Ветеран из Баку: я углем написал свое имя на ступеньках Рейхстага

Ветеран из Баку: я углем написал свое имя на ступеньках Рейхстага
8 мая 2015
# 18:00

Исмаил Касумов — один из трех ветеранов из Азербайджана, приглашенных на празднование 70-летия Победы в Москву — говорит, что до сих пор помнит каждую минуту, проведенную на фронте.

Его супруга Ирина Григорьевна смеется: как тут забудешь, если носишь частицу фронта — осколок — под ребром, у сердца. По ее словам, Исмаил Касумович не разрешает удалять осколок, говорит, это память о войне. У ветерана 43 награды, в том числе три ордена Отечественной войны, медаль "За отвагу", две — "За боевые заслуги", остальные — за взятие отдельных городов.

Со школьной скамьи сразу на фронт

В сентябре 1941 года Касумов учился в 10 классе 29-й железнодорожной Кировабадской (нынешний город Гянджа) школе. Он до сих пор помнит урок литературы — учительница Зинаида Ефремовна распределяла "Ревизор" Гоголя по ролям, когда в класс зашел директор школы вместе с секретарем райкома комсомола и капитаном из военкомата.

Капитан сказал, что на фронтах ситуация тяжелая, советские войска временно отступают и нужны новые силы. В классе было всего четыре мальчика, все они и с ними еще две девочки поднялись.

"В нашей школе был военный урок. Нас учили стрелять, собирать автомат. У всех у нас был опыт в прыжках с парашютом. Так что мы считали себя подготовленными", — рассказывает Касумов.

Капитан посмотрел на девочек и сказал: "Спасибо вам. Но мы еще не дошли до этого, чтобы девочек забирать". А мальчиков записали и через шесть дней в военкомате выдали направление.

Касумов прошел краткие курсы офицерского состава, после чего был направлен в 369-ю городскую дивизию, а оттуда — в 197-ю противотанковую артиллерийскую дивизию. В составе этой дивизии принял первый бой под Моздоком.

"Когда мы освободили Моздок, то на станции увидели надпись большими буквами на немецком "В Моздок, я больше не ездок", и мы поняли, что они больше сюда не вернутся", — вспоминает ветеран.

От Северного Кавказа до Берлина

После Моздока дивизия двинулась дальше. Освобождали города Прохладный и Тихорецк, потом Кубань, Александровск. Касумов дошел до Азова. Ветеран рассказывает, что в Азове он получил тяжелое ранение в плечо.

"Раненых было много, да и средств не хватало. Врачам пришлось оперировать без наркоза, в палатке. Но на невыносимую боль никогда не жаловался. Живой же", — говорит он.

После ранения Касумов попал в 152-ю стрелковую дивизию. С этой дивизией он прошел украинские Николаев, Каховку, Запорожье.

Освобождая Белоруссию, 152-я дивизия дошла до Прибалтики. Когда освободили литовский город Волковыск (рядом с немецким городом Эткунен), был декабрь. "Немецкие войска разбросали листовки, что у них рождество, не надо открывать огонь. Но наши войска решили им показать "рождество". Мы штурмом взяли город Эткунен", — говорит Касумов.

Бои в Германии 152-я дивизия начала с Эткунена, а закончила в Кенигсберге. А дальше был Берлин.

Дядя офицер, возьмите меня на фронт

В Белоруссии дивизия освободила Добруш, затем Гомель, потом дошла до Витебска.

Ветеран рассказывает, как шел по городу и к нему подошел худенький мальчик лет 14. "Дядя офицер, возьмите меня на фронт с собой", — сказал он.

Касумов признается, что сначала не хотел его брать с собой — тот был совсем мальчишкой, жалко было. Но мальчик настоял. "Маме моей сейчас очень тяжело. Дома нас шестеро детей. Если я уйду, маме легче будет", — пояснил он.

"Пошли мы с ним к нему домой. Ну, какая мать отпустит ребенка на фронт? Но она вся в слезах согласилась, и взяла с меня слово, что я присмотрю за ее сыном. Она говорит: "Он прав, мне очень тяжело, двое детей сестры, четверо мои. Я всю жизнь буду молиться за вас, если вы хоть одним глазом будете присматривать за ним", — вспоминает ветеран.

Мальчика этого звали Андрей Коваленко. Они вместе прошли до конца войны, вместе участвовали в сражениях за Берлин.

"Он был дважды ранен. С двумя орденами и пятью медалями я вернул его в 45-м, в декабре месяце, матери", — говорит Касумов.

Медаль "за отвагу"

"Для меня самая дорогая награда — медаль "За отвагу". Эту медаль я получил на Кубани, освобождая станицу Александровск", — признается ветеран.

Немцы на деревянном плоту через камыши бесшумно подплывали и обстреливали их позиции. "Мы никак не могли этот плот засечь. Вызывает меня начальник штаба и говорит: "Вот вам задание, Касумов. Засечь и уничтожить этот плот, при возможности взять пленных", — вспоминает фронтовик.

Они оделись в спецодежду химзащиты, чтобы не промокнуть в воде, взяли противотанковые ружья и долго выжидали в засаде.

"И вдруг мы услышали шорох в камышах, немцы перешептывались между собой и как раз плыли в нашу сторону. А мы немножко выждали, хотели, чтоб они поближе подплыли, и начали обстреливать их", — рассказывает Касумов.

Один из немцев выжил, но был тяжело ранен. Его на плоту же, подталкивая, привезли в часть. Задание было выполнено, Касумову вручили медаль и разрешили на 15 дней поехать домой.

Не на жизнь, а на смерть

Битву за Берлин Касумов помнит в деталях. После взятия Кенигсберга солдаты думали, что война для них закончилась, потому что до Берлина было далеко, а советские войска были уже на подступах к столице Германии.

"Ночью нас подняли по тревоге. Погрузили в эшелоны. День и ночь ехали. Только однажды остановились, чтобы накормить личный состав. Когда мы доехали, поняли, что находимся от Берлина где-то в 280-300 километрах", — говорит ветеран.

В полночь 2 мая Берлин сначала бомбили с самолетов. После них — четырехчасовая артиллерийская подготовка. Затем в воздухе засветились ракеты.

"После ракетного сигнала включили прожектора и направили их на немецкие позиции. И тут громко грянуло "Ура, вперед!", "За родину, за Сталина!", — рассказывает ветеран с волнением в голосе.

Немцы при отступлении взорвали мост. Но полк тяжелых минометов успел проскочить и попал в окружение. "Мы кое-как перебрались на другой берег, и штурмом прорвали окружение и освободили полк. Командир полка был настолько рад, что позвонил командиру дивизии и попросил меня наградить", — вспоминает Касумов.

"После того, как Берлин 2 мая был взят, мы в Рейхстаге поставили Знамя Победы. Я решил в Рейхстаге оставить свою память, на 32-й ступеньке с левой стороны. Поскольку у меня рост невысокий, двое наших солдат подняли меня наверх. Я армейским ножом, а потом черным углем написал "Исмаил Касумов из Кировабада", — сказал ветеран.

 РИА Новости

# 5477
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#