Бакинский джаз-клуб похоронен!
14 октября 2009
15:50
Открывшийся во второй половине 90-х годов прошлого столетия первый джаз-клуб, находящийся по адресу улица Азиз Алиева, 4, за кинотеатром «Азербайджан», предоставил возможность играть в нем всем бакинским джазменам. Потому, что это уютное подвальное помещение стало первым специализированным музыкальным клубом, где играли различные группы. Именно джаз клуб «Караван» был одним из престижных заведений, где под живую музыку можно было приятно провести время, наслаждаясь прекрасной музыкой под чашечку кофе или рюмочку коньяка.
В исполнении азербайджанских джаз групп любители и ценители джаза могли насладиться композициям звезд азербайджанского и мирового джаза.
Джаз клуб хранил преимущество до последнего дыхания. Несмотря на то, что в последние годы в столице открылись другие заведения, где играют джазовую музыку, «Караван» отстоял свое превосходство, и публика оставалась верной первооткрывателю.
За годы существования в уютном полумраке, мастера джаза также отмечали различные праздники, проводили мастер классы и т.д.
Но, как говорится, все хорошее когда-нибудь кончается. И это не миновало и «Караван».
Позавчера проходя мимо клуба, я заметила, что вывеска над клубом снята, а внутри помещения идут ремонтные работы.
Профессиональное любопытство потянуло меня к дверям, где меня встретили рабочие.
Мельком заглянув вовнутрь, я увидела, что от былого джаз клуба ничего не осталось, что очень огорчило меня. Не раз я бывала здесь с друзьями в выходные, много приятных воспоминаний связывало меня «Караваном».
Я попыталась разузнать причину, по которой кто-то пытается превратить джаз клуб, не знаю во что, но рабочие, которые были навеселе, сославшись на то, что они не уполномочены отвечать на эти вопросы, сказали: «Главного здесь нет, если хотите, подождите или же завтра приходите».
На следующий день, чтобы застать кого-то из «главных», рано утром отправилась в «Караван», где полным ходом продолжались ремонтные работы. На этот раз, мне удалось зайти вовнутрь и воочию оценить нынешнее состояние джаз клуба.
Увидев постороннего, один из рабочих, подошел ко мне. Поздоровавшись с ним, я попросила его позвать кого-нибудь из ответственных за строительство лиц.
Спустя 5 минут, в помещение зашел мужчина среднего роста, которого не смутило то, что я представительница 4-ой власти, и любезно поделился подробностями.
«Это помещение купила компания «Синтекс ООО», которой принадлежит сеть престижных магазинов в городе, где продается одежда известных иностранных брендов. Да, раньше здесь был джаз клуб, а теперь как видите, идет работа, мы переделываем помещение под магазин. Мы высушили подвал, где собиралась вода, и от этого внутри пахло сыростью. Убрали некоторые конструкции, которыми помещение было разделено на этажи. Одним словом достаточно работы, 4-5 месяцев еще поработаем. Иншаллах, по завершению работ, скорее всего в Новом году планируем открытие магазина», - сказал он.
В ходе беседы, он заодно, пересчитал мне названия магазинов, принадлежащих компании «Синтекс ООО», которые расположены на центральных улицах столицы.
«Надеюсь, что будете нашей гостьей и на церемонии открытия. Друзья-журналисты это не во вред, а наоборот, даже во благо», - сказал он.
Честно говоря, покинула я теперь уже бывший джаз клуб с паршивым настроением.
Неужели в Баку, который не раз принимал различного рода международные джазовые фестивали, не нашлось средств, чтобы отстоять один джаз клуб? Ведь в городе много элитных магазинов, а джаз клубов то не осталось.
Своими мнениями на этот счет с нами поделились известные культурные деятели страны.
Композитор Эльдар Мансуров с сожалением отвечал на наши вопросы.
«В клубе собиралась элита, и многие известные музыканты. Это было приличным местом, где культурно можно было провести время. Я сам часто посещал клуб, слушал музыку.
В Баку было всего два заведения, где играли джаз - одним из них был Джаз клуб, а другой Джаз центр. После закрытия джаз клуба, у нас остался джаз центр, который если так пойдет, тоже могут закрыть под магазин. Вместо того чтобы увеличивать количество магазинов, я хотел бы, чтоб открылись новые культурные заведения.
Но как видите, все происходит наоборот. Обидно, очень обидно, что их становиться все меньше и меньше. В Баку некуда деться от магазинов, бутиков, повсюду торговые центры, но очень мало культурных заведений, а то, что имелось, как видите, уже нет.
Если на то пошло, то и Девичью Башню снесут, из-за того, что она находится в центре города, и на ее месте построят многоэтажный дом. Так же нельзя, это не позволительно и неправильно», - сказал он.
Популярный телеведущий, а также большой знаток джаза и ведущий программы про джаз на одном из телеканалов Рахиб Азери:
«Джаз клуб «Караван» надо было сохранить чего бы это не стоило. Потому, что он был открыт в память композитора и исполнителя Вагифа Мустафазаде, который принес мировую славу азербайджанскому джазу. Наряду с этим «Караван» олицетворял и великого джазового музыканта Дюка Эллингтона (Duke Ellington), который сочинил композицию «Караван», в честь чего и был назван клуб. Тем самым этот клуб объединял в себе мировой и азербайджанский джаз.
В этом клубе, где снаружи также был вывешен барельеф с памятной надписью, ежегодно отмечали день открытия клуба. Я сожалею, что джаз клуба больше нет.
Отмечу, что, невзирая на то, что акустика в клубе была не удобной, сама атмосфера была вполне приемлема для джазменов. Посетители клуба имели возможность пообщаться с музыкантами, попросить музыкантов исполнить ту или иную композицию. Это было необычным местом.
Помещение, где раньше был клуб, является частной собственностью, но, несмотря на это, закрытие клуба было недопустимым шагом. В Баку и без этого огромное количество магазинов, так что одним меньше одним больше ничего не изменилось. Можно было и в другом месте открыть магазин. То, что джаз клуба имени Вагифа Мустафазаде не стало, это немаловажный факт. Надо было принять все возможные меры и постараться чтобы, клуб существовал и дальше. Наверное, владелец счел нужным, что магазин важней, чем память о джазе.
И напоследок скажу, это закрытие единственного джаз клуба имени Вагифа Мустафазаде не делает нам чести. И наше общество, в том числе и мы любители джаза должны были приложить все усилия, чтобы джаз клуб смог еще долгое время просуществовать. Мы, после того как что-то теряем, с чувством сожаления говорим об этом», - подчеркнул он.
Композитор и джазмен Салман Гамбаров, музыку которого много раз слышали посетители Джаз клуба:
«Мы раньше играли там, но где-то 2 года назад нам сказали, что джаз клуб закроют. Помещение, было частной собственностью, а клуб больше не функционирует. Детали купли продажи нас не интересовали, потому, что для нас было главным играть там. После закрытия мы перебазировались в Джаз центр, где мы и играем. Но для меня было уютно играть в джаз клубе. Продали и другой купил, вот и все. Все когда-то заканчивается, конечно, жалко, но что теперь сделать».
Может и прав Салман Гамбаров, который говорит, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Но ликвидация культурного заведения всегда вредит устоям нации. Если не сейчас, то в будущем мы обязательно почувствуем это.
Вафа Фараджова
Краткая справка для городских властей и азербайджанских предпринимателей:
Можно с уверенностью назвать Азербайджан страной с джазовыми традициями. Джаз в стране начали любить начиная аж с 1940 годов прошлого года. Основой азербайджанского джаза явился созданный Ниязи и Тофиком Кулиевым в 1939 году Государственный эстрадный оркестр (его так же называли "Государственный джаз"). В состав первого азербайджанского "Государственного джаза" входили три тромбона, пять саксофонов, три трубы, рояль, гитара и ударные инструменты. Уже в первый же концерт наравне с джазовой классикой были включены пьесы Ниязи и Тофика Кулиева, и в те же дни на саксофоне были импровизации для лада мугам "Чаргах". Мастером являлся Первиз Рустамбеков. У них была одна цель, создать национальную джазовую школу.
В 1941 - 1945 годах "Государственным джазом" руководил Рауф Гаджиев. Но в 50-60 годах антизападная пропагандистская машина СССР нанесла сильный урон развитию джаза в стране. Но, несмотря на поставленные запреты, джазовые фанаты собравшись, тайком слушали западные радиостанции, а после старались исполнить услышанное. В 60-х годах при поддержке и руководстве Кара Караева, Ниязи, Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, в Азербайджане началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки. "Гая", квартет Рафика Бабаева и наконец, эпоха Вагифа Мустафазаде. В развитии азербайджанского джаза незаменима роль великого композитора Кара Караева. Но самым лучшим исполнителем, без сомнений был Вагиф Мустафазаде.
Любовь азербайджанцев к джазу перенеслась и в XXI век. В стране часто проводятся международные джазовые фестивали. Пионером заведений, в которых играли джаз, безусловно, стал Джаз клуб «Караван». То есть уже не стал, а был…
В исполнении азербайджанских джаз групп любители и ценители джаза могли насладиться композициям звезд азербайджанского и мирового джаза.
