Армянскому фашисту - памятник, а гордости нашей нации – забвение - ПОЗОР

Армянскому <span style="color:red;">фашисту - памятник , а гордости нашей нации – забвение - <span style="color:red;">ПОЗОР
27 апреля 2018
# 15:58

Приближается 100-летний юбилей с момента провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Благодаря усилиям видных деятелей азербайджанского народа стало возможным возрождение независимой государственности Азербайджана. Несмотря на происходящие в регионе сложные процессы и наличие сил сопротивляющихся появлению независимого азербайджанского государства, деятели АДР смогли создать свое детище, тем самым навеки предопределив место Азербайджана в будущем геополитическом устройстве мира.

АДР появилась на карте мира 28 мая 1918 года, став первым государством на мусульманском Востоке с парламентской формой правления, а также первым образцом демократического, правового и светского государства. Просуществовав 23 месяца АДР, оставила заметный след в дальнейшей судьбе азербайджанского народа. Благодаря АДР сформировалась азербайджанская государственность в составе СССР. А без этого не было бы современного азербайджанского государства. И в этом – главная историческая заслуга АДР.

И сегодня мы с огромной благодарностью вспоминаем Алимардан бека Топчибашева, Мамед Эмина Расулзаде, Фатали хана Хойского, Мамед-Юсифа Джафарова, Насиб бека Усуббекова, Адиль хана Зиядханова, Теймур бека Макинского, Юсифа Чеменземинли, Худадат бека Мелик-Асланова, Алиагу Шихлинского, Асланбека Кардашева, Самедбека Мехмандарова и многих других выдающихся сынов Азербайджана, чьи чаяния были с народом.

Ровно 98 лет назад, 27 апреля 1920 года в 12.00 Временный военно-революционный комитет Азербайджана (Азревком) предъявил правительству АДР ультиматум о сдаче власти в течение 12 часов.

После обсуждений в правительстве в 20.45 открылось экстренное заседание парламента, на повестке дня которого был лишь один вопрос - ультиматум о сдаче власти. Перед обсуждением вопроса военный министр Самедбек Мехмандаров сообщил членам парламента о невозможности вооруженного сопротивления XI Красной Армии.

По настоянию Мамед Эмина Расулзаде, было принято решение провести открытое заседание парламента. Около 11 часов вечера состоялось голосование, по итогам которого парламент большинством голосов (при 1 против, 3 воздержавшихся и 3 не принявших участие в голосовании) принял постановление о передаче власти Азревкому.

Единственным депутатом, голосовавшим против передачи власти Азревкому, был Ага Гаджи Аслан оглу Ашуров (1880-1936), ранее возглавлявший министерства торговли и промышленности, а также продовольствия, почтовой службы и телеграфа.

Он происходил из видного бакинского семейства. Отец Аги Ашурова Гаджи Аслан был в числе тех, кто в 1905 году во время армяно-мусульманской резни организовывал защиту мирного населения Баку от дашнакских банд. За это дашнак Шакирянц пытался подложить в его дом бомбу и взорвать вместе с семьей. Азербайджанский поэт Мир Мохсун Навваб даже посвятил стихи братьям Ашуровым – Гаджи Аслану, Али Гейдару и Али Искендеру.

Сам Ага Ашуров учился в Германии на инженера-электрика. Там же он женился на немецкой девушке по имени Анна. Когда молодая семья переехала в Баку, Анна приняла мусульманство и стала называться Аннаханум, освоив местные традиции и язык.

До создания АДР Ага Ашуров вел широкую общественную деятельность в Баку. Практически он заведовал всеми делами в просветительском обществе «Нашр-маариф», созданном известным нефтепромышленником Гаджи Зейналабдином Тагиевым.

Учитывая деятельность Ашурова и его семьи можно понять, почему он проголосовал против передачи власти Азревкому. Это был его протест против той силы, которая в одночасье лишила азербайджанцев надежд на независимое будущее. Понятное дело, что парламент был вынужден под угрозой военного вмешательства передать власть Азревкому. Но парламент поставил определенные условия перед Азревкомом, о которых большевики забыли буквально на следующий день. Большевики на следующий день после прихода к власти постановили арестовать Ашурова, хотя и обещали неприкосновенность членам правительства и парламента АДР. 

Ага Ашуров был вынужден покинуть страну в надежде добраться до Турции. Скрывающегося от преследований Ашурова судьба занесла в Ростов-на-Дону, где он, прожив несколько лет скончался. Он был похоронен на Татарско-еврейском кладбище.

К сожалению после обретения Азербайджаном независимости никто не заинтересовался его могилой, которая оказалась заброшенной. Книги учета захоронений татарского кладбища до 1941 года, то есть начала Великой Отечественной войны не сохранились. Территория татарского кладбища в 1960-х годах объединилась с соседним еврейским погостом. А после 1972 года уже еврейско-татарское кладбище обрело статус закрытого. Несколько десятилетий кладбище оставалось закрытым и зарастало растительностью, пока в конце 1990-х годах здесь снова стали разрешены погребения. Однако поиски могилы Ашурова не предпринимались. Учитывая запущенное состояние кладбища только Всевышнему ведомо, где расположен последний приют Ашурова.

ИА  Vesti.Az два года назад уже затрагивало эту тему (http://www.vesti.az/news/311464), однако наши усилия оказались тщетны. Единственный депутат парламента АДР, проголосовавший против принятия ультиматума большевиков, Ашуров проявил большую смелость и гражданскую позицию. Этот поступок достоин глубокого уважения и светлой памяти. Но вызывает большую скорбь не только, а точнее не столько факт того, что эта частичка славной истории Азербайджана оказалась забытой на чужбине. Память об этом выдающемся человеке предана забвению даже в самом Азербайджане. В честь А.Ашурова не установлена даже мемориальная доска и не названа улица.

К сожалению, у азербайджанцев на удивление короткая память. Мы не помним своего прошлого. Ни славные страницы нашей истории, ни горькие. Подобная забывчивость не прощается историей.

Азербайджанцы во время советской власти забыли о прошлой «любви» армян ко всему тюркскому, и в советской семье стали жить с ними, как братья. Но вот оказия. Если азербайджанцы действительно отнеслись к ним, как к братьям, то армяне лишь имитировали братскую любовь, вынашивая свои коварные планы. И они были реализованы в Карабахе, как только представился удобный случай.

И все же нам следует брать пример в некоторых вопросах с наших «братьев». Представьте себе, что такая глыба, как Ашуров был бы у армян. Уверен, что  Ереване в его честь были бы установлены десятки мемориальных досок, а его именем названы десятки улиц.

Вы только посмотрите, как наши соседи носятся с нацистским прихвостнем Гарегином Нжде, возводя его в ранг национального героя. Кощунство дошло до того, что ему даже установили памятник в центре Еревана. А что же мы? А мы продолжаем страдать историческим склерозом, вычеркивая из памяти одного из достойных сыновей нашего народа Агу Ашурова. По-моему, есть повод постыдиться. Причем всем нам…

# 16165
avatar

Заур Нурмамедов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#