Если Ереван продолжит военное обострение, то Баку может напомнить «апрель 2016 года» - МОСКВА НА ПРОВОДЕ
В последнее время активизировались военные провокации с армянской стороны на границе с Азербайджаном, вылившиеся в обстрел, как из крупнокалиберных орудий, целью которых являются не только военные, но и мирные объекты, так и фактически в снайперскую охоту, унёсшую жизни четырёх азербайджанских пограничников. Армения, нарушая режим прекращения огня, осознанно осуществляет эскалацию насилия на линии соприкосновения не только на оккупированных ею территориях в Нагорном Карабахе и семи прилегающих районах, которые не подпадают под юрисдикцию ОДКБ, о чём неоднократно заявляли представители российского Генерального штаба, но и на государственной границе, таким образом, рассчитывая, в случае необходимости, на официальную поддержку со стороны данного военно-политического блока.
При этом Ереван параллельно активно взаимодействует и с НАТО, в частности, армянские военнослужащие должны будут принять участие в запланированных военных учениях Североатлантического альянса в Грузии на полигонах в Вазиани, о чём сообщил 27 февраля глава грузинского Минобороны Ираклий Гарибашвили, находясь в Ереване: "Я рад, что армянские военнослужащие примут участие в многонациональных учениях Defender Europe (Защитник Европы) 2020, которые пройдут в Грузии с участием представителей стран–членов и партнеров НАТО", - заявил Гарибашвили на совместной пресс-конференции со своим армянским коллегой Давидом Тонояном, выразив надежду, что Армения продолжит участвовать в различных совместных программах и впредь.
Согласно планам, участие в широкомасштабных учениях, которые рассматриваются как крупнейшие военные маневры в Восточной Европе за последние 25 лет, должны принять, в общей сложности, около 40 тысяч военных из 17 стран - членов НАТО, включая государства - партнеры альянса. Военные учения планируется провести в Польше, Латвии, Литве, Эстонии и Грузии. В европейском командовании американской армии их целью указывают "повышение военной готовности для сдерживания потенциальных противников". Финляндия и Норвегия не будут принимать в них участие, Германия также отказалась отправлять своих военных, выразив готовность обеспечить только транзит войск через территорию страны. Перечень государств, где пройдут учения, недвусмысленно показывает кого именно видят оппонентом в штаб-квартире НАТО и в них собирается участвовать Армения, что не может не вызывать раздражение в Кремле.
Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва обязательно отреагирует на данные недружественные действия: "Надеюсь, любой нормальный военный и политик это понимает. Те, кто провоцирует такого рода абсолютно неоправданные учения, хотят, чтобы последовали ответные меры, чтобы и дальше нагнетать напряженность".
Однако враждебность подобных действий по отношению к основному союзнику не смущает армянское руководство. Так, ещё на саммите НАТО в Брюсселе в июле 2018 года премьер-министр Никол Пашинян заявил о том, что Армения является надёжным партнером альянса, участвующая в двух миротворческих миссиях в Косово и Афганистане, обеспечивая безопасность на международном уровне. Армения и Североатлантический альянс начали взаимодействовать ещё в декабре 2005 года, когда был подписан документ, регламентирующий индивидуальный план партнерства (IPAR), и Ереван периодически консультируется с Брюсселем по вопросам региональной безопасности, а также разработке своей военной доктрины, регулярно принимая участие в военных манёврах альянса.
По словам пресс-секретаря Секретариата ОДКБ Владимира Зайнетдинова, позиция России по Карабахскому конфликту не устраивает Армению, которая считала, что российская армия непременно вступит в вооруженное противостояние на их стороне. А когда этого не произошло в апреле 2016 года, то появилось заметное недовольство, вылившееся, в том числе, в антироссийские митинги с требованием вывести из Гюмри 102-ю российскую военную базу, хотя именно российские пограничники обеспечивают охрану трёхсоткилометровой границы Армении с Турцией и Ираном, позволяя, таким образом, сфокусировать свои военные ресурсы исключительно на азербайджанском направлении.
Официальная позиция России по Карабахскому вопросу однозначна - невмешательство в конфликт на чьей-либо стороне, выстраивая добрососедские отношения и с Азербайджаном, включая продажу новейших вооружений, что также вызывает недовольство Еревана, особенно на фоне недавних заявлений премьер-министра Никола Пашиняна о том, как во время правления экс-президента Сержа Саргсяна "для армии было куплено вооружений на 42 млн. долл., но с момента покупки вооружения не были использованы, потому что это не вооружение, а просто металлолом". Он также добавил, что "прошлое политическое руководство оставило армянские системы ПВО в разрушенном состоянии, армия была укомплектована оружием 1980-х годов, а питание солдат нельзя было назвать никак иначе, кроме как еда для собак и медведей".
