Когда Пашинян постучится в наши двери
«Евразийский континент через 10 лет неузнаваемо изменится. Ладно, газопроводы идут в обход нас, нефтепроводы и железные дороги тоже. Но неужели мы не можем вовлечься хотя бы на автодорожные программы?» - так написал бывший премьер-министр Армении Грант Багратян, комментируя очередной - второй форум «Шелковый путь», проходивший в Пекине, в работе, которого приняли участие президенты около 40 стран, в том числе, и азербайджанский президент.
Да, нетрудно улавливать на словах армянского экс-премьера открытые оттенки отчаяния – ведь, когда видишь, что весь регион находится накануне крупных экономических преобразований, а твоя родина не имеет никакого отношения ко всему этому, трудно сохранить свое психологическое равновесие.
Вдобавок, были весьма серьезные надежды и конкретные социальные ожидания в контексте «бархатной революции», но уже прошел целый год и в стране не прибавилось не только богатство, даже не хватает обычной, простой человеческой надежды, которая порой действует в тысячу раз эффективнее и сильнее, чем любой социальный пакет правительства; да, пока нет никаких перспектив и самое главное, нет надежды, что они хоть когда-нибудь будут…
Если говорить более конкретно и детально, и вспомнить идею «Шелковый путь», можно сказать, что идея о «шелковом пути» уже не предмет каких-то футурологических концепций, она обсуждается и изучается на форумах, в работах которых принимают участие представители ведущих государств мира – и не только региона.
Что же касается участия Армении в этом проекте, во-первых, она не имеет никакого отношения даже к историческим вариантам этой идеи.
Во-вторых, понятно, что до тех пор, пока не будут освобождены захваченные азербайджанские территории, подключение Еревана к таким крупным региональным и субрегиональным проектам будет весьма проблематичным, даже невозможным.
В-третьих, у Армении есть еще одна, внутренняя проблема – ее экономическую политику определяет Н.Пашинян. Что мы имеем в виду?
Новые тенденции в мировой политике показывают, что люди с недоверием относятся к «чистым политикам», т.н. партийным функционерам и партократам, даже «митинговым трибунам», они отдают свои голоса более креативным людям.
Стихия Н.Пашиняна митинги, акции, забастовки, разного рода политические кампании, но только не экономика, с ее макро- или микро-проблемами.
Поэтому, если господин Пашинян занял бы символический-представительный пост президента страны, а пост премьер-министра поручил бы более профессиональному, опытному, самое главное, человеку, разбирающемся в тонкостях экономической науки, наверное, это было более логичным и даже эффективным.
Но увы, армяне не очень–то сведущи в простой человеческой логике, в противном случае, давно уже поняли бы, что в первую очередь следует сделать для развития отсталой и парализованной экономики собственной страны.
Но у Пашиняна «хромает» не только экономическая политика, за этот год чего он не только не наговорил в контексте карабахской проблемы!
Сперва говорил, что в отличие от своих предшественников- С.Саргсяна и Р.Кочаряна он не является лидером карабахского движения и поэтому не имеет право говорить от имени карабахских армян, якобы по этой причине считает, что необходимо расширить формат карабахских переговоров!..
А потом начал утверждать, что карабахскую проблему должен решать не он, а армянский народ, что вызвало резонный вопрос: в таком случае, что же делегирует армянский народ своим «избранникам»?
Признаться, что мы и не ожидали, что, едва став премьер-министром Пашинян сразу заявит, что возвращает все захваченные азербайджанские территории и взамен этого требует только культурную автономию для карабахских армян – нет, и мы такого не ожидали. 1
Но Пашинян мог бы, и даже должен был правильно расставить точки, сделать верное ударение, хотя бы заявив, что надо покончить с мифотворчеством в армянской политике, надо жить реалиями 21-го века. Но он этого не делает, наоборот, приумножает агрессию в армянском общественном и политическом сознании.
Кое-какие выводы должны сделать, конечно, и мы. Новый премьер Армении понял, что конфронтация с Кремлем ни для его команды, ни для него самого ничего хорошего не обещает – поэтому продолжает убеждать Россию, что он о переходе в другое геополитическое измерение даже не размышляет. Оставаясь в российской геополитической плоскости искать финансовые притоки для парализованной и отсталой экономики страны - такова политико-экономическая «стратегия» Пашиняна.
Насколько это будет устраивать Кремль – эта уже тема другого разговора. Понятно одно, что и в Москве понимают, что надо дать своему форпосту определенную самостоятельность в поисках необходимых финансовых ресурсов. Поэтому Пашинян мечется в поисках «богатого дяди» чуть ли не по всему свету; то его взоры обращаются на Израиль, то он подписывает какие - то контракты с богатыми арабскими странами или же тешит себя надеждами, что, как минимум, Европейский Союз не оставит его, хоть чем–то поможет…
Ясно одно: Пашинян не намерен переходить на плоскость регионального сотрудничества и взаимных компромиссов. Поэтому некоторые советы о том, что, когда мы говорим об Армении и армянах должны подбирать обтекаемые, даже нежные слова и выражения, как минимум, преждевременны. Конечно, от того, что мы денно и нощно будем ругать Пашиняна и его команду, от этого тоже ничего не изменится и речь не об этом, а о том, что час примирения еще не наступил, и чтобы сблизить его не надо думать о том, какие же лестные выражения мы должны подбирать, наоборот, следить за каждым шагом Пашиняна и закрыть перед ним все двери - вот, тогда может быть он наконец-то постучится в наши двери…
Гусейнбала Салимов
Ликвидировано Государственное энергетическое агентство Нахчывана - УКАЗ
Милли Меджлис: заявления Пашиняна недопустимы и искажают суть вопроса
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ
Банки Турции и ОАЭ отказались обслуживать российские карты UnionPay
Операция «Орешник»: Путин повышает ставки - АНАЛИТИКА
Садыр Жапаров ввел полный запрет на электронные сигареты