Мнимое величие Франции, или Что связывает Париж и Ереван?
Я долго думал о том, что роднит две такие разные страны как Франция и Армения и хочу поделиться с вами своими размышлениями на эту тему.
На первый взгляд эти страны должны быть антагонистами. Франция входит в большую семерку самых развитых стран мира, является постоянным членом совета безопасности ООН, входит в ЕС и НАТО, и она одна из немногих стран, обладающих ядерным оружием.
Армению же называют развивающейся страной и по своей вине оказалась в тупике и живет за счет финансовых поступлений от армян, проживающих в других странах. Она входит в ЕАЭС и ОДКБ, которые создавались в противовес ЕС и НАТО.
Наверное, одной из причин близости этих стран является наличие во Франции влиятельной армянской диаспоры. Но думается, что это не главная причина. По-моему, в основе взаимопонимания Армении и Франции лежит ментальная близость. Обе эти страны подвержены мании величия.
Мания величия, как известно, это тип поведения или самосознания личности (в данном случае нации), выражающееся в крайней степени переоценки своей известности, важности, популярности, гениальности, политического влияния, богатства, власти, вплоть до всемогущества.
Во Франции мания величия выражается в очень сильном чувстве — grandeur de la France, величие Франции. Для французов убеждение в своем великодержавном предназначении важнее реальных фактов, его подтверждающих. «Начиная с Наполеона, а потом от де Голля до Миттерана французская политика представляет собой попытку восстановить былое величие при полном отсутствии средств, которые делали бы это возможным», – писал политолог и философ Пьер Асснер. Сделаем небольшую поправку – не до Миттерана, а до Макрона.
Историк Альфред Гроссер отметил антропологический характер убеждения французов в собственной избранности: «Франция – страна, руководители которой сами являются частью общественного мнения, воспринимающего национальный престиж не в качестве средства достижения конкретных результатов, а в качестве самоцели, позволяющей испытывать исключительно сильные чувства самоудовлетворения и снисходительности к загранице».
Франция никогда не хотела мириться с ролью «средней державы». Являясь региональной державой, хотя очень влиятельной, руководители этой республики несут в себе наполеоновские грезы о величии Франции. Их желание войти в число супердержав постоянно довлеет над ними.
Сильнейшим ударом по престижу Франции было позорное поражение от Германии во Второй Мировой войне. Эта страна капитулировала перед Гитлером всего за 40 дней, а Париж был захвачен без единого выстрела. И это, при том, что Франция не уступала Германии ни по размеру армии, ни по вооружению.
Гитлер унизил Францию, заставив подписать акт о капитуляции в том же самом месте и в том же вагоне в лесу Компьен, где Германия подписала аналогичный акт о поражении по результатам Первой Мировой войны.
После капитуляции французская армия сражалась за Гитлера в СССР, а экономика Франции работала на военную мощь Третьего Рейха.
Движение Сопротивления было очень слабым и немногочисленным. До начала 1943 года во Франции не было практически никакого сопротивления немцам. Оно началось только после Сталинградской битвы, когда стало ясно, что гитлеровская Германия потерпит поражение в войне. В движении Сопротивления насчитывалось не более 20 тысяч человек, да и то процентов 80% из них составляли беглые советские военнопленные. Одним из них был азербайджанец Ахмедия Джебраилов, известный в рядах французского Сопротивления, как Армад Мишель, который прославился дерзкими операциями против немецких оккупантов и за это был удостоен наивысших французских наград.
Хотя генералу де Голлю приписывается огромная роль в освобождении Франции, хорошо известно, что Францию в основном освобождали американцы. Де Голль всю войну просидел в Лондоне, а когда американцы окружили Париж, он просто въехал в город на американском танке и стал героем. Это совершенно справедливо, что Шарль де Голль, не был приглашен на Ялтинскую конференцию глав правительств союзных держав (1945). Неизбежно возникает вопрос. Так почему же Франция, которую по военным, политическим, юридическим, экономическим и этическим параметрам следует считать пособником гитлеризма, превратилась в страну-победительницу?
После Второй Мировой войны судьба Франции и ее международного престижа висела на волоске. Американский президент Франклин Рузвельт ставил под вопрос само ее суверенное существование. Известно, что признание Временного правительства Шарля де Голля в качестве законного представителя французской нации стало возможным только благодаря поддержке Сталина.
По приказу Сталина 8 мая 1945 года маршал Георгий Жуков ввел командующего 1-й французской армией генерала де Латра в конференц-зал, где был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Никто даже не мог вообразить, что Франция окажется в рядах победителей в войне. Поэтому в зале не было французского флага. Войдя в зал, де Латр потребовал, чтобы французский флаг был присоединен к английскому, американскому и советскому флагам. На это один из британских офицеров воскликнул: «А почему бы и не китайский флаг?». Жуков приказал сшить трехцветный флаг из каких-то случайных тряпок. Начальник штаба германской армии фельдмаршал Кейтель, подписавший акт о капитуляции со стороны Германии, увидев французский флаг, воскликнул: «Ах, еще и французы! Не хватало только этого!». Таким образом, Франция стала четвертым победителем Германии и заняла место постоянного члена в Совете Безопасности ООН.
Совсем недавно Францию опять опустили ниже плинтуса. США, Великобритания и Австралия создали новый военный блок AUKUS. При этом они разорвали ее контракт с Австралией, предусматривавший закупку 12 подводных лодок стоимостью в 66 миллиардов долларов.
Идеологической основой деятельности и нынешнего президента Франции Эммануэля Макрона является постоянное стремление доказать иллюзорное величие Франции. У него имеется огромное желание стать лидером Евросоюза. Для этого, по его мнению, произошли благоприятные стечения обстоятельств. Из Евросоюза вышла такая великая ядерная держава, как Великобритания, премьер-министр которой перестал быть конкурентом Макрона в Евросоюзе. Второй конкурент канцлер Федеративной Республики Германии Ангела Меркель ушла из политики.
Чтобы показать членам Евросоюза, что он действительно достоин статуса лидера в этой организации, он решил пойти на конфронтацию с президентом Турции Эрдоганом в Ливии, Сирии, но у него ничего не получилось. Попытка разжигания военного конфликта между Турцией и Грецией также не имела успеха. Также полностью проваливается политика Макрона в Африке. Дело дошло до того, что ЧВК «Вагнер», принадлежащая так называемому «повару» Путина Евгению Пригожину, вытеснила французов из Центральной Африканской Республики и Мали.
Полной неудачей завершились старания Макрона сыграть ведущую роль в разрешении конфликта между Россией и Украиной. Его многочисленные назойливые звонки президенту России не принесли никакого результата. На этом фоне необходимо отметить успех президента Турции Эрдогана, который сумел организовать переговоры между воюющими странами в Стамбуле и решил совместно с ООН проблему экспорта зерна из Украины. Тем самым была снята угроза голода в бедных странах мира.
После ликвидации бесславной Минской группы Франция осталась за бортом процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Неуклюжая попытка Макрона вернуть Францию в число посредников не увенчалась успехом. Президент Азербайджана Ильхам Алиев решительно пресек эту попытку. Причиной этого стали: интервью президента Франции, где он обвинил Азербайджан в агрессии против Армении; принятие антиазербайджанских резолюций обеими палатами Национального Собрания Франции; попытка Франции атаковать Азербайджан через саммит Франкофонии.
Возникает закономерный вопрос - почему Макрон пытается участвовать в разрешении всех конфликтов, возникающих в любой точке земного шара, то есть стать каждой бочке затычкой. Ответ очевидный. Это стремление показать, что ни один конфликт в мире не может решиться без вмешательства Франции. По мнению президента Макрона, это является доказательством величия Франции. Но как видно из всего вышеизложенного - мнимого величия.
Армения, маленькая страна, которая никогда ранее не имела государственности и была создана на исконных землях Азербайджана, тоже подвержена мании величия. Все исторические описания существования армян сопровождаются словом «великая» — «Великая Армения», «Великий царь Тигран», «Великие армяне» и т.д.
Создание исторических мифов является частью государственной политики Армении и призвано создавать почву для территориальных претензий, а также навязывания идеи превосходства армян над другими народами. В этом контексте особый акцент делается на продвижение положительного имиджа армян в качестве самого древнего народа, внесшего колоссальный вклад в развитие человеческой цивилизации, благами которой пользуются все нации.
Таким образом, Францию и Армению роднят наличие в этих странах патологического гена мании величия, что свидетельствует об их генетической близости. Теперь становится понятно, почему эти страны стали называть себя сестрами.
Чингиз Асадов
Арестован военный эксперт Адалят Вердиев - за разглашение гостайны
Кяльбаджар — история Победы и новый путь развития - ОБЗОР
«Крылья Татева»: премия, рекорды и тень Варданяна
Представители НАТО прибыли в Баку с визитом
Алиев подписал указ о создании новых муниципалитетов
Турция запретила въезд антиазербайджанскому журналисту