Видимо, решив внести заметные коррективы в удручающее оснащение армянской армии, Никол Пашинян вступил в переговоры с Индией, которая сама приобретает вооружение у России, являясь одним из основных покупателей. Армения заключила контракт с индийской Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) на сумму 40 млн. долларов на поставку четырех радаров SWATHI по цене себестоимости. Ещё в августе 2018 года делегация Министерства обороны Армении посетила Индию, с целью изучения различных видов вооружений местного производства, которые могли бы улучшить боевые возможности армянской армии.
По словам руководителя индийской Лаборатории исследований и развития вооружений (ARDE) К. М. Раджана, которого процитировало 24 августа 2018 года издание The Times of India, "Армения заинтересовалась системами Pinaka, поэтому в прошлом месяце близ Похрана в провинции Раджастан мы для их делегации организовали показательные испытания». «Результаты были превосходными. Отныне вопрос находится в рамках решения двух правительств. Нам еще необходимо получить уведомление об официальном соглашении о покупке. Армения заинтересована в приобретении обеих модификаций ракетной системы", - сказал он.
Данное высказывание подтвердил тогдашний пресс-секретарь армянского оборонного ведомства Арцрун Ованнисян: "Группа наших военных, которая в данный момент находится в Индии, изучает виды индийского вооружения, и некоторые из них для нас представляют интерес. Должен сказать, что то, что появилось в прессе относительно реактивных систем залпового огня, не является единственной и самой большой нашей заинтересованностью. Индийская промышленность имеет довольно интересные решения по части различных видов вооружений, как наступательных, так и оборонительных, которые нас интересуют. Но в данный момент я не могу сообщить о конкретных проектах и контрактах".
Необходимо отметить, что дальность реактивных систем залпового огня Pinaka достигает 75 километров, а для её модернизации ведутся работы совместно с Израилем. Армению также могут заинтересовать танки Т-90 индийского комплектования, произведённые по российской лицензии.
Комментируя потенциальное дальнейшее военно-техническое сотрудничество с Индией в контексте возможного снижения зависимости от России в данной сфере Арцрун Ованнисян заявил: "Вообще, в период независимости это, конечно, не первый случай. Приобретения были, например, у Китая, у государств бывшего Варшавского договора. Приобретение вооружений и повышение боеспособности армии имеет важное государственное значение. Конечно, стремишься в основном работать с одним производителем для облегчения процесса поставок, обслуживания, обучения, но есть виды оружия, которые нужно приобретать у других государств с целью диверсификации, потому что инноваций много, а Индия, кстати, является одним из тех государств, которые за последние 15-20 лет достигли в этой области колоссального прогресса".
В Ереване полагают, что развитие отношений с Индией, можно будет противопоставить стратегическому партнёрству Баку и Исламабада. В СМИ Индии особенно подчёркивают поддержку Арменией позиции Нью-Дели по Кашмиру, а также выражают сочувствие так называемому ”геноциду армян” во времена Первой мировой войны.
Другим важным фактором является намерение Еревана поссорить Индию с Азербайджаном, являющихся ключевыми участниками мультимодального транспортно-логистического коридора "Север-Юг", связывающего скандинавские страны Европы с индийским городом Мумбай. Армения пытается изменить, в первую очередь, политическое мышление в Индии, стараясь привить идею о том, что Азербайджан проводит пропакистанскую и, следовательно, антииндийскую политику, приводя в пример закупку Азербайджаном военных самолетов у Пакистана.
В схожем ключе Армения действует в отношениях с Сербией, пытаясь разнообразить свои военные контакты. Так, армянские СМИ распространили информацию о том, что в ходе недавнего официального визита армянской делегации в Белград, одной из обсуждаемых тем было возможное сотрудничество между странами в военно-технической сфере. Первый военный контракт между Ереваном и Белградом был реализован в 2007 году, когда на сумму 2,6 млн. долларов Сербией было поставлено стрелковое оружие. Данная сделка могла быть сорвана, несмотря на подписанный ещё в 2003 году договор, так как сербское правительство в определённый момент заблокировало его исполнение. По неофициальным данным, именно Россия возразила против осуществления поставок вооружений на контролируемых ею рынках.
Однако, после того как 2600 работников завода производителя оружия "Застава" объявили забастовку, требуя, либо осуществить сделку, либо выплатить финансовую компенсацию, российская сторона пошла навстречу.
В последний год заметно активизировались армяно-сербские контакты, в частности, председатель парламента Сербии Майя Гойкович на встрече с армянским коллегой Араратом Мирзояном в октябре 2019 года в Белграде заявила о готовности развивать многосторонние связи с Ереваном, что становится ещё более актуальным после подписания Сербией Соглашения о зоне свободной торговли со странами Евразийского союза, куда входит Армения. Более того, в мае 2019 года в Ереване побывала делегация Оборонного университета Сербии, договорившаяся с армянскими коллегами об укреплении сотрудничества в военном образовании, а журнал "Azeri Defence" сообщил, что в оккупированном Карабахе появились зенитные установки сербского производства. Эксперты пришли к такому выводу, детально изучив кадры визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в «нкр», где он посетил воинскую часть, ознакомившись с новым вооружением, поступившим в войска.
