[b]Макаки помогли ученым выяснить, почему богатые живут дольше бедных[/b]

25 ноября 2016

Биологи раскрыли необычную связь между социальным статусом и работой иммунитета у макак – чем выше положение обезьяны в иерархии, тем лучше она справляется с вирусами и меньше страдает от воспалений, что может объяснять различия в продолжительности жизни бедных и богатых людей. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом  говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Социальное неблагополучие и невзгоды в буквальном смысле пробираются в вашу печёнку и негативно сказываются на работе организма. Если мы поможем людям улучшить свое социальное положение, и ликвидировать часть ступеней в этой лестнице иерархии, то мы сделаем их более здоровыми и счастливыми", — заявил Ной Снайдер-Маклер (Noah Snyder-Mackler) из университета Дьюка в Дареме (США).

Бремя альфы и омеги

За последние пять лет ученые раскрыли множество примеров того, как социальное положение животного в стае влияет на работу его организма, продолжительность жизни и ряд других вещей. К примеру, в 2011 году биологи обнаружили, что статус альфа-самца очень дорого дается бабуинам, так как он повышает уровень стрессовых гормонов в их организме, и что они живут и чувствуют себя хуже, чем их "заместители"-беты.

В этом году ученые выяснили, что организм самок сурикат начинает вырабатывать огромное количество тестостерона в тот момент, когда они становятся "альфами", что крайне негативно сказывается на их плодовитости и здоровье.

Снайдер-Маклер раскрыли еще один пример подобного влияния социума на работу организма животных и, вероятно, человека, наблюдая за поведением стаи макак-резусов (Macaca mulatta), живущих в одном из питомников в Национальном центре изучения приматов в Йерксе.

Ученых интересовало то, какие изменения происходят в организме обезьяны в тот момент, когда ее положение на социальной лестнице резко меняется. Они сымитировали подобную ситуацию, разбив большую группу макак на небольшие "коллективы" из пяти обезьян, которые впоследствии жили друг с другом на протяжении года.

За это время между ними сформировалась четкая система отношений, определились доминирующие самки и подчиненные особи. На следующий год ученые радикально перемешали все эти группы, собрав новые "коллективы" обезьян, часть из которых состояла только из "альфа-самок", а другие – из особей средних рангов или же самых угнетенных макак. Затем ученые еще раз "перемешали" группы, искусственно повысив или понизив статусы нескольких обезьян.

Раскачивая лодку

Произведя подобные социальные "потрясения", ученые проследили за тем, как поменялось поведение макак и как эти изменения отразились в работе их организма. Оказалось, что подобные "смены ролей" привели к очень интересным и неожиданным эффектам. В целом, изменения в положении на социальной лестнице поменяли работу почти двух тысяч генов, львиная доля которых связана с работой Т-клеток, "дирижеров" иммунной системы, и ряда других компонентов иммунитета.

К примеру, чем ближе обезьяна оказывалась к вершине социальной пирамиды, тем менее активными были ее гены, связанные с развитием воспалительных реакций. Аналогичным образом менялась работа так называемых NK-клеток, отвечающих за борьбу с вирусами и раковыми клетками – они были более активны в организме "альфа-самок", и менее активны у подчиненных особей.

Все эти изменения вели к тому, что организм доминирующих самок, вне зависимости от их прошлого социального положения в "старой" группе, лучше справлялся с вирусами и меньше страдал от воспалений, чем организм подчиненных особей, даже если те находились на вершине в прошлом коллективе.

Таким образом, можно говорить о том, что социальный статус играет огромное значение в работе иммунной системы обезьян. Если подобный феномен существует и среди людей, он может объяснять то, почему бедные люди чаще болеют, особенно диабетом и болезнями сердца, и меньше живут, чем успешные и богатые люди на вершине социальной пирамиды, заключают ученые.