Политика
- Главная
- Политика
Известный политолог рассказал о судьбе Азербайджана после снятия санкций с Ирана

Международные санкции, действовавшие в отношении Ирана на протяжении почти десяти лет, сняты. Помимо возможности торговать нефтью Иран получит доступ к своим ранее замороженным активам и право ввозить в страну прежде недоступное оборудование и технологии.
Но на данный момент главной темой остается «черное золото». В этой связи корреспондент Vesti.Az взял блиц-интервью у известного российского ираниста, востоковеда, доктора наук Игоря Панкратенко.
- Ранее Вы заявили, что ждать срочных коренных изменений в связи со снятием санкций с Ирана не стоит. Как на Ваш взгляд, что будет с ценами на нефть после того, как Иран начнет борьбу за рынок?
- Я и сейчас остаюсь при своем мнении. Ведь о чем идёт речь, точнее – что конкретно снято? Первое: Иран получил доступ к $30 миллиардам ранее замороженных в иностранных банках активов (всего таковых насчитывается более $100 миллиардов).
Второе. Иран получил право свободно продавать на рынке 500 тысяч баррелей нефти в день. Что, как вы понимаете, несколько меньше того, на что рассчитывали в Тегеране.
Третье: часть иранских фирм может подключиться к финансовой системе ЕС.
И четвертое: иностранные компании (за исключением американских) могут с соблюдением ряда ограничений сотрудничать с теми иранскими предприятиями, которые не находятся в санкционных списках. Это пока все. Конечно – прорыв, но не столь грандиозный, как пытаются представить.
Что касается цен на нефть, то замечу, что их снижение крайне мало связано с Ираном, по моему мнению – это вполне объективный процесс. Ну не может исходное сырье стоить сотню за баррель, это противоестественно, это означает высокую долю в такой цене спекулятивной составляющей. Так что – не Иран здесь главная причина.
А конкретика ответа на Ваш вопрос следующая. Суточное предложение нефти на мировом рынке составляет сейчас в среднем 95,7 миллиона баррелей. Спрос – 93,8 миллиона. Разрыв в почти два миллиона баррелей. 500 тысяч «бочек» в сутки, которые может сейчас предложить Иран – не то количество, которое кардинально изменит цену. Она и без этой добавки будет снижаться.
- Как отразится на региональной значимости Азербайджана снятие санкций с Ирана?
- Уверен, что кому-кому, а уж Азербайджану просто судьба оказаться на первых позициях списка выгодополучателей от снятия с Ирана санкций.
Могут, конечно, опять возразить про нефть, но послушайте – на нефти свет клином не сходится, современному государству просто стыдно молиться за высокие цены продаж собственных ресурсов. Для торговли и бизнеса с соседом у Баку открывается широкий коридор возможностей. И Азербайджан просто обязан их использовать в интересах собственной экономики и реализации проектов, которые из-за санкций были невозможны.
Главное здесь – политическая воля, умение смотреть на перспективу и забота об интересах страны.
Вугар Гасанов

Vesti.az

Источник ТАСС назвал причины отказа Азеру Бадамову во въезде в Россию

Завершились соревнования по пятиборью и спортивному ориентированию среди структур МЧС

Россия поставила Индии ракетные системы «Игла» на фоне конфликта с Пакистаном

Алиев внес изменения в закон «О социальной службе»

Управление МИД в Нахчыванской Автономной Республике будет реорганизовано

Алиев утвердил положение и структуру деятельности МИД Азербайджана