Возможен ли полный отказ от ископаемого топлива? - ВЗГЛЯД
Известно, что 2024-й год объявлен в Азербайджане Годом солидарности во имя зеленого мира. Соответствующее распоряжение в канун года подписал президент Ильхам Алиев. Также известно, что данное решение было принято в целях «усиления международной солидарности в глобальной борьбе с климатическими изменениями".
Опять же в этом году Баку принимает СОР29 – Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. К тому же перед Азербайджаном стоит задача сократить выбросы парниковых газов на 35% к 2030 году и на 40% - к 2050 году.
Тема достаточно актуальная для нашего государства, экономика которого до недавнего времени держалась именно на добыче, переработке и экспорте нефти и газа.
Ископаемое топливо – главная причина климатического кризиса
Впервые о проблеме влияния добываемых энергоресурсов на экологию планеты заговорили в 70-е годы прошлого века. За это время точно выяснили, что климатические изменения — результат деятельности человека, в первую очередь — сжигания нефти, газа, угля.
То есть, всего того, на чем основана экономика многих стран, включая Азербайджан, ряд государств не готовы ее радикально менять. И если в прошлом веке проблему старались игнорировать, либо считали полный отказ от добычи и переработки ископаемого топлива – утопичным, то с началом XXI-го тревогу забили уже ученые, международные организации и целые государства.
В 2015-м году страны-члены ООН подписали план по ограничению потепления климата на 1,5 градусов и соответственно об ограничении использования топливных ископаемых ресурсов.
В 2016-м году директор одного из крупнейших исследовательских центров Великобритании, находящегося в Суссекском университете, Бенджамин Совакуо в своей аналитической работе описал возможность отказа от природного топлива за десятилетний период.
Но уже в сентябре прошлого года ООН опубликовала отчет, согласно которому страны значительно отстают от намеченного в 2015-м плана и прошлое лето признано самым жарким в истории метеонаблюдений. Забила тревогу и ВОЗ, которая заявила, что высокие температуры приводят к гибели людей, а также мутации и распространению вирусов. Кроме того, аномальная жара полностью меняет экосистему планеты, так как ведет к уничтожению растений и гибели животных.
А уже в декабре 2023 года впервые в истории конференций ООН участники СОР28 одобрили дорожную карту по «переходу от ископаемого топлива». Консультации длились намного дольше запланированного и завершились компромиссом: итоговый документ не содержит обещания отказаться от нефти, газа и угля, но говорится о поэтапном отказе от «ископаемого топлива». Под документом подписалось 130 стран, включая Азербайджан.
При этом в публикации президента Ильхама Алиева в связи с проведением в нашей стране СОР29 говорится, что «Азербайджан систематически поддерживает глобальную борьбу с изменением климата и принимает меры, связанные с энергетической эффективностью. Чистая окружающая среда и зеленое развитие являются нашими национальными приоритетами. Возобновляемая энергия набирает обороты в Азербайджане».
Постепенный отказ от нефти и газа – фантазия?
Стоило только странам договориться по вопросу замены ископаемого топлива на более экологичные заменители энергии, как выяснилось, что далеко не всех устраивает подобный подход. Речь, в частности, идет о крупных нефтяных компаниях.
Так, генеральный директор саудовской компании Saudi Aramco Амин Насер заявил на конференции CERAWeek by S & P Global energy в Хьюстоне, что «необходима перезагрузка стратегии переходного периода, и мое предложение таково: мы должны избавиться от фантазии о постепенном отказе от нефти и газа и вместо этого инвестировать в них, адекватно отражая реалистичные предположения о спросе».
Он отметил, что энергетический переход терпит неудачу и предположил, что спрос на ископаемое топливо в ближайшие годы будет только расти.
Насер так же сказал, что альтернативные источники энергии не смогли масштабно вытеснить углеводороды, несмотря на то, что за последние два десятилетия мир инвестировал в них более $9,5 трлн.
Руководители нефтяных компаний также выступают против призывов к быстрому отказу от ископаемого топлива. Считается, что общество заплатит высокую цену за замену нефти и газа.
Так, BP и Equinor уже свернули проекты в области возобновляемых источников энергии. Другие же нефтяные компании были вынуждены отодвинуть свои целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов из-за неопределенности в связи с переходом на экологически чистое топливо.
В свою очередь, глава Shell Ваэль Саван указал на правительственную бюрократию в Европе как на замедление необходимого развития.
А генеральный директор бразильской национальной нефтегазовой компании Petrobras Жан-Поль Пратес заявил, что "осторожность должна преобладать над поспешностью".
Гендиректор Exxon Mobil Даррен Вудс также отметил, что "вопросы регулирования экологически чистого топлива до сих пор не решены".
Все эти заявления нефтяных корпорация, а также неожиданно высокий спрос на нефть, усилили противодействие отрасли требованиям правительства и активистов постепенно отказаться от использования ископаемого топлива.
И что теперь?..
Собственно вопрос, который снова останется открытым на неопределенный срок. Здесь стоит отметить, что на ветровую и солнечную энергию сейчас приходится только четыре процента от общего объема, а доля электромобилей не превышает трех процентов. В то же время мировой спрос на нефть с начала XXI века вырос на 100 миллионов баррелей в день.
На чаше весов две неравные силы: миллиарды нефтедолларов и потребность человечества в ресурсах на одной стороне, на другой – климатические катастрофы и возможная гибель цивилизации. По какому пути пойдет человечество дальше – неизвестно.
Алена Мясникова
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА
Тбилиси и Баку обсудили сотрудничество в двусторонней торговле
Цена на Azeri Light выросла до 75,6 доллара за баррель
Цены на нефть растут второй день подряд
Фрукты и овощи: импорт и экспорт Азербайджана за 2024 год