Российский эксперт: «Азербайджан может повлиять на стабилизацию цен на нефтерынке» - НАША ЛЕПТА
Ситуация на нефтяном рынке в мире в последнее время сложилась непростая. На этом фоне у Азербайджана 1 апреля истек срок обязательств по ограничению добычи нефти в рамках соглашения подписанного 6 декабря странами ОПЕК+, в состав которого входит наша республика.
Как заявила глава пресс-службы Минэнерго, советник министра энергетики Азербайджана Замина Алиева, Азербайджан полностью выполнил взятые на себя обязательства и намерен продолжать свое производство, согласно плану на 2020 год и ситуации, не отказывается от сотрудничества в формате ОПЕК+ в рамках хартии.
По ее словам, «Азербайджан выступает за стабилизацию на глобальном рынке нефти, и в этой связи активно участвовал в обсуждениях, состоявшихся в марте в формате ОПЕК+».
Как заявил Vesti.Az директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Caspian Barrel Ильхам Шабан, официальный Баку своим заявлением показал, что не планирует, как некоторые члены ОПЕК и ОПЕК+, воспользоваться случаем и нарастить добычу.
«То есть независимо от того, существует платформа ОПЕК+ или нет, Азербайджан будет соблюдать свои планы по снижению объемов добычи. Наши обязательства по новому соглашению с декабря 2019 года были на уровне 7 тыс. баррелей в сутки по снижению до конца первого квартала 2020 года. Мы это четко выполняли. Помимо этого объемы добычи в текущем году в Азербайджане ещё будут снижаться.
Согласно данным правительства, в 2020 году на его главном добывающем блоке месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли» добыча снизится с прошлогоднего уровня 195 млн. баррелей в год до 185 млн. баррелей в текущем году. Поэтому Азербайджан - одна из редких нефтедобывающих стран своими действиями, показывающий на какой стороне баррикады «ценовой битвы» он находится – мы, как всегда, вносим свою лепту, пусть и небольшую, в стабилизацию цен на нефть», - подчеркнул азербайджанский эксперт.
В свою очередь руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин считает, что у небольших нефтедобывающих стран ситуация более сложная, потому что негативная конъюнктура заставляет снижать цены и бороться с крупными производителями.
«Соответственно, даже, несмотря на то, что цены на нефть уменьшаются, объемы также сокращаются, что негативно влияет в целом на экспортную выручку и балансы небольших стран», - подчеркнул С.Притчин.
По его словам, такая ситуация сложная для всех игроков, в том числе и для Азербайджана. Он указал, что участие и поддержка будущих переговоров крупных нефтедобывающих игроков, таких как РФ, США и Саудовская Аравия, со стороны Азербайджана и Казахстана, к примеру, в конечном итоге, могут повлиять на стабилизацию рынке в среднесрочной перспективе.
«Мы видим сейчас, что достаточно негативная динамика продолжается на нефтерынке и она связана с той игрой на понижение ставок со стороны, в первую очередь, Саудовской Аравии, которая максимально затоваривала свои рынки своим сырьем, что уже вызвало недовольство других стран Персидского залива, потому что у них нет такой подушки безопасности и таких амбициозных планов, как у Саудовской Аравии. Мы видим, что цена на Urals опустилась до очень низких показателей – 13 долларов/баррель, что неприемлемо для России. Ситуация затрагивает всех», - добавил он.
По его словам, сегодня все страны максимально используют ситуацию для того, чтобы купить как можно больше дешевой нефти, что откладывает рост потенциального спроса на нефть. «Такой глобальный фактор играет против любых позитивных изменений на нефтерынке», - сказал глава аналитической группы.
Напомним, что сегодня президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон вместе с Москвой и Эр-Риядом готов обсуждать и решать проблему падения цен на нефть, так как низкие цены на нефть наносят ущерб нефтяной промышленности США и грозит потерей тысяч рабочих мест.
Российский эксперт считает, что сложившаяся на нефтрынке ситуация требует участия и согласования всех участников, включая США, потому что США являются главным производителем нефти.
«Решение по сдерживанию нефтедобычи для того, чтобы повлиять на негативную ценовую политику, складывающуюся на рынках, конечно же, необходимо проводить комплексно со всеми участниками. Здесь вопрос в том, насколько все стороны – США, Саудовская Аравия и Россия – будут готовы сесть за стол переговоров и согласовать ограничения. Это сложный вопрос и, скорее всего его реализация будет отложена из-за влияния сложившейся конъюнктуры», - считает С.Притчин.
В свою очередь доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Станислав Ткаченко указал, что сама по себе ОПЕК+ была «коммуникабельной сделкой», поскольку помогла посадить за один стол Иран и Саудовскую Аравию – страны, которые никогда друг с другом не разговаривали.
«ОПЕК+ еще опиралось на то, что Соединенные Штаты не участвовали, но в принципе благожелательно относились к этой сделке. Сейчас ОПЕК+ развалилась из-за того, что Саудовская Аравия решила перейти в наступление за нефтерынки, а РФ решила вступить в бой», - сказал С.Ткаченко.
По его мнению, в нынешнем виде ОПЕК+ уже существовать не будет, так как изменились основные параметры этой сделки, интересы Саудовской Аравии и РФ столкнулись, а США перестали делать вид, что ОПЕК+ их не волнует.
«Дело в том, что США добывают нефть больше всего нефти сейчас, даже больше чем Саудовская Аравия, но непосредственно остается еще чистым импортером нефти. Соединенные Штаты являются потребителями нефти, они страдают от всех скачков на мировом рынке, потому что от этого становится невыгодным их нефтяным компаниям, добывающим нефть в США и продающим ее США», - объяснил российский эксперт.
Он добавил, что рано или поздно возникнет нечто вроде картеля между тройкой крупнейших нефтедобывающих стран между РФ, США и Саудовской Аравией, который будет намного более эффективнее, чем ОПЕК+ - «эти три государства действительно способны влиять на предложение нефти в мире».
«Саудовская Аравия вряд ли сможет завоевать существенную долю рынка посредством демпинга, США хотели бы сохранить устойчивые связи в этой критической для них отрасли в преддверии президентских выборов. Позиция РФ здесь самая слабая, она не может влиять на уровень цен на нефть, она не в состоянии не договариваться с США и Саудовская Аравия, но все-таки Россия является крупным игроком и без нее новая концепция на нефтерынке невозможна», - отметил С.Ткаченко.
По его словам, нынешний уровень цен на нефть является критически низким и отражает неуверенность относительно будущего мировой экономики, отсутствие каких-либо перспектив.
Профессор СПбГУ в конце резюмировал, что ситуация на нефтерынке упирается в два ключевых фактора - коронавирус и замедление или даже рецессия ключевых экономических центров мира – Европы и США.
Джафар Агададашев
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА
Тбилиси и Баку обсудили сотрудничество в двусторонней торговле
Цена на Azeri Light выросла до 75,6 доллара за баррель
Цены на нефть растут второй день подряд
Фрукты и овощи: импорт и экспорт Азербайджана за 2024 год