На одном из видео заметно, что на фоне Пашиняна и его окружения стоит тягач МТЛБ (многоцелевой плавающий бронетранспортёр), на котором установлена зенитная установка калибра 20 мм М55, предназначенная для борьбы с низколетящими целями, а также может использоваться против наземных целей, сербского производства.
По данным армянских СМИ, также были поставлены крупнокалиберные снайперские винтовки М93 Черная Стрела, устройство которых основано на немецкой винтовке Маузер 98 и производятся на упомянутом выше заводе «Застава» в городе Крагуевац, расположенного в 120 километрах к югу от Белграда. Речь идёт, в обоих случаях, о старых моделях, в частности, зенитная установка была разработана ещё в 1955 году, скорее всего усовершенствованная, но вряд ли сможет противостоять новейшим вооружениям, находящимся в наличие у азербайджанской армии.
В любом случае, попытки диверсификации каналов приобретения вооружений Арменией очевидны, и далеко не всегда они будут приветствоваться главным партнёром и поставщиком оружия Россией, которая это делает, в том числе, предоставляя целевые кредиты, последний из которых был заключён в октябре 2017 года на сумму 100 млн. долларов. Для сравнения - военный бюджет Азербайджана в 2019 году составил почти 2 млрд. долларов.
Ереван пытается показать свою независимость в принятии решений и некоторую самодостаточность, хотя, если Российская Федерация перестанет поставлять вооружения по льготным ценам и ещё на собственные же кредиты, а также прекратит рефинансировать ранее выданные займы, предложив их возвращать в предписанные сроки, то уязвимость Армении станет очевидной. Любое противостояние предполагает наличие ресурсов и очевидно подавляющее преобладание Азербайджана по широкому спектру элементов, начиная от военных и энергетических, заканчивая человеческими (серьёзно рассматривается вопрос об обязательной военной службе армянских девушек призывного возраста), поэтому Армения пытается диверсифицировать свои риски, стараясь, как взаимодействовать с новыми партнёрами в военно-технической сфере, так и обеспечить свою защиту у двух полюсов силы (ОДКБ и НАТО), но, объективно, ни один из них воевать за армянское государство не будет, так как нет причин для враждебных действий по отношению к Азербайджану, ни юридических, ни моральных.
Более того, мировое сообщество могло бы оказать санкционное давление на Армению, учитывая распространённость использования данного инструмента в последнее время, с целью выполнения армянской стороной четырёх резолюций Совета безопасности ООН, обязывающих покинуть захваченные азербайджанские земли.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая с речью на V Глобальном Бакинском форуме в марте 2017 года заявил: "Последние события в мире показывают, что двойные стандарты становятся обычной практикой, когда нормы и принципы международного права преподносятся по-разному и служат узким интересам", добавив, "что в некоторых случаях резолюции Совбеза ООН выполняются в течение нескольких часов, однако, в ситуации с Азербайджаном они не выполняются почти 25 лет".
Касательно переговорного процесса, сложно вести конструктивный диалог, когда оппонент регулярно делает взаимоисключающие заявления. С одной стороны, премьер-министр Никол Пашинян заявляет, что Нагорный Карабах - это Армения, а с другой стороны выдвигает тезис: Нагорный Карабах – независимое государство и предлагает вести переговоры непосредственно с марионеточным режимом, что было категорически отвергнуто как Азербайджаном, так и Минской группой ОБСЕ, призвавшей армянское руководство занять более адекватную позицию.
Ереван, вместо того, чтобы пойти на предметный диалог с Баку, ведёт себя деструктивно, регулярно нарушая режим прекращения огня, прибегая к воинственной риторике, абсолютно не имея достаточных ресурсов для противостояния в полномасштабном конфликте. Азербайджан пока является сторонником переговоров, но, если военное обострение будет продолжаться со стороны Армении, то оставляет за собой право применения силы и могут повториться апрельские события четырёхлетней давности, которые быстро "отрезвили" горячие головы в Ереване, показав несостоятельность армянской армии. Данный конфликт может быть урегулирован только при соблюдении норм и принципов международного права, призывающих к уважению суверенитета и территориальной целостности государств. Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, что признаётся всем мировым сообществом и чем раньше с этим смирится армянская сторона, пойдя на необходимые уступки, тем скорее в данном регионе установятся мир и процветание.
Российский эксперт по Кавказу, кандидат исторических наук, специально для Vesti.Az
Анар Садыхов
Удары вглубь России: как это влияет на ход войны? -ИНТЕРВЬЮ С ПАВЛОМ ЛАКИЙЧУКОМ
Совет Европы и новая порция лицемерия: Азербайджан в роли удобного адресата - МНЕНИЕ
Ядерная дилемма Тегерана: к чему приведут колебания Ирана? - АНАЛИТИКА
Что несут миру Путин и Трамп: новый мировой порядок или глобальный хаос?.. - СИТУАЦИЯ
Политика подмены понятий, или Как отрабатывают деньги российские националисты - МНЕНИЕ-ВИДЕО
COP29 в Баку: Единый углеродный рынок стал реальностью - ОБЗОР