Как молоды мы были :«Муталибов и команда заставляли меня отказаться от поста Генпрокурора»

<font color=red>Как молоды мы были </font>:«Муталибов и команда заставляли меня отказаться от поста Генпрокурора»
18 мая 2010
# 16:50
Редакция Vesti.Az продолжает рубрику «Как молоды мы были», в рамках которой сделан экскурс в раннюю молодость известных нам людей. Гостями рубрики становятся писатели, поэты, люди искусства, политики и спортсмены. Одним словом, люди, которых мы хорошо знаем, уважаем и любим. Как прошла молодость? Какие мгновения были яркими? Какой след оставила первая любовь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с молодостью, вы узнаете от этих людей.

Сегодня в гостях у рубрики председатель Партии справедливости(Адалят), депутат Ильяс Исмайлов.


- Я родился 20 марта 1938 года в Товузе. Поскольку это был праздник Новруз, меня часто называли Новруз, или Байрам. Детство мое совпало с тяжелым военным и послевоенным периодом, и вдобавок когда мне было 6 месяцев, мой отец, сотрудник милиции, погиб при исполнении служебных обязанностей. Мама, которую звали Малейкя, растила двух сыновей самостоятельно, с неимоверным напряжением всех сил.

- Сколько вас было детей в семье?

- Пятеро – два брата и три сестры. Однако сестры умерли еще в младенческом возрасте.

- Как вам вспоминаются школьные годы?

- Я учился в Товузской городской школе имени Пушкина, которая пользовалась большим авторитетом. Здесь существовала строгая дисциплина. Окончил школу в 1955 году и после двух неудачных попыток в 1957 году поступил на юридический факультет Азербайджанского госуниверситета, который окончил в 1962 году с отличием и получил специальное назначение в органы прокуратуры, но подал заявление и с трудом уклонился от этой перспективы.

Год работал младшим научным сотрудником в отделении философии академии наук, а затем поступил в очную аспирантуру юридического факультета Ленинградского университета по кафедре: уголовное право. В 1966 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию и вернулся на родину, где председатель Верховного суда Абдулла Ибрагимов пригласил меня на работу в судебную систему, однако мне хотелось побыстрее стать доктором наук, и к тому же тогда моя докторская диссертация была уже утверждена. Тогда Абдулла муаллим предложил мне должность заведующего редакцией журнала «Сосиалист ганунчулугу», и я в течение двух лет выпускал тот журнал в одиночку. Одновременно я работал в Академии наук, некоторое время преподавал философию в Институте народного хозяйства. В связи с работой в журнале я часто встречался с руководителями правоохранительных органов, иногда писал от их имени статьи в журнале, и поэтому меня стали приглашать на работу в прокуратуру и другие правоохранительные органы, но я не соглашался. Однажды познакомился с концепцией одного американского философа, общая суть которой состояла в том, что человек должен принимать все, что предлагает жизнь, и сознательно не противиться ей, ибо жизнь справедлива. В этот момент как раз поступило предложение из прокуратуры республики, и я его принял. Меня назначили помощником прокурора республики.

Через два года я был назначен инструктором отдела по работе с административными органами ЦК. Еще через 6 лет, в 1978 году меня назначили заместителем прокурора республики, а 21 января 1985 года – прокурором республики. На этом посту я оставался до июля 1990 года. Пришедший к тому времени к власти Муталибов и его команда были против меня, и делали все, чтобы я отказался от работы в органах прокуратуры. Наконец, они пригласили в Баку заместителя генерального прокурора СССР и попросили его снять меня с должности, но тот не согласился. За последние два года по шести вопросам работа прокуратуры Азербайджанской ССР была признана положительной со стороны прокуратуры союза и распространена по всему Союзу.

Наконец, меня вызвали в Москву и предложили должность начальника Управления надзора за местами лишения свободы. За год работы на этой должности мне дали в Москве квартиру, которая сохраняется за мной до сих пор. После крушения СССР мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак хотел назначить меня прокурором этого города, но там отношение к приезжим было недоброжелательным, и я вернулся на родину. Как раз Муталибов был свержен, и меня назначили министром юстиции.

- Вероятно, после гибели отца материальное положение вашей семьи было трудным, не так ли?

- Говорят, без отца и матери ребенок растет быстрее. Да, без отца было очень тяжело, мы неимоверно страдали, когда видели, как наших сверстников нежили их отцы. И материальное положение было трудным, но моя мать была очень трудолюбива и не только нас растила, на ее попечении оказалась семья брата, ушедшего на войну. Мы переселились к ним, в село Джиловдарлы. В это время в армию ушел двоюродный брат матери, а его жена ушла, бросив новорожденного ребенка. В результате на попечении моей матери оказались, помимо нашей семьи, семья ее брата из 5 человек, тетка и ее внук – всего 10 человек. Она трудилась не покладая рук – возделывала землю, ухаживала за скотиной, собирала колосья. Когда я окончил 5-й класс, одному из племянников матери сыграли свадьбу, и мы вернулись в город, к себе домой. Время было трудное, редко кто тогда носил одежду без заплат, но мама давала мне носить оставшуюся от отца одежду, которую чинила для этого. Я носил также одежду старшего брата.

- Когда вы особенно остро ощутили отсутствие отца?

- Я ощущал его постоянно. Скажем, играю на улице с мальчиком, приходит его отец, целует и гладит по голове… Я замыкался в себе, сосредоточился на учебе, чтобы утвердиться в жизни. Старательно учил русский язык. Но позже я стал подмечать, что трудолюбием и порядочностью в жизни достигается отнюдь не все. У каждого в жизни должен встретиться человек, который указывает дорогу в жизни. Если тебе попадется человек скверный, то каким бы ты трудолюбивым ни был, он погубит твое будущее. Мне повезло, что в жизни мне встретились хорошие люди, и один из них профессор Николай Беляев - мой научный руководитель, человек на редкость честный.

- Когда вас посетила первая любовь?

- Не хотел бы говорить на эту тему. Есть такие вещи, посвящать в которые других неуместно.

- Чего вы лишились в жизни, потеряв отца?

- Во-первых, чувства опоры в жизни. Ведь отец дает чувство уверенности, тебе кажется, что ты сильнее всех. С другой стороны, отец оставил нам честное имя, и вдобавок источник существования – после его смерти правительство выплачивало нам специальное пособие. Больше всего сожалею, что мне не довелось видеть моего отца, не знаю, какой он был.

- А дедушка, бабушка?

- Я не застал дедушек и бабушек ни по отцу, ни по матери – они умерли, когда я был младенцем. С братьями и сестрами отца мы поддерживали связи.

- Жива ли ваша мать?

- Нет. 20 января 1991 года я, работавший тогда в Москве, узнал, что состояние матери тяжелое. До моего приезда она скончалась. Излишне описывать, что я почувствовал, но мне сказали, что мать завещала мне, когда приду, вылить на нее ведро холодной воды. Не понимая смысла такого наказа, я долго колебался, но все же выполнил ее последнюю волю. После этого я беседовал со многими священнослужителями, но ни один не смог объяснить мне, что бы это могло означать. Мы понесли гроб с останками мамы на кладбище за несколько километров, и за это время я ни разу не убрал плечо, стремясь отдать ей последний долг. Когда у меня появилась своя семья, сделал все, чтобы мои дети привязались к матери больше, чем ко мне, и добился этого.

- Во сколько лет вы поженились?

- Довольно поздно – в 30 лет, поскольку в Баку своего жилья у меня не было, жил квартирантом. Когда у меня родился первый ребенок, нам дали двухкомнатную квартиру, а позже, когда я работал в ЦК – квартиру получше.

- А кто выбирал невесту – вы или ваша мать?

- Я сам выбрал, но, конечно, получил одобрение мамы. Моя супруга доводится мне родней, между нами разница в три года.

- Интересно, в детстве вы тоже были такой же степенный, как в зрелом возрасте?

- Да, сказалось то, что я вырос без отца. Я повзрослел преждевременно. Постоянно стремился учиться, выдвинуться в жизни и помочь матери.

- А какой неправильный поступок вам запомнился?

- Ошибки бывают у каждого. Я хотел бы и этот вопрос оставить без ответа.

- Наказывала ли вас мать?

- Конечно, в минуты гнева иногда била – то давала затрещину, то охаживала палкой. Тогда я обижался, и только годы спустя понял, сколь тяжелым было бремя, которое она несла, и что мы своим поведением нередко усугубляли его.

- Какие у вас были развлечения?

- В период жизни в деревне мы играли в различные игры с соседскими ребятами. Кстати, однажды во время игры запущенная палочка угодила мне в правый глаз, и на несколько минут он не видел. До сих пор правое глазное яблоко у меня больше левого. В Товузе играл в нарды с приятелями, ходил в кино и так далее.

- Какие качества отличали вас в детстве?

- Я был трудолюбивым и прилежным в учебе, и другие брали с меня в этом пример. В остальном особых отличительных черт не было.

- Вы выросли без отца и сумели подняться до высоких степеней – работали заместителем прокурора, министром. Почему же ваши дети, имея такого отца, как Ильяс Исмайлов, не добились таких же успехов?

- Я дал детям строгое воспитание и хорошее образование. Младший сын Метин окончил школу № 6 с золотой медалью, а старший – Этимад также должен был получить ее, но из-за ссоры на национальной почве ему не дали золотую медаль. Оба они добились всего, чего добились, только своим трудом. Я никогда не использовал свои полномочия для того, чтобы создать им льготные или тепличные условия.

С другой стороны, моим детям пришлось жить в непростой переходный период. Социализм имел свои преимущества, которые помогли мне выдвинуться, а мои сыновья жили в более сложный период и не смогли в достаточной мере реализовать себя, хотя и окончили авторитетные учебные заведения. Старшего сына в России оклеветали и бросили за решетку, хотя он полностью невиновен. Если бы он был виновен хоть на одну йоту, я не мог бы показаться среди людей. Пока суд откладывается, потому что если невиновность моего сына подтвердится, то очень многим придется пойти в тюрьму. Очередное заседание суда назначили на 18 мая.

- Какой период вы назвали бы «золотым временем» жизни?

- Все периоды считаю прекрасными, начиная от тяжелого детства и до пребывания на высоких постах, а также нынешний период.

Турал Талехоглу
# 1998
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#