Джаз клуб хранил преимущество до последнего дыхания. Несмотря на то, что в последние годы в столице открылись другие заведения, где играют джазовую музыку, «Караван» отстоял свое превосходство, и публика оставалась верной первооткрывателю.
За годы существования в уютном полумраке, мастера джаза также отмечали различные праздники, проводили мастер классы и т.д.
Но, как говорится, все хорошее когда-нибудь кончается. И это не миновало и «Караван».
Позавчера проходя мимо клуба, я заметила, что вывеска над клубом снята, а внутри помещения идут ремонтные работы.
Профессиональное любопытство потянуло меня к дверям, где меня встретили рабочие.
Мельком заглянув вовнутрь, я увидела, что от былого джаз клуба ничего не осталось, что очень огорчило меня. Не раз я бывала здесь с друзьями в выходные, много приятных воспоминаний связывало меня «Караваном».
Я попыталась разузнать причину, по которой кто-то пытается превратить джаз клуб, не знаю во что, но рабочие, которые были навеселе, сославшись на то, что они не уполномочены отвечать на эти вопросы, сказали: «Главного здесь нет, если хотите, подождите или же завтра приходите».
На следующий день, чтобы застать кого-то из «главных», рано утром отправилась в «Караван», где полным ходом продолжались ремонтные работы. На этот раз, мне удалось зайти вовнутрь и воочию оценить нынешнее состояние джаз клуба.
Увидев постороннего, один из рабочих, подошел ко мне. Поздоровавшись с ним, я попросила его позвать кого-нибудь из ответственных за строительство лиц.
Спустя 5 минут, в помещение зашел мужчина среднего роста, которого не смутило то, что я представительница 4-ой власти, и любезно поделился подробностями.
«Это помещение купила компания «Синтекс ООО», которой принадлежит сеть престижных магазинов в городе, где продается одежда известных иностранных брендов. Да, раньше здесь был джаз клуб, а теперь как видите, идет работа, мы переделываем помещение под магазин. Мы высушили подвал, где собиралась вода, и от этого внутри пахло сыростью. Убрали некоторые конструкции, которыми помещение было разделено на этажи. Одним словом достаточно работы, 4-5 месяцев еще поработаем. Иншаллах, по завершению работ, скорее всего в Новом году планируем открытие магазина», - сказал он.
В ходе беседы, он заодно, пересчитал мне названия магазинов, принадлежащих компании «Синтекс ООО», которые расположены на центральных улицах столицы.
«Надеюсь, что будете нашей гостьей и на церемонии открытия. Друзья-журналисты это не во вред, а наоборот, даже во благо», - сказал он.
Честно говоря, покинула я теперь уже бывший джаз клуб с паршивым настроением.
Неужели в Баку, который не раз принимал различного рода международные джазовые фестивали, не нашлось средств, чтобы отстоять один джаз клуб? Ведь в городе много элитных магазинов, а джаз клубов то не осталось.
Своими мнениями на этот счет с нами поделились известные культурные деятели страны.
Композитор Эльдар Мансуров с сожалением отвечал на наши вопросы.
«В клубе собиралась элита, и многие известные музыканты. Это было приличным местом, где культурно можно было провести время. Я сам часто посещал клуб, слушал музыку.
В Баку было всего два заведения, где играли джаз - одним из них был Джаз клуб, а другой Джаз центр. После закрытия джаз клуба, у нас остался джаз центр, который если так пойдет, тоже могут закрыть под магазин. Вместо того чтобы увеличивать количество магазинов, я хотел бы, чтоб открылись новые культурные заведения.
Но как видите, все происходит наоборот. Обидно, очень обидно, что их становиться все меньше и меньше. В Баку некуда деться от магазинов, бутиков, повсюду торговые центры, но очень мало культурных заведений, а то, что имелось, как видите, уже нет.
Если на то пошло, то и Девичью Башню снесут, из-за того, что она находится в центре города, и на ее месте построят многоэтажный дом. Так же нельзя, это не позволительно и неправильно», - сказал он.
Популярный телеведущий, а также большой знаток джаза и ведущий программы про джаз на одном из телеканалов Рахиб Азери:
«Джаз клуб «Караван» надо было сохранить чего бы это не стоило. Потому, что он был открыт в память композитора и исполнителя Вагифа Мустафазаде, который принес мировую славу азербайджанскому джазу. Наряду с этим «Караван» олицетворял и великого джазового музыканта Дюка Эллингтона (Duke Ellington), который сочинил композицию «Караван», в честь чего и был назван клуб. Тем самым этот клуб объединял в себе мировой и азербайджанский джаз.
В этом клубе, где снаружи также был вывешен барельеф с памятной надписью, ежегодно отмечали день открытия клуба. Я сожалею, что джаз клуба больше нет.
Отмечу, что, невзирая на то, что акустика в клубе была не удобной, сама атмосфера была вполне приемлема для джазменов. Посетители клуба имели возможность пообщаться с музыкантами, попросить музыкантов исполнить ту или иную композицию. Это было необычным местом.
Помещение, где раньше был клуб, является частной собственностью, но, несмотря на это, закрытие клуба было недопустимым шагом. В Баку и без этого огромное количество магазинов, так что одним меньше одним больше ничего не изменилось. Можно было и в другом месте открыть магазин. То, что джаз клуба имени Вагифа Мустафазаде не стало, это немаловажный факт. Надо было принять все возможные меры и постараться чтобы, клуб существовал и дальше. Наверное, владелец счел нужным, что магазин важней, чем память о джазе.
И напоследок скажу, это закрытие единственного джаз клуба имени Вагифа Мустафазаде не делает нам чести. И наше общество, в том числе и мы любители джаза должны были приложить все усилия, чтобы джаз клуб смог еще долгое время просуществовать. Мы, после того как что-то теряем, с чувством сожаления говорим об этом», - подчеркнул он.
Композитор и джазмен Салман Гамбаров, музыку которого много раз слышали посетители Джаз клуба:
«Мы раньше играли там, но где-то 2 года назад нам сказали, что джаз клуб закроют. Помещение, было частной собственностью, а клуб больше не функционирует. Детали купли продажи нас не интересовали, потому, что для нас было главным играть там. После закрытия мы перебазировались в Джаз центр, где мы и играем. Но для меня было уютно играть в джаз клубе. Продали и другой купил, вот и все. Все когда-то заканчивается, конечно, жалко, но что теперь сделать».
Может и прав Салман Гамбаров, который говорит, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Но ликвидация культурного заведения всегда вредит устоям нации. Если не сейчас, то в будущем мы обязательно почувствуем это.
Вафа Фараджова
Краткая справка для городских властей и азербайджанских предпринимателей:
Можно с уверенностью назвать Азербайджан страной с джазовыми традициями. Джаз в стране начали любить начиная аж с 1940 годов прошлого года. Основой азербайджанского джаза явился созданный Ниязи и Тофиком Кулиевым в 1939 году Государственный эстрадный оркестр (его так же называли "Государственный джаз"). В состав первого азербайджанского "Государственного джаза" входили три тромбона, пять саксофонов, три трубы, рояль, гитара и ударные инструменты. Уже в первый же концерт наравне с джазовой классикой были включены пьесы Ниязи и Тофика Кулиева, и в те же дни на саксофоне были импровизации для лада мугам "Чаргах". Мастером являлся Первиз Рустамбеков. У них была одна цель, создать национальную джазовую школу.
В 1941 - 1945 годах "Государственным джазом" руководил Рауф Гаджиев. Но в 50-60 годах антизападная пропагандистская машина СССР нанесла сильный урон развитию джаза в стране. Но, несмотря на поставленные запреты, джазовые фанаты собравшись, тайком слушали западные радиостанции, а после старались исполнить услышанное. В 60-х годах при поддержке и руководстве Кара Караева, Ниязи, Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, в Азербайджане началась вторая жизнь эстрадной и джазовой музыки. "Гая", квартет Рафика Бабаева и наконец, эпоха Вагифа Мустафазаде. В развитии азербайджанского джаза незаменима роль великого композитора Кара Караева. Но самым лучшим исполнителем, без сомнений был Вагиф Мустафазаде.
Любовь азербайджанцев к джазу перенеслась и в XXI век. В стране часто проводятся международные джазовые фестивали. Пионером заведений, в которых играли джаз, безусловно, стал Джаз клуб «Караван». То есть уже не стал, а был…
2641
ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
Мехрибан Алекберзаде награждена премией имени Чингиза Айтматова-ФОТО
Бюсты героев и образы вечности: творчество Замика Рзаева - ИНТЕРВЬЮ
Британский актер Тео Джеймс поделился впечатлениями о Баку-ВИДЕО
Исполнитель мейханы возмутился трендами на отечественном телевидении-ВИДЕО
Cостоялась премьера оперы «Насими»
Сериалу "Vətəndaş A" и телеканалу ITV было сделано предупреждение