Ко Дню азербайджанской музыки посвящается: «Ay canı yanmış»

Ко Дню азербайджанской музыки посвящается: «Ay canı yanmış»
18 сентября 2009
# 16:47
Сегодня в Азербайджане отмечается День национальной музыки, в этот день родились и два великих композитора Азербайджана – Узеир Гаджибеков и Муслим Магомаев (старший). Ровно 124 лет назад на свет появились два великих азербайджанца.

Помимо празднования этого дня, я на миг задумываюсь над вопросом: «Какую бы оценку современной азербайджанской музыке дали бы Узеир Гаджибеков и Муслим Магомаев?» Или думаю о том, что этим людям повезло, что он не живут в наше время и не видят ужас, творящийся с нашей музыкой.

Азербайджанская музыка переживает сегодня свои не лучшие дни. В отечественной музыке можно услышать все кроме национальных колоритов, брендом для нас стали такие песни как «Ay canı yanmış», «Amma anan bilməsin» и т.д, появляются «звездочки», которые в полной мере издеваются над нашей музыкой, добавляя в нее чуть ли не вьетнамские мотивы. Иногда, вдоволь наслышавшись подобной ерунды, я вынуждено покидаю автобус, в салоне котором «насладился» «шедевром». После всего этого хочется во весь голос закричать: «Почему наша музыка докатилась до этого уровня?».


Как раз на этот вопрос попыталась ответить в интервью Vesti.Az композитор Наиля Мирмамедли.

- С каким настроением отмечаете этот день?

- Скажу честно, не с приподнятым. Но хотя отдаю дань памяти Узеира Гаджибекова, человеку который оставил для нас огромную базу, до конца изучив которую мы не способны. Сегодня азербайджанская музыка переживает не самые лучшие времена. Мы должны предпринять определенные шаги, чтобы спасти ее от гибели. Если мы хотим, чтобы азербайджанская эстрада не распалась, необходимо создать специальную организацию, которая будет заниматься обучением талантливых ребят. Другого выхода у нас нет.

Талантливых ребят очень много, но нет личностей. Я категорически против того, чтобы наши молодые певцы кому-то подражали. И еще самой большой бедой наших сегодняшних певцов является то, что они не нашли своего жанра. Они поют все подряд, и мугам, и эстраду, и рок, и поп. Нашим певцам не хватает сценического мастерства. Большой бедой является также и то, что сегодня музыкальные инструменты стали не нужны, их заменяет синтезатор.

- Можно ли представлять за рубежом современную азербайджанскую музыку?

- Не думаю, ведь то, что мы видим на экране и на сцене сплошной ужас. Каждый третий называет себя певцом, каждый второй композитор. Поймите дорогие, что для того, чтобы стать композитором необходимо полностью изучить фольклор, знать свою музыку, ее колорит, изучать произведения композиторов, а не думать только о кармане.

- Выходит так, что композиторы не плохо зарабатывают?

- Но не очень (смеется). Долгие годы я просто дарила свои песни тому исполнителю, которому хотела. После смерти мужа я стала испытывать материальные затруднения и пришлось писать музыку за деньги.

- Вам не кажется, что голос певца на сегодняшний день перешел на задний план? Исполнитель думает в первую очередь о внешности, чем о голосе…

- Вы правы. Сегодня для того, чтобы стать певцом, не обязательно иметь голос. Для этого достаточно иметь хорошего продюсера. Сегодня техника дошла то такой степени, что можно изменить голос, записать фонограмму, деньги могут раскрутить самого бездарного певца. Но это не только в Азербайджане, но и в странах СНГ. Даже в России шоу-бизнес находится в ужасном состоянии, и я не уверен, что в ближайшее время ситуацию можно будет выправить. Но российских певцов спасает то, что там все делается качественно.

В Азербайджане эстрады нет. Само понятие «эстрада» подразумевает исполнение под аккомпанемент эстрадного коллектива, составленного из духовых инструментов. К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем фактически полное вытеснение живой музыки синтезатором. Это говорит о низком уровне культуры, соотносимом с уровнем культуры африканских стран.

- Телевидение – это реклама, а реклама, как известно, двигатель торговли. Человек может быть талантливым, но без телевидения он – никто. Телевидение помогает исполнителю раскрутиться, чтобы его узнавали и приглашали на свадьбы. Поэтому сегодня считается, что популярен тот, кто выступает по телевидению, даже если его уровень знаний, культуры и исполнения далек от совершенства.

- Я слышал, что ваш дед был лично знаком с Узеиром Гаджибековым…

- Да, но откуда вы это знаете? (смеется). Мой дед был ахундом в «Тезе Пир», он сам сочинял мярсийя (жалобные песнопения - авт) и озвучивал их. Мне рассказывали, что однажды среди слушавших его мярсийя был и Узеир Гаджибеков, который позже использовал эти мотивы в опере «Лейли и Меджнун». Вы знаете в чем величие Узеира Гаджибекова? Он в своих произведениях умело использовал национальный колорит, не для кого не секрет, что в то время азербайджанцы толком не знали что такое опера или классическое произведение, Гаджибеков при помощи национальных колоритов и традиций сумел внедрить свою высокую музыку в массы.

- Последний вопрос, что будет дальше с азербайджанской музыкой?

- Если будет так продолжаться, мой прогноз будет плачевным, надо спасать свою музыку от чужих мелодий и звуков. Наше правительство создает для композиторов все условия, почему бы нам не воспользоваться этим и не создавать хорошие произведения.

Мы живем в демократичном обществе и никому ничего не можем и не имеем права запрещать. Мы общались с музыкальными редакторами разных TV-каналов, и они объясняют такое качество своей продукции ее востребованностью и необходимостью завоевания рейтинга для каналов. Лично меня, например, шокирует речь некоторых ведущих, музыкальный и звуковой поток на наших каналах. Но нельзя же назвать телевидение просто фоном, потому что для основной части азербайджанской молодежи - это первый информационный источник, который влияет и на речь, и на общее развитие, и на манеру поведения.

Это, конечно, ужасно, но такова оборотная сторона демократии. У нас она иногда принимает неприемлемые формы. Но мы не можем сказать, что на Западе все идеально. И там порой такое показывают, что далеко нельзя назвать образчиком высокого вкуса. Права Наиля ханум и все те, которые думают точно также – ведь если так пойдет, то в будущем, мы не будем в День национальной музыки писать о величии нашей музыки. Мы вынуждены будем писать реквием по азербайджанской музыке, и начнем со слов: «А было время, когда у Азербайджана была своя неповторимая музыка…»

Вугар Гасанов
# 1672
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#