Фуад Ахундов: «Азербайджан рассматривает проект Восточного Партнерства как важный формат, направленный на укрепление отношений с ЕС» – ИНТЕРВЬЮ
Важнейшая цель данного проекта состоит в поддержке процессов политических и социально-экономических реформ в странах-партнёрах, к числу которых относятся 6 стран, расположенных на восточной границе ЕС – Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения.
Кроме того, ЕС ставит перед «Восточным партнерством» задачу создания необходимых условий для установления ассоциативных политических отношений и дальнейшей экономической интеграции между ЕС и теми «восточными партнерами», которые будут заинтересованы и готовы к этому продвинутому уровню отношений и сотрудничества с Евросоюзом.
Что касается позиции нашей страны, то она неоднократно высказывалась главой государства, в том числе в ходе его недавнего официального визита в Бельгию и встреч с руководителями ЕС. Я лишь напомню, что в Брюсселе президент Азербайджана Ильхам Алиев вновь заявил о том, что мы хотим построить современное государство, в котором принципы построения политической системы, решения социальных проблем и экономических реформ строились бы на основе критериев ЕС. В этом контексте он отметил важное значение Европейской политики соседства и программы «Восточное партнерство», которые призваны придать дополнительный импульс курсу Азербайджана на всесторонне сближение с ЕС, наполнить нашу евро-союзную политику новым содержанием.
Иными словами, президент страны рассматривает проект ВП как новый и важный формат, который может и должен укрепить отношения между Азербайджаном и ЕС, в рамках которого необходима реализация новых совместных проектов в целях решения актуальных для нашей страны и общества задач в политической, социально-экономической и гуманитарной сферах.
Главное, на что я хотел бы обратить внимание, это то, что основные цели нового проекта ЕС полностью совпадают с главным вектором внутренней и внешней политики президента Ильхама Алиева – укрепление реформ внутри страны и вывод отношений с ЕС и его странами-членами на уровень стратегического партнерства. В этом, на мой взгляд, основа нашего интереса к проекту ВП и, в то же время, причина заинтересованности ЕС в сотрудничестве с Азербайджаном.
-Известно, что в рамках проекта ВП рассматриваются не только двусторонний, но и многосторонний форматы сотрудничества. Как будет строить Баку свою политику применительно к последнему варианту?
Действительно, проект ВП будет развиваться параллельно в двух форматах – двустороннем, то есть через реализацию совместных проектов между ЕС и Азербайджаном, и многостороннем, то есть по схеме «ЕС + несколько восточных партнёров». Мы исходим из приоритетности двустороннего формата.
Что касается многостороннего формата ВП, то его также не стоит сбрасывать со счетов. Да, мы исключаем для себя какое-либо сотрудничество с Арменией, то есть формат «27+6». Наша позиция в данном вопросе не претерпела изменений – до тех пор, пока армянские вооруженные силы не покинут оккупированные территории нашей страны, сотрудничество с Арменией, как бы этого не хотели в Брюсселе и других европейских столицах, невозможно, будь то под эгидой ЕПС, ВП или какого-нибудь другого проекта. Однако это не является основанием для игнорирования выгодного сотрудничества в данном формате с другими странами, например, со странами черноморского и балтийского регионов, с которыми у нас установились подлинно дружественные, взаимовыгодные и доверительные отношения.
-Как повлияет наше участие в проекте ВП на урегулирование нагорно-карабахского конфликта?
Во всех основополагающих документах, которые ЕС подписал с Азербайджаном, прежде всего в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года (СПС), однозначно признается суверенитет, территориальная целостность и нерушимость границ нашей страны. Более того, в Плане действий ЕС-Азербайджан, принятом в ноябре 2006 года и являющемся своеобразной «дорожной картой» двустороннего сотрудничества между ЕС и Азербайджаном, Евросоюз взял на себя конкретное обязательство «усилить политическую поддержку усилиям МГ ОБСЕ по урегулированию конфликта на основе соответствующих резолюций СБ ООН и документов и решений ОБСЕ». Мы рассчитываем на то, что эта принципиальная позиция ЕС и его стран-членов сохранится и при реализации программы ВП, которая, как мы понимаем, принимается в развитие СПС и Плана действий.
-В российских СМИ неоднократно звучала настороженная позиция МИД России в отношении программы «Восточное партнерство». Как можно прокомментировать это беспокойство Москвы?
Действительно, в Баку обратили внимание на то, что в некоторых заявлениях и комментариях российских официальных лиц по данному вопросу неоднократно звучали тезисы о том, что проект ВП не должен стать попыткой создания новой сферы влияния, процессом, направленным против России, и, что интеграционные процессы, которые развивает ЕС, не должны противоречить интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
Такие акценты вызывают у нас лишь удивление и сожаление, так как новые независимые государства, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР - равноправные и суверенные субъекты мировой политики, а не объекты чьей-то внешней политики или предмет спора в конкурентной борьбе за сферы влияния. Такой подход, конечно же, для нас неприемлем. У «восточных партнеров» есть свои «евроинтеграционные интересы», и они заслуживают понимания и уважения. Кстати, эти интересы во многом совпадают с российскими. Ведь сама Россия активно развивает сотрудничество с ЕС в т.н. «четырех пространствах», причем делает это более успешно, чем многие «восточные партнеры». Я бы даже сказал, что нам есть что перенять у России в евроинтеграционном плане. Приведу лишь один пример – из области гуманитарного сотрудничества, который весьма актуален для нашей страны. В мае 2006 года Россия первой из стран бывшего СССР заключила с Европейским сообществом Соглашение об упрощении выдачи виз. Это соглашение позволяет гражданам России и ЕС более свободно передвигаться через границы друг друга, осуществлять гуманитарные контакты. Деятели науки и культуры, официальные делегации, спортсмены и студенты, журналисты и предприниматели – все эти категории граждан РФ и ЕС на взаимной основе получают визы на более льготных основаниях, чем граждане нашей страны, и это является важнейшим фактором более динамичного развития научного, образовательного и культурного сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Так что нам надо сотрудничать, обмениваться опытом, а не искать во внешней политике друг друга какие-то скрытые, потайные повестки дня.
В заключение еще раз подчеркну, что ВП рассматривается официальным Баку как серьезный проект, участие в котором может существенно усилить международные и региональные позиции нашей страны. Наше предметное участие в реализации данной инициативы может оказать позитивное влияние на решение также внутренних задач, связанных с проведением реформ в тех или иных секторах экономики и социальной сферы, адаптация законодательства и стандартов жизни к европейским стандартам. А это задача, которую президент страны Ильхам Алиев неоднократно и на всех уровнях ставит как стратегическую.
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования