Неопределенность на мировом рынке нефти: но у Азербайджана есть преимущества – ЭКСПЕРТНЫЙ СТОЛ
Коронавирус прямым или косвенными путями оказал влияние не только на мировую политику, но и на экономические связи между странами. Сегодняшний мировой рынок нефти до сих пор будоражит, кризисное состояние никак не проходит, цены на нефть продолжают оставаться крайне низкими, хотя и наблюдается небольшой рост за последние дни.
Напомним, что ранее ОПЕК+ согласовал новую сделку на снижение производства нефти на 19 млн. баррелей/в сутки с 1 мая сроком на два года с целью стабилизации цен на нефть и снижения объемов нефти на мировом рынке, его переизбыток.
Азербайджан также взял на себя новые обязательства по созданию баланса на мировом нефтяном рынке и стабилизации цен на нефть. В рамках нового соглашения Азербайджан должен будет сократить добычу сырой нефти на 164 тыс. баррелей от данного уровня (718 тыс. баррелей). За это время Азербайджан должен сохранить суточную добычу сырой нефти в объеме 554 тыс. баррелей.
В связи с ситуацией, сложившейся сегодня на нефтяном мировом рынке, и возможной стоимостью цены на нефть до конца года Vesti.az обратился к экспертам.
Эксперт российского Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков напомнил, что в 2010-х годах, когда были высокие цены на нефть, было совершено много инвестиций в новые и сложные проекты.
«Это и развитие сланцевой добычи в США, разработка битуминозных песков в Канаде, бурение глубоководного шельфа у берегов Бразилии. Появилось очень и очень много проектов, которые в нормальных условиях средних цен не получили бы инвестиций. Уже после того, как переизбыток ударил по рынку в 2014-2016 годах, когда цены начали падать, было заключено соглашение ОПЕК+. Другие участники рынка и нефтепроизводители, которые не входят в это соглашение, тоже почувствовали ситуацию, когда ОПЕК+ поддерживал бы цены в любом случае поэтому можно делать инвестиции, которые находятся на грани рентабельности», - заявил И.Юшков.
По его словам, участники надеялись, что сделка надолго поддержит цены, однако оказалось, что это не так, так как с одной стороны появился переизбыток нефти на рынке, с другой стороны упал спрос из-за карантина, в рамках которого страны борются с коронавирусом.
«Вот тут на пересечении двух тенденцией и кризис-то случился. С одной стороны, ввод новых мощностей, прежде всего в США, где был побит исторический рекорд по объему производства в начале года, а с другой стороны - падение спроса. Конечно, на рынке возник огромный переизбыток, и как с ним справиться до конца, никто не понимает. Вот есть план ОПЕК+ по сокращению объемов добычи, он призван даже не цены поддержать и не ребалансировку сделать, он призван, прежде всего, сделать так, чтобы нефтяные хранилища не переполнились, и миру не пришлось бы останавливать добычу, а цена на нефть не упала бы в ноль окончательно», - подчеркнул российский эксперт.
По мнению И.Юшкова, цены на нефть в III и IV квартале текущего года будут находиться под существенным давлением, потому восстановления цены ожидать в краткосрочной перспективе не стоит.
«Пока мир не проест огромные объемы, закачанные в хранилище дешевой нефти, цена на мировом рынке будет восстанавливаться очень медленно», - сказал он.
Экономист отметил, что самый главный риск сегодня для нефтяного рынка заключается в том, что сегодня не хватает мер снижения объемов производства, и, если будет слишком медленное восстановление спроса, и может произойти переполнение хранилищ, что приведет к реальным нулевым ценам на нефть
«Всем придется останавливать добычу экстренно и в гораздо больших объемах, чем сейчас договорились в соглашении ОПЕК+. Это будет очень болезненным для всех и является наиболее шоковым сценарием», - подчеркнул И.Юшков.
Коснувшись влияния ситуации на Азербайджан и Россию, эксперт подчеркнул, что оба государства недополучат доходов в бюджет, но это меньшее из зол, потому что все-таки есть определенная подушка безопасности и в России, и в Азербайджане.
«Экономику в наших странах это не убьет, тем более что в 2021 году будут более приемлемые цены на уровне 45-50 долларов/баррель. В целом с такими ценами жить можно», - резюмировал российский эксперт.
В свою очередь азербайджанский экономист Ильхам Шабан считает, что на мировом нефтерынке отсутствует стабильности и с 6 марта продолжается затяжной кризис.
«Цены на нефть за семь недель снизились почти в три раза - 6 марта была цена 45 долларов/баррель, а сегодня на спотовом рынке Brent стоит 16 долларов. Если проследить за фьючерскими контрактами, то в июне цена чуть выше 20 долларов сейчас, а за июль - 23 долларов. В целом это означает, что участники рынка надеются на рост на мировых рынках, но он будет постепенным, так как страны, которые были в карантине, постепенно должны восстановить свои экономики, что в свою очередь создаст условия для роста спроса на сырье. Естественно, цены будут тогда больше, чем сейчас», - подчеркнул И.Шабан.
Вместе с тем он указал, что не стоит ожидать быстрого восстановления и стабилизации цен на сырьевых рынках.
«Мировая экономика с второго квартала погружается в рецессию. Причем как обещают, этот кризис в глобальной экономике будет самым худшим, который мир когда-либо наблюдал после 30-х годов прошлого столетия (Великая Депрессия – ред.)», - отметил эксперт.
Он указал, что на текущий год многие инвестиционные банки, энергетические агентства и финансовые институты прогнозировали среднюю цену на нефть в районе 35 долларов/баррель
«Вот если бы на 15 дней просто приостановили бы добычу все мировые производители, тогда нефть и стоила бы, наверное, 200 долларов за баррель», - подытожил И.Шабан.
Российский эксперт Станислав Притчин в свою очередь считает, что кризис на нефтерынке связан с рядом факторов.
Новым источником нестабильности на рынке нефти он назвал распространение коронавируса в мире и его экономическое влияние.
«Эти три фактора – во-первых, это затоваренность рынка, потом неясные перспективы выхода из кризиса и, в-третьих, ценовая война. Они все продолжают негативно влиять на рынок нефти, несмотря на то, что, в принципе, сделка по ОПЕК+ была продлена… Это не значит, что спрос моментально восстановится и цены на нефть вернутся в докризисный период, скорее всего, эти факторы влияют достаточно серьезно, поэтому высказывают здесь осторожный оптимизм, но опять же он будет растянутый во времени», - подчеркнул С.Притчин.
По его словам, позитивом в данной ситуации можно назвать то, что некоторые страны постепенно начинают выходить из карантина, снижать жесткие ограничения с целью восстановления экономик своих стран.
«Здесь Китай уже максимально старается восстановить и промышленность, и инфраструктурные возводить объекты в том же объеме, подстегивать компании делать это. Мы видим, что постепенно возвращается к экономической жизни Германия. У всех стран есть заинтересованность максимально компенсировать то падение, которое наблюдалось, и поэтому здесь есть определенные позитивные сигналы», - добавил российский эксперт.
Говоря о негативном влиянии ситуации, сложившейся на нефтерынке, на Россию и Азербайджан С.Притчин подчеркнул, что страны эти в данном контексте достаточно стабильные.
«Россия и Азербайджан сейчас будут максимально использовать свои резервы и фонды в рамках анонсированных планов. Они ищут возможности для поддержки как населения, так и бизнеса, поэтому здесь у России и Азербайджана определенные преимущества есть, поэтому были созданы специальные резервы для кризисных ситуаций», - резюмировал он.
Джафар Агададашев
Впервые экспортные грузы отправлены из Баку в Китай по железной дороге
Импорт мяса в Азербайджан: рост на фоне увеличения спроса
В Госагентстве водных ресурсов Азербайджана назначены новые зампреды
Авиарейсы между Баку и Пекином будут увеличены до трех раз в неделю
Цена на баррель Azeri Light продолжает рост
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»