«В случае, если Баку встанет на сторону Вашингтона, признание «НКР» Москвой - вопрос, практически, предрешённый»

«В случае, если Баку встанет на сторону Вашингтона, признание «НКР» Москвой - вопрос, практически, предрешённый»
1 февраля 2016
# 20:00

На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил  идеолог евразийства, директор российского Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ Валерий Коровин.

 - Вы считаетесь одним из идеологов евразийства в российском политологическом сообществе. Часто ваши заявления, как и заявления лидера евразийской идеи Александра Гельевича Дугина, звучат как угрозы какой-либо стране, которая при отказе от пророссийского вектора в своей внешней политике обязательно будет стёрта с лица Земли. Я спрошу в отношении Азербайджана. Почему Азербайджан должен выбрать евразийский вектор, и какие шаги предпримет Россия, если Баку откажется от этого предложения Москвы?

 - Всякое евразийское государство, вставшее на сторону Запада, будет «стёрто с лица земли» - лишено суверенитета и подчинено, если говорить о сегодняшних реалиях, американским интересам.

США в одностороннем порядке завершили эпоху национальных государств и провозгласили создание американского однополярного мира. Это не позиция идеологов евразийства, из каких-то личных соображений испытывающих неприязнь к США и Западу, это законы геополитики, и объективными их делает последовательное их соблюдение странами Запада на протяжении последних столетий.

Как только евразийский блок с центром в России, ослабевает, Запад тут же начинает «прибирать к рукам» оставленные позиции в духе классического западного колониализма – истощить материально и навязать свой образ жизни, западный цивилизационный тип мышления – насадить свою веру, культуру и ценности. Всё это чётко укладывается в геополитическую модель цивилизационного противостояния «суши» и «моря», и с момента обобщения этого геополитического подхода Ратцелем, Шмиттом и Маккиндером ничего принципиально не изменилось.

По сути, мы столкнулись с уже отточенным алгоритмом колонизации евразийских государств - предложение присягнуть американской колониальной «Империи» добровольно, в случае отказа – заявления об отсутствии демократии, затем волнения «гражданского общества», цветная революция, если это не помогает – мятеж, вооружённые столкновения с силами правопорядка, а далее – гражданская война, распад государства, бомбардировки НАТО и ввод американского контингента.

США установили этот алгоритм как данность, и предлагают государствам Евразии самостоятельно выбрать – где им остановиться, на какой стадии склонить голову и признать американское могущество, перестав существовать как независимое государство, приняв статус американской колонии.

Полностью противоположенный подход реализует Россия, - heartlend, - лежащая в основе евразийского блока, и представляющая собой противоположенный тип империи – сухопутный, основанный не на принципе метрополия - колонии, а на принципе центр – периферия. Это обустраивающий тип империи, поддерживающей и развивающей свои окраины, и сохраняющий все виды многообразия – этнического, культурного и религиозного в рамках стратегического единства. Отсюда разность подходов атлантистской геополитики и евразийской.

В первом случае цель – оторвать фрагмент евразийского пространства в свою пользу, вывести его из под геополитического контроля евразийского блока дабы эксплуатировать экономически и «перепрошивать» цивилизационно. Во втором случае, когда речь идёт о евразийском подходе – взять пространство под опеку, обеспечить безопасность и развитие, сохранив культурное многообразие. Это суть подходя, всё остальное – пропагандистская мишура в разговорах об «общечеловеческих ценностях», «демократии», «развитии» и «правах человека», которые, якобы, несёт Запад.

Именно перед таким выбором стоит сегодня и Азербайджан – стать очередной добычей США, и перестать существовать не только как суверенное государство, но и как органическая общность азербайджанского народа, как культура, как набор традиционных подходов, превратившись в сырьевой придаток и плацдарм для американской военной базы в продолжающемся наступлении на Евразию; либо же евразийский выбор – сохранить суверенитет, идентичность, основные завоевания и достижения, обрести безопасность и остаться в своей естественной, гармоничной, культурно-цивилизационной среде.

Неопределённость выбора даёт американским стратегам фору. Пока руководство Азербайджана колеблется,  выгадывая для себя лучшие условия, американские стратегии реализуют свой смертельный алгоритм. Сейчас уже фаза предъявления претензий в области несоблюдения прав человека.

«Соединенные Штаты больше не могут оставаться слепыми к ужасающим фактам нарушений прав человека в Азербайджане», - заявил в середине декабря 2015 глава правительственной Хельсинкской комиссии, американский конгрессмен Крис Смит. А дальше всё по накатанной – наказание непокорных – волнения, цветная революция, гражданская война, распад страны, бомбардировки НАТО, ввод американского контингента – выбирайте, мол, сами, где остановится.   

Россия никогда так не действует, и не действовала никогда. И если Баку откажется от предложений Москвы о евразийской реинтеграции, в Москве лишь пожмут плечами, ибо это всегда – добровольный цивилизационный выбор.

А в случае с Азербайджаном – это добровольный выбор государства, близкого России культурно, прожившего с Россией общую историю. Это государство, для которого Россия построила промышленность и развила сельское хозяйство в рамках советского проекта.

Но если такое государство, которому Россия дала всё – от экономики и индустрии до суверенитета – добровольно присягает Западу и становится на сторону атлантистской геополитики – оно по объективным причинам перестаёт быть близким и «своим», и добровольно становится «чужим», со всеми вытекающими последствиями. Грузия, Украина, Молдова и т.д. – примеры развития событий после оккупации американской «Империей» - сепаратизм, распад, стагнация. Таковы геополитические законы. Но это вопрос добровольного цивилизационного выбора. Третьего не дано…

 - Если учесть, что Азербайджан- союзник Турции, с которым у России сейчас, мягко говоря, плохие отношения, не стал ли и Азербайджан вражеской страной для России?

 - Турция сегодня стала заложницей американской геополитики – с одной стороны, и жадности и безудержной алчности клики Реджепа Эрдогана – с другой. И так же, как и всякая региональная держава, Турция стоит перед цивилизационным выбором – окончательно отдать себя в руку своим новым заокеанским хозяевам, смирившись с дальнейшей судьбой, будучи пущенной в расход на благо «исключительных» американских интересов, или же отстоять свой суверенитет, сохранить независимость, культурную идентичность, многообразие и цельность, приняв евразийский вектор.

Выбор Турции, в этом смысле, является определяющим и для Азербайджана, если именно с Турцией Азербайджан решил связать свою дальнейшую судьбу. Если Турция принимает атлантистский вектор, что мы наблюдаем сегодня, а Азербайджан покорно следует за ней, то дальнейшая судьба их незавидна по причинам, изложенным в ответе на первый вопрос.

Если же, несмотря на атлантистский выбор Турции, Азербайджан делает

самостоятельный, евразийский выбор – это даёт ему возможность сохраниться, избежав последствий, не оказаться  размолотым американским цивилизационным катком. То есть в этой ситуации ориентация Азербайджана на Турцию должна быть не слепой и безусловной, но прагматичной.

И здесь Азербайджану наиболее выгодно сделать ставку не на турецко-американский альянс, что губительно для всех, но на российско-турецкий альянс, который весьма вероятен в рамках геополитической оси Москва-Анкара, которая возможна  прихода к власти в Турции других сил, в первую очередь, евразийского крыла кемалистов, ориентированных на союз с Россией. Такой сценарий выгоден и Турции и Азербайджану, для которого в рамках евразийского альянса контакт с Турцией становится безопасным и перспективным.

 - В прошлом году в Москве побывал лидер армянских сепаратистов оккупированного Нагорно-Карабахского региона Азербайджана Бако Саакян, на территории России был осуществлен ряд армянских провокаций в отношении Азербайджана. Выходит, сепаратистская «Нагорно-Карабахская Республика» - это некий козырь Москвы или рычаг давления, который она предпримет против Баку в случае необходимости. Спрошу прямо -  Россия пойдёт на признание независимости «государства» армянских сепаратистов?

 - В этом вопросе всё зависит от геополитического выбора Азербайджана. В случае, если Баку встанет на сторону Вашингтона и атлантистской геополитики, обозначив себя союзником США, признание Нагорного Карабаха – вопрос, практически, предрешённый,

как признание Южной Осетии и Абхазии в случае атлантистской Грузии или признание Крыма, ДНР и ЛНР в случае оккупированной американцами Украины. Тут, как говорится, ничего личного, чистая геополитика.

Пока же Азербайджан колеблется, а его руководство не может осуществить геополитический выбор, вопрос Карабаха будет оставаться подвешенным. И здесь у Армении на сегодня куда более определённые, а значит, более выгодные позиции, ибо Армения свой цивилизационный выбор уже сделала, включившись в процесс евразийской интеграции – Таможенный союз, Евразийский экономический союз и т.д. А учитывая членство Армении в ОДКБ, вопрос о военном решении «карабахской проблемы» со стороны Азербайджана сразу можно вынести за скобки.

Совсем другое дело – евразийский выбор Азербайджана. О перспективах такого выбора, а так же о вариантах решения карабахского вопроса в этом случае, я уже неоднократно высказывался, в том числе, в азербайджанских СМИ.

Вугар Гасанов 

# 17620
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#