Армении останется лишь лаять на караваны грузов по БТК – ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ TRACECА СТАЛА РОССИЯ
Поведение армянской делегации на прошедшей 6 декабря международной конференции, посвященной 20-летию подписания основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECА), походило на вой отчаявшихся и обанкротившихся людей.
Нужно сильно постараться, чтобы не увидеть свыше 300-кратное увеличение грузов по данному коридору, и инвестиции в транспортную инфраструктуру стран TRACECА, исчисляемых в объеме 4 млрд.евро.
Армения хочет столкнуть стран TRACECА с Россией
На сегодня Армении, находясь среди стран TRACECА, единственное, что удается пока весьма благополучно, это ставить «палки в колеса» со своими утверждениями, что единственная цель коридора Европа-Кавказ-Азия обойти Россию.
Соответственно, высказанные слова армянской делегации, что организация почти «еле дышит», или то, что ничего кроме возможностей и говорильне о потенциале коридора по сей день не реализовано, можно приравнять чуть ли не к озвучиванию официальной позиции российской стороны.
Напомним, что в сентябре 1998 года на историческом Саммите в г. Баку 12 странами ТRАСЕCА было подписано "Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия" (ОМС) с целью реализации в полной мере своих геополитических и экономических возможностей. В 2009-м году к Программе ТRАСЕCА присоединилась Исламская Республика Иран.
Сегодня международный транспортный коридор ТRАСЕCА включает в себя транспортную систему 13 стран-участниц ОМС: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан.
Впрочем, география ТRАСЕCА должна считаться более широкой с учетом статуса наблюдателя Литвы в 2009 году и Греции в 2017 году, а также Туркменистана в качестве участника программы и Афганистана – страны-кандидата на вступление в ТRАСЕCА.
И Россия пока реально продолжает держаться вне коридора ТRАСЕCА.
Россия как виновник становления ТRАСЕCА
Впрочем, становление коридора ТRАСЕCА в конце 90-е годы была реальной объективностью, и ответом на просчеты в те годы высшего политического руководства России на Кавказе во главе президентом Борисом Ельциным.
Ситуация в Чечне в те годы, и особенно активные военные действия в 1999 году практически закрыли для Азербайджана железнодорожное сообщение в северном направлении России.
При этом, расстрел армянского парламента 27 октября 1999 года похоронил надежды на скорое мирное решение Нагорно-Карабахского конфликта и освобождение азербайджанских земель, восстановление железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном.
Единственным выходом для Азербайджана на мировые рынки оказалось направление грузов на черноморские порты Грузии.
И в этом случае, нынешняя Россия не вправе становиться в позу обиженной, что, мол, реализация данного коридора направлена на то, чтобы оставить Россию вне игры. Коридор ТRАСЕCА стал жизненно необходимым маршрутом для Азербайджана и стран Центральной Азии по выводу своих товаров на мировые рынки.
И Азербайджан со своими партнерами успешно использовал выпавший шанс по коридору ТRАСЕCА посредством строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Южного газового коридора и железной дороги Баку-Тбилиси-Карс вывести на рынки нефть, природный газ и другие товары ненефтяного сектора.
Впрочем, сама Россия, несмотря на отсутствие желания оформить отношения c ТRАСЕCА активно использует ставшего «золотым звеном» железнодорожный участок Баку-Тбилиси-Карс. То есть, российские грузоперевозчики не только готовы транспортировать свои грузы по маршруту трех ведущих стран ТРАСЕCА, но выступили с желанием расширить потенциал БТК посредством строительства железнодорожной ветки в соответствии российскими стандартами железнодорожной колеи.
Тем самым не выдерживают критики то, что Россия в «штыки» воспринимает инфраструктурные проекты в рамках ТРАСЕСА, так как российские деловые круги Урала и Западной Сибири не прочь по БТК поставлять грузы в направлении Турции.
Вой Армении и улетучившие мечты о региональном хабе
В рамках конференции Азербайджан заявил, что страна стала узловым транспортным хабом, и значительные транспортные грузы идут транзитом через нашу страну посредством коридора ТRАСЕCА. Ярким примером является первая поставка грузов из китайского города Сиан до столицы Чехии - Праги, которые транзитом из Казахстана через Каспийское море был доставлен в Азербайджан и далее по БТК в Турцию и по туннелю Мармара по дну пролива Босфор был доставлен до пункта назначения.
Кстати, на конференции в Баку не только Азербайджан, но и Казахстан заявил о становлении важным транспортным узлом в регионе, что явно шло в разрез заявлением представителя Армении о том, что ТRАСЕCА превращается в «мертвое детище».
И это не случайно, ведь власти Армении, подписывая в Баку 1998 году ОМС, еще питали надежды, что грузы пойдут в турецкий город Карс по существующей еще во времена Советского Союза железной ветки Гюмри – Карс. Ведь тогда и речи не было о БТК, которая начала функционировать лишь 30 ноября 2017 года.
Руководство Армении до сих пор не поняло, что, не освободив оккупированные азербайджанские земли, им останется лишь лаять на караваны грузов по БТК. Как было отмечено на конференции со стороны министра экономики Микаила Джаббарова, на первом этапе по БТК предусматривается транспортировать 6 млн. тонн грузов в год, в то время как на втором этот показатель увеличится до 15 млн. тонн.
Тем самым, звуки исходящего воя из Армении с каждым годом будут только усиливаться, так как у властей данной страны нет ни одного шанса стать региональным транспортным хабом в регионе, а на имеющейся транспортной инфраструктуре будет прорастать трава и ржаветь шпалы.
Асим Кямаллы
Импорт мяса в Азербайджан: рост на фоне увеличения спроса
В Госагентстве водных ресурсов Азербайджана назначены новые зампреды
Авиарейсы между Баку и Пекином будут увеличены до трех раз в неделю
Цена на баррель Azeri Light продолжает рост
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА