Экономика
- Главная
- Экономика
Натиг Джафарли: Азербайджан нуждается в налогово-таможенной реформе для стимулирования бизнеса -КОММЕНТАРИЙ

По данным Министерства финансов Азербайджана, доходы государственного бюджета страны за первые четыре месяца 2025 года составили 13 млрд 964,9 млн манатов, что на 1,6% превышает запланированные показатели.
Среди основных источников поступлений значительный вклад обеспечила Государственная налоговая служба. Налоговые сборы за отчетный период достигли 6 млрд 923,5 млн манатов, что на 266,2 млн манатов (4%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, фактические поступления по линии налоговой службы превысили прогноз на 6,1%.
Государственный таможенный комитет также показал рост — поступления составили 2 млрд 64,9 млн манатов, увеличившись на 84,9 млн манатов (4,3%) в годовом выражении. Прогноз был перевыполнен на 1,9%.
Дополнительные источники дохода продемонстрировали разную динамику. К примеру, доходы от аренды государственного имущества составили 14,8 млн манатов, что на 19,4% больше, чем за тот же период 2024 года, и на 27,2% выше запланированного уровня. Поступления от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, напротив, оказались ниже ожиданий — 200,3 млн манатов, что на 26,4% ниже прогноза.
В категорию прочих доходов поступило 182,3 млн манатов, что на 22,4% больше, чем предполагалось в бюджетных расчетах.
В то же время расходы государственного бюджета за январь–апрель составили 10 млрд 961,9 млн манатов. Это на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но на 2,1% меньше, чем было предусмотрено в плане.
За отчетный период Азербайджан демонстрирует положительное сальдо государственного бюджета и устойчивое выполнение основных доходных статей, несмотря на частичное отставание по некоторым направлениям. Однако невозможно не отметить макроэкономические факторы, такие как падение цен на нефть, американские пошлины и прочие моменты, которые так или иначе затрагивают экономику Кавказского региона и, в частности, Азербайджана. Тем не менее, бюджет нашего государства остается в плюсе. Причины этого кроются в диверсификации экономики, строгой фискальной дисциплине и устойчивом курсе национальной валюты.
Тем не менее, страна сталкивается с такими экономическими проблемами, как снижение нефтяных доходов, инфляционные риски и необходимость дальнейшей диверсификации экономики.
Экономист Натиг Джафарли в своем комментарии для Vesti.az заявил, что у Азербайджана пока еще есть подушка безопасности в виде нефтяного фонда, а это означает, что независимо от изменения цен на нефть, утвержденный бюджет, финансируемый за счет средств нефтяного фонда, будет исполняться.
«Даже если цена нефти упадет до 100, 50 или даже 40 долларов за баррель — это не повлияет на исполнение бюджета страны. Это повлияет лишь на доходы самого нефтяного фонда. Когда цены сильно снижаются, фонд начинает использовать накопленные резервы», - сказал он.
По его словам, ранее нефтяной фонд не только зарабатывал, но и частично расходовал средства, учитывая возможное падение цен - пока эта модель работает, однако есть и другая проблема — падает объем добычи нефти.
«Мы участвуем в соглашении ОПЕК+, и, хотя у нас квота составляет около 500 миллионов, добыча все же снижается. Следовательно, сокращаются валютные поступления от нефтяного экспорта, и эти потери необходимо чем-то компенсировать. Это может быть, например, аграрный сектор или туризм», - заявил он.
Эксперт привел в пример Грузию: несмотря на прочие сложности, туризм в этой стране приносил существенные доходы — до 7 миллионов туристов в год, и в некоторые периоды их траты в стране достигали 7–9 миллиардов долларов.
Далее мы задались вопросом налоговой и таможенной политики, и тут как утверждает Джафарли, также есть определенные проблемы.
«В наш налоговый кодекс с 2016 года было внесено порядка 1000 изменений. Необходимо разработать новую систему, ведь бизнес не любит, когда правила игры постоянно меняются», - подчеркнул он.
Говоря же о таможенной системе, то аналитик пояснил, что у нас действует трехступенчатая таможенная система, но и она имеет свои недостатки: система недостаточно гибкая – «вилка» от 5 до 15 процентов довольно широка.
«Основная задача таможни — защищать внутренний рынок. Но у нас нет достаточного объема отечественных товаров, и в обозримом будущем он не появится. Поэтому необходимо разработать такую налогово-таможенную систему, которая изменила бы поведение бизнеса, стимулировала бы его развитие», - сказал экономист.
Возвращаясь к нефтегазовому сектору, мы задались следующим вопросом: уменьшилась ли зависимость государственного бюджета от нефтегазовых поступлений за последние несколько лет?
По словам аналитика ситуация неоднозначная - сам бюджет растет, и в абсолютных цифрах структура доходов изменяется, но в процентном соотношении зависимость остается.
«Примерно 50% бюджета по-прежнему формируется за счет нефтегазовых доходов — иногда немного больше, иногда чуть меньше. То есть в относительном выражении обеспечить переход пока не удалось. Но есть множество проектов, которые имеют положительный результат в данном секторе», - пояснил он.
Как утверждает Джафарли, речь идет об использовании Азербайджаном своего географического положения – транзитные проекты, однако, все не так просто.
«Транзит — это хорошо, но он должен быть лишь частью общей программы. Мы не сможем производить все, что нужно большим компаниям, проходящим через Азербайджан, Центральную Азию и другие регионы. Это и не требуется. Производство — не главная задача. Для таких стран, как США и европейские государства, может быть интересна, к примеру, нефтехимия: у нас есть сырье, специалисты и опыт для развития этой отрасли», - заявил экономист.
По его мнению, в этом плане нужен комплексный подход, так как нельзя полагать, что доходы от транзита смогут превысить нефтяные — это просто невозможно.
«Транзитные поступления измеряются не сотнями миллионов, а максимум десятками. Но географическое положение Азербайджана - важное конкурентное преимущество. Мы можем развивать концепцию «регионального Дубая», в хорошем смысле этого слова. К сожалению, некоторые скептически относятся к слову «рынок», воспринимая его негативно. Но я считаю наоборот — Азербайджан может стать крупной региональной ярмаркой», - подчеркнул он.
Эксперт отметил, что у Азербайджана даже был такой опыт: в 1990-х Садарак и Бина обеспечивали весь регион товарами из Китая и Турции, хоть это было примитивно и не являлось полноценным бизнесом.
«Сама модель может быть основой для развития, если дополнить ее современными методами ведения торговли между странами и регионами. Азербайджан может стать неким хабом для региона, из которого будут поставляться товары в Грузию, Иран и Россию. У нас есть такой потенциал и работы в этом направлении ведутся», - подытожил Натиг Джафарли.

Азербайджанские банки увеличили свою клиентскую базу

В Азербайджане выросло число активных налогоплательщиков

Алиев распорядился перевести промышленные парки на «зелёную» энергию

АЖД увеличило количество рейсов из Баку в Габалу

Азербайджан и Турция договорились о создании лабораторной сети

Госкомстат: Азербайджан увеличил выручку от транспортировки газа