Расим Мусабеков: Лидеры Азербайджана и РФ могут рассмотреть вопросы присоединения нашей страны к ШОС и БРИКС - ИНТЕРВЬЮ
Уходящая неделя ознаменовалась двумя, без преувеличения, историческими событиями. Начался процесс вывода российских миротворцев из Карабахского региона и Армения согласилась вернуть Азербайджану четыре оккупированных села Газахского района. Данная тематика вызвала интерес не только в Азербайджане. Эти вопросы были освещены также в ряде мировых СМИ.
В контексте сказанного не меньший интерес вызывает предстоящий 22 апреля визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Согласно сообщению пресс-службы Кремля, в ходе визита пройдут переговоры Ильхама Алиева и Владимира Путина.
«Планируется рассмотреть ключевые вопросы дальнейшего развития российско-азербайджанских отношений стратегического партнерства и союзничества, а также провести обстоятельный обмен мнениями по актуальной региональной проблематике.
По случаю исполняющегося 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали Владимир Путин и Ильхам Алиев встретятся с ветеранами БАМа и работниками железнодорожной отрасли. Как известно, отец президента Азербайджана Гейдар Алиев непосредственно курировал вопросы, связанные с сооружением магистрали», - говорится в сообщении Кремля.
Учитывая значимость вышеотмеченных вопросов, за комментариями мы обратились к азербайджанскому политологу, депутату Милли Меджлиса Расиму Мусабекову.
- В одном из интервью нашему изданию вы дали прогноз о том, что 4 села Газахского района, которые до последнего времени находились под армянской оккупацией, будут возвращены либо мирным путем, либо по силовому сценарию. Армения возвращает данные села. В связи с этим, возникают вопросы: возможны ли массовые протесты в Армении и какова вероятность того, что вопрос демаркации и делимитации, наконец, сдвинулся с мертвой точки?
- Протесты есть. Но армянские провокаторы, которые убедились в неспособности из-за возвращения Азербайджану четырех приграничных сел Газахского района, организовать массовые выступления в Ереване и других крупных городах, пытаются раскачать на противоправные действия жителей деревень Тавушского марза.
Власти активно им противодействуют. Премьер-министр Никол Пашинян дважды посещал этот регион и встречался с людьми. Там развернуты дополнительные полицейские силы. Так что армянское правительство сохранило контроль над ситуацией и сможет реализовать принятые решения.
Ведь в возвращаемых населенных пунктах нет гражданских лиц, а военные обязаны выполнить приказ о переходе на другие позиции. Это важно исполнить к оговоренной дате 15 мая, так как подписанный вице-премьерами обоих государств протокол предполагает после этого определенный регламент действий, в соответствии с дорожной картой делимитации армяно-азербайджанской границы и позитивный старт придаст этому процессу положительную динамику.
Отмечу, что из США, Евросоюза и соседних государств последовала одобрительная реакция на готовность сторон двигаться вперед на основе Алма-атинской декларации.
- Параллельно с этим событием начался вывод российских миротворцев из Карабахского региона. Некоторые эксперты из политологического сообщества полагают, что за преждевременный вывод РМК Кремль может предъявить какой-то счет Азербайджану? О каком счете может идти речь?
- Это досужие разговоры. Досрочный вывод РМК не следует воспринимать как некую уступку Азербайджану со стороны Кремля. После выхода армян из Карабаха осенью прошлого года и когда выяснилось, что даже при гарантиях безопасности со стороны властей Азербайджана для тех, кто готов легально возвратиться, а таковых не оказалось, миротворческая миссия российского воинского контингента оказалась невостребованной.
Никакой военно-стратегической роли 2 тысячи российских военных, с легким оружием, в окружении многотысячных азербайджанских корпусов и бригад, не играют. Расходы по содержанию РМК не такие уж и маленькие. Нести их для «демонстрации флага» в условиях, когда вооруженные силы РФ ведут кровопролитные бои в Украине, показались нерациональным. Отсюда после разговора по телефону президентов Алиева и Путина, последовало решение о досрочном выводе РМК.
- В череде процессов особое место занимает предстоящий 22 апреля визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. Согласно сообщению пресс-службы Кремля, «планируется рассмотреть ключевые вопросы дальнейшего развития российско-азербайджанских отношений стратегического партнерства и союзничества, а также провести обстоятельный обмен мнениями по актуальной региональной проблематике». Это общие фразы в духе дипломатического пресс-релиза. По-вашему, какие вопросы могут быть обсуждены, скажем так, за кулисами встречи?
- Визит Президента Ильхама Алиева анонсирован как рабочий. Предварительной подготовки к нему не проводилась. Предположу, что никаких новых документов не будет подписано, тем более, что договорно-правовая база азербайджано-российских отношений весьма обширная и прочная. Скорее всего визит следует воспринимать как часть регулярного политического диалога на высоком уровне. Напомню, что недавно с двухдневным визитом Баку посещал глава правительства РФ Михаил Мишустин и вопросы, относящиеся к экономике, транспорту и финансам были глубоко проработаны. Возможно, остались темы, по которым окончательное решение будет принято после переговоров первых лиц.
- Судя по всему, после того, как Армения не скрывает своего желания найти пристанище под «западным зонтиком», Москва все больше склоняется к тесному сотрудничеству с Азербайджаном. В последнее время различными политиками высказывалось мнение о том, что Азербайджан может заменить Армению в ЕАЭС. Насколько обоснованы подобные версии?
- Отношения с Азербайджаном для Москвы самоценны, безотносительно к Армении. О намерении по вступлению нашей страны в ЕАЭС мне неизвестно. Во всяком случае, никаких переговоров, предварительные проработки в данном направлении не проводились.
Вступлению в ЕАЭС предшествует значительный адаптационный период и множество действий по сближению процедур и внутреннего законодательства. Пока и в данном направлении каких-либо действий не наблюдается. Кстати, Армения намеревается выйти из ОДКБ, тогда как порывать с ЕАЭС Ереван не желает, и это понятно. Объем торгово-экономических связей Армении со странами ЕАЭС составляет более 50 процентов, тогда как доля Евросоюза около 13 процентов, а США – мизерные 3 процента. Выгоды Армении от нахождения в ЕАЭС измеряются миллиардами долларов, и многократно превышают финансовые подачки Брюсселя и Вашингтона.
- Как продолжение предыдущего вопроса: какова вероятность того, что из Москвы может поступить предложение Баку присоединиться к ОДКБ? И если такое предложение поступит, оно нам нужно?
- Президент Путин- реалистичный политик, адекватно воспринимает национальные устремления и геополитическую роль Азербайджана. Поэтому не сомневаюсь, что не станет даже делать нам предложение о вступлении в ОДКБ. Однако укрепление азербайджано-российских отношений в рамках подписанной в феврале 2022 года Декларации о союзническом взаимодействии лидеры обеих стран проанализируют. Не исключаю, что могут быть рассмотрены вопросы присоединения Азербайджана к Шанхайской организации Сотрудничества (ШОС), а также БРИКС.
Фарид Теймурханлы
Ликвидировано Государственное энергетическое агентство Нахчывана - УКАЗ
Милли Меджлис: заявления Пашиняна недопустимы и искажают суть вопроса
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты