Уорлик доказал, что позиция сопредседателей МГ ОБСЕ полностью совпадает с позицией Армении
В конце второй - начале третьей декады июля состоялся очередной визит сопредседателей МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию в регион. Особенность нынешнего визита сопредседателей заключается в том, что он состоялся после долгой паузы, в течение которого переговорный процесс по карабахскому урелигулированию фактически оказался в замороженном состоянии. Поэтому неудивительно, что по признанию заместителя руководителя президентской администрации Новруза Мамедова, "за последние полгода, а может быть и раньше, не удалось достичь никакого значимого, заметного продвижения в вопросе урегулирования карабахского конфликта".
На этом фоне за последние месяцы наблюдалась опасная эскалация напряженности на линии соприкосновения войск в зоне карабахского конфликта, сопровождающаяся воинственной риторикой с обеих сторон. И наиболее тревожным моментом являлся тот факт, что если в недавнем прошлом режим перемирия нарушался в основном с использованием снайперских винтовок и стрелкового оружия, то сейчас противоборствующие стороны зачастую начали применять и крупнокалиберные вооружения.
Сопредседатели прекрасно осознают, что в этой ситуации любой инцидент на линии соприкосновения войск может привести к возобновлению полномасштабных боевых действий. Неслучайно, что американский сопредседатель Джеймс Уорлик во время своего последнего визита в регион предупредил, что если в Карабахе начнется широкомасштабная война, то разрешить конфликт мирным путем уже не удастся. В этой связи естественно, что сопредседатели всеми средствами пытаются не допустить дальнейшего усиления конфронтационных тенденций, и добиться от противоборствующих сторон подтверждения своей приверженности к мирному решению карабахской проблемы. В этом и заключалась одна из основных задач нынешнего визита сопредседателей в регион.
При этом обращает на себя внимание своеобразность маршрута, выбранного сопредседателями. Как правило, в ходе своих визитов в регион они по очереди посещали столицы конфликтующих сторон – Баку и Ереван. По первоначальному плану и в этот раз они собирались действовать по этой отлаженной схеме. По крайней мере, предварительно было объявлено, что 20 июля сопредседатели посетят Ереван, а на следующий день - 21 июля отправятся в Баку. Однако, после переговоров 20 июля с президентом Армении сопредседатели неожиданно изменив маршрут, полетели в Вену. А встреча в Баку с президентом Азербайджана состоялась лишь 23 июля. Cопредседатель Уорлик объяснил этот шаг необходимостью проведения 21 июля 2015 года консультаций в штаб-квартире организации в Вене с представителями всех стран Минской группы. Предметом же обсуждений, по утверждению Уорлика, были следующие шаги в посреднической деятельности сопредседателей.
Как бы то ни было, главной целью последнего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ являлась организация до конца нынешнего года очередной встречи президентов Азербайджана и Армении. И судя по итоговому заявлению сопредседателей, им удалось добиться принципиального согласия президентов Азербайджана и Армении на проведение подобной встречи. Конкретная же дата встречи будет согласована в ходе переговоров министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием сопредседателей, которые, скорее всего, состояться в сентябре во время проведения Генеральной Ассамблеи ООН.
Впрочем, эксперты практически единодушны в том, что если даже сопредседателям удастся организовать встречу глав Азербайджана и Армении, то она вряд ли приведет к какому-либо существенному прогрессу в карабахском урегулировании. И причиной тому является нынешний подход сопредседателей к решению карабахской проблемы, который, мягко говоря, не совпадает с позицией официального Баку.
Как известно, азербайджанская сторона всегда настаивала на решении карабахской проблемы на основе принципа территоиальной целостности страны. Исходя из этого, азербайджанская сторона требует, прежде всего, вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, возвращения беженцев и открытие коммуникаций. Только после выполнения этих условий Баку считает возможным приступить к обсуждению вопроса проведения референдума по статусу Нагорного Карабаха. 10 июля 2015 года глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в очередной раз подтвердил эту позицию официального Баку. Он подчеркнул, что уступка в нагорно-карабахском вопросе возможна исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, При этом он добавил, что "предоставление статуса Нагорному Карабаху — это не тот вопрос, который должен решаться сейчас".
Между тем, посредники придерживаются диаметрально противоположной позиции. Подтверждением тому является высказывание Уорлика, который в интервью российской газете "Ведомости" заявил, что "оккупированные территории должны быть возвращены под контроль Азербайджана в рамках комплексного урегулирования". При этом он посоветовал не зацикливаться на одном элементе или одном принципе урегулирования. Другими словами, ставя знак равенства между двумя универсальными принципами международного права – территориальной целостностью и правом на самоопределение, сопредседатели МГ увязывают возвращение оккупированных азербайджанских земель с определением статуса Нагорного Карабаха. По сути, позиция сопредседателей совпадает с позицией Армении, которая согласна вернуть оккупированные азербайджанские земли только в обмен на признание независимости Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана. Естественно, что подобный подход неприемлем для Азербайджана, поскольку означает окончательную потерю Нагорного Карабаха.
Следует отметить, что изначально США и ЕС однозначно выступали в поддержку территориальной целостности Грузии и Молдовы при решении абхазского, южно-осетинского и приднестровского конфликтов. В отношении же карабахской проблемы позиция Запада была более расплывчатой. Тем не менее, в Баку надеялись, что на фоне последних событий в Украине Запад займет более твердую позицию в отстаивании территориальной целостности Азербайджана в ходе урегулирования карабахского конфликта. Но судя по итогам последнего визита сопредседателей в регион, эти расчеты официального Баку не оправдали себя. Ведь как прямо заявил Уорлик, сопредседатели Минской группы "не пытаются изобрести новые вопросы и новые подходы". По его словам, основой для урегулирования карабахсой проблемы остаются принципы, сформулированные несколько лет назад в ходе переговоров под патронажем тогдашнего президента России Дмитрием Медведевым, т.е. пресловутое для Баку "комплексное урегулирование". Причем, американский сопредседатель не забыл подчеркнуть, что напряженность в отношениях между США и Россией не касается карабахского урегулирования, поскольку в этой "области взгляды Москвы и Вашингтона по-настоящему совпадают".
Возможно, что подобный особый подход Запада к карабахскому конфликту обусловлен тем, что в отличие от конфликтов на территории Грузии, Молдовы и Украины, Россия напрямую не вовлечена в него. С другой стороны, немаловажное значение имеет то обстоятельство, что США не желают дополнительного фактора усиления конфронтации с Россией. Все это значительно сужает возможности официального Баку в карабахском урегулировании, поскольку ему не удастся сыграть на противоречиях между Западом и Россией в данном вопросе. Но одновременно очевидно, что ни одно азербайджанское правительство не согласиться с предложенным сопредседателями планом урегулирования карабахского урегулирования, т.к. это противоречит национальным интересам страны.
В этом контексте Баку вполне обоснованно обвиняет Запад в "двойных стандартах", о чем в своем выступлении на заседании Кабинета Министров страны 13 июля 2015 года заговорил президент Ильхам Алиев. В частности, глава государства напомнил внесенное в текст резолюции июньской сессии ПАСЕ изменение, когда предложенная докладчиками формулировка о "нахождении азербайджанских земель под оккупацией" была заменена расплывчатым предложениием о том, что "ассамблея учитывает существование нагорно-карабахского конфликта". Правда, в последнее время в проправительственных СМИ Азербайджана активно муссируется тема возможного освобождения нескольких оккупированных азербайджанских районов при посредничестве России. Однако подобные утверждения не имеют ничего общего с реалиями жизни. Несмотря на наблюдаемое за последнее время значительное сближение между Баку и Москвой, для Кремля Армения по-прежнему остается главным стратегическим союзником в регионе. И в обозримом будущем эта ситуация не изменится.
Диаметрально противоположные позиции конфликтующих сторон практически исключают достижение какого-либо существенного прорыва в карабахском урегулировании в ходе встречи президентов Азербайджана и Армении, которую посредники стремятся организовать уже в сентябре. В такой ситуации недопушение новой войны и преврашается в главную цель нынешней активности сопредседателей МГ и в этом вопросе интересы Запада и России полностью совпадают.
Тунал Абдулла
Vesti.az
Путин ведет переговоры с премьер-министром Словакии
Назначен министр обороны Сирии в переходном правительстве
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу