный саммит религиозных лидеров-ФОТО-ОБНОВЛЕНО
Гутерриш обратился к участникам Бакинского Глобального саммита религиозных лидеров
Религиозные учебные заведения включат курс о вреде родственных браков
Папа Римский выбрал кардиналом украинского епископа
В Госдуме предложили приравнять религиозные школы к государственным
Аллахшукюр Пашазаде награжден в Москве орденом Православной церкви-ФОТО