«В начале мая к нам домой позвонил тогдашний министр обороны Рагим Газиев…»

«В начале мая к нам домой позвонил тогдашний министр обороны  Рагим Газиев…»
13 мая 2011
# 20:00
8 мая в Азербайджане отмечали 19-ю годовщину оккупации армянскими вооруженными формированиями древнего азербайджанского города Шуша. Несмотря на героическую оборону гарнизона города, численность которого не превышала 500 человек, многократно превышающим по численности и технической оснащенности вооруженным силам Армении удалось захватить Шушу. Героическая оборона Шуши дала стране не одного Национального героя, павшим смертью храбрых в бою с врагом. Одним из них является Национальный герой Азербайджана Альберт Агарунов, погибший в результате выстрела снайпера утром 8 мая 1992 года.

В эти дни в Баку находится один из братьев Альберта – Рантик. Он специально прибыл в Азербайджан из Израиля для участия в траурных мероприятиях, посвященных 19-й годовщине оккупации Шуши и гибели Альберта Агарунова. Корреспонденту Vesti.Az удалось встретиться с Рантиком Агаруновым и расспросить его о жизни Национального героя.

- Ну что вам рассказать. Нас в семье было 10 детей – 8 братьев и две сестры. Альберт был самым младшим братом. Мы жили тогда в поселке Сураханы. Альберт учился в школе N154, расположенной в поселке Амирджан. Сегодня эта школа по просьбе педагогов носит его имя. Он любил заниматься музыкой, играл на трубе. Окончив 8 классов, он пошел учиться в профтехучилище N1, получил специальность тракториста-водителя. Проработав некоторое время на машиностроительном заводе имени Дзержинского, в 1987 году Альберт был призван на воинскую службу, которую проходил в Ахалкалаки. Там он в звании сержанта был командиром танка. Мы неоднократно посещали Альберта во время службы в армии, и его командиры не уставали отмечать его доблесть и отвагу.

После демобилизации в 1989 году Альберт был восстановлен токарем на заводе.

- В это время как раз разгорался конфликт в Нагорном Карабахе. Каково было отношение Альберта к тем событиям?

- Он воспринял события в Карабахе как свою личную боль. И хотя Альберт ничего не говорил нам, но по нему было заметно, как он переживает. Вы знаете, он же всегда был душой любой компании, любил шутить, устраивать розыгрыши, и вообще был чрезвычайно общительным человеком. А тут вдруг стал задумчивым, молчаливым.

- Он сам сообщил семье о том, что записался добровольцем на фронт?

- Да. Мы до последнего момента ничего не знали. И вдруг в один из декабрьских дней 1991 года он пришел домой в военной форме и объявил, что записался добровольцем на фронт.

- Были ли попытки со стороны родителей отговорить его?

- Конечно, были. Но Альберт твердо заявил: Азербайджан – моя Родина, и я обязан ее защищать от армянской агрессии. Мы поняли, что отговаривать его бесполезно.

Так как в Советской армии он был танкистом, то его сразу же взяли в недавно созданный «Сабаильский» танковый батальон, которым командовал Гаджи Азимов, и назначили командиром танка.

До мая 1992 года Альберт принял участие в нескольких боестолкновениях с армянами, в ходе которых нанес им значительный урон. За это армяне назначили за его голову солидное денежное вознаграждение. А в первых числах мая к нам домой позвонил тогдашний министр обороны Азербайджана Рагим Газиев и выразил благодарность от имени государства нашей семье за то, что дала Родине такого воина. Приезжавшие в Баку сослуживцы Альберта также рассказывали нам о его бесстрашии, с которым он шел в бой с врагом.

- Когда Вы узнали о гибели брата?

- Об этом мы узнали после оккупации Шуши армянскими войсками. При этом, все наши соседи и знакомые уже знали о его гибели, но от нас это скрывали. Только 9 мая представители Народного фронта сообщили нам о гибели Альберта. Нам сказали поехать в больницу имени Семашко, куда должны были доставить его тело.

- Вы знали, как он погиб?

- Да, его сослуживцы рассказали нам. Шел ожесточенный бой, в ходе которого танк, которым командовал Альберт, подбил сразу несколько БМП и танков наступавших армян. Когда Альберт менял позицию своего танка, то заметил на земле трупы защитников города. Он не мог проехать по телам своих погибших товарищей, а потому вылез из танка, чтобы оттащить трупы в сторону. В тот момент, когда он перетаскивал тела погибших, его и настигла пуля армянского снайпера. Пока Альберт был под защитой брони, армяне не могли достать его. А покинув танк, он стал легкой мишенью для снайпера.

После его гибели армяне по связи с издевкой спрашивали у наших танкистов, мол, ну и где сейчас ваш Альберт? Тогда азербайджанские танкисты стали называть свои танки «Альберт», чем наводили на армян неподдельный ужас.

Нам предлагали похоронить Альберта в Израиле, однако отец отказался, заявив, что его сын будет похоронен в Баку по мусульманским обычаям.

- Когда Ваша семья переехала в Израиль?

- Первым уехал я со своей семьей. Это было в 1995 году. Мы поселились в городе Акко, расположенном в 300 км от Иерусалима. А последний член нашей семьи покинул Азербайджан в 2000 году. Однако мы не навсегда расставались с Азербайджаном, поскольку в Сураханы у нас остался наш отчий дом.

Каждый год, 8 мая, мы приезжаем в Баку, чтобы посетить могилу Альберта в Аллее шехидов, встретиться с его сослуживцами, принять участие в траурных мероприятиях, посвященных очередной годовщине оккупации Шуши. К сожалению, в последние два-три года наша мама в силу преклонного возраста уже не в силах приезжать в Баку. Но мысли перезахоронить останки Альберта в Израиле у нас даже не возникает. Зачем это делать? Ведь он воевал и погиб за азербайджанскую землю.

Бахрам Батыев
# 6502
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#