Осторожность Баку в этом вопросе обусловлена стремлением не допустить активности иранских спецслужб в Азербайджане

Осторожность Баку в этом вопросе обусловлена стремлением не допустить активности иранских спецслужб в Азербайджане
13 декабря 2014
# 10:10

Итоги состоявшегося 12-13 ноября визита в Баку президента Ирана Роухани не стали многообещающими в плане изменений в отношениях Азербайджана с Ираном. Подписанные по итогам визита Роухани документы подразумевают развитие сотрудничества в сферах таможни, транспортных перевозок, энергетики, туризма и торговли. Хотя, обращает на себя внимание то, что все эти документы имеют статус меморандума о взаимопонимании. Это оказалось несколько неожиданным. Интенсивная работа межправительственной комиссии в течение последних несколько месяцев подталкивал наблюдателей к такой мысли, что стороны готовят соглашения, которые могут оказаться прорывными для азербайджано-иранских отношений. В августе-сентябре обменялись визитами сопредседатели межправительственной комиссии министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези и министром экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев. Так же Баку и Тегеран посещали делегации различных ведомств. Последний раз азербайджано-иранская межправительственная комиссия заседала в Баку за несколько дней до визита Роухани, для согласования оставшихся трех из одиннадцати документов. Но этого комиссии, судя по количеству подписанных по итогам визита президента Ирана документов, так и не удалось сделать в полной мере.

В силу ряда причин Баку и Тегеран во взаимоотношениях все еще не могут преодолеть период меморандумов. Одна из них связана с тем, что все еще сохраняются санкции против Ирана ввиду пока еще отсутствия результатов на переговорах с Западом. Другая причина связана пока еще с низким уровнем политического доверия между Баку и Тегераном. Этим и связано та обстоятельство, что при каждой встречи на различных уровнях Баку и Тегеран заявляют, что не допустят третьим странам испортить их отношения. Разногласия по разграничению Каспия, видимо, не позволили сторонам по итогам визита Роухани подписать меморандум о взаимопонимании по проблемам Каспия, работа над которым велась на основе договоренностей по итогам визита Алиева в Тегеран.

Отношения Баку с США и Израилем, очевидно, остаются раздражителями для Тегерана. В августе, после сообщения командования КСИР о сбитом над ядерным объектом в Натанзе израильского беспилотника, запущенного с территории "одного из соседних государств, отношения между Тегераном и Баку вновь оказались на грани очередного витка напряженности. Сообщение командование КСИР спровоцировала в иранских СМИ публикаций, утверждающих, что у Израиля есть шпионская база в Нахичевани, и с этой базы осуществляются полеты беспилотников над иранским территориям Правда, официальный Тегеран, видимо, учитывая предстоящий визит Роухани, не стал нагнетать ситуацию, удовлетворившись официальным опровержением Баку. Также Тегеран, ограничившись протестом на уровне своего посла в Азербайджане, не стал нагнетать ситуацию в связи с прозвучавшими на мероприятии Конгресса азербайджанцев мира в начале сентября в Баку призывами объединения Южного Азербайджана. Однако, это не значить, что Иран перестал рассматривать Азербайджан, имеющего тесные отношения с Западом, угрозой в плане стимулирование ирредентизма среди иранских азербайджанцев.

Периодические обращения организаций в Баку к проблемам азербайджанцев, надо полагать, является ответными шагами азербайджанских властей на попытки Тегерана подогревать сепаратистские настроения среди талышей, компактно проживающих приграничных с Ираном Ленкоран-Астаринской зоне. Отметим, что Баку выражал свое недовольство Тегерану с тем, что некоторые иранские граждане оказались вовлеченными к открытию в Нагорном Карабахе "Голос Талышистана" в прошлом году. В целом же, Баку не доволен политикой Ирана по развитию отношений с Арменией, что, по мнению азербайджанских властей, ослабляя изоляцию Еревана в регионе, способствует сохранению статус-кво в карабахском конфликте. Несмотря на такую противоречивость азербайджано-иранских отношений, визит Роухани все же подтвердил наметившийся после апрельского визита президента Алиева в Иран тренд по улучшению отношений между Тегераном и Баку. Это, очевидно, связано прагматичными подходами Роухани к вопросу встраивания Ираном отношений с непосредственными соседями по региону.

Некоторое смягчение диалога между Западом и Ираном позволяет Тегерану предложить Баку, наряду с реанимацией старых инициатив, новые экономические проекты. Тегеран, пользуясь позитивной конъюнктурой вокруг переговоров по иранской ядерной программе, стремиться оживить приграничную торговлю с Азербайджаном для улучшения экономики северных провинций Ирана. В эту концепцию укладываются инициативы Тегерана по созданию в приграничных с Азербайджаном регионах промышленной зоны и зон свободной торговли, а также совместные с Баку проекты строительства гидроэлектростанций на реке Аракс. В Баку президент Роухани вновь акцентировал внимание на необходимости упрощения таможенных процедур и установления безвизового режима для развития бизнеса. Хотя Баку и одобряет инициативы в таможенной сфере, однако готов лишь смягчить визовый режим с Ираном в отношении определенной категории лиц. Осторожность в вопросе безвизового режима с Ираном обусловлена стремлением Баку не допустить активности иранских шиитских миссионеров и спецслужб в Азербайджане. Примечательно, что в день завершения визита в Роухани в Бакинском суде по тяжким преступлениям началось процесс над двумя азербайджанскими гражданами, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана. Этот факт, также подтверждает наличие недоверия Баку к Тегерану.

В Баку президент Роухани заявил о намерении Ирана воспользоваться положением Азербайджана, обеспечивающим связь по линии Запад-Восток и Север-Юг. Это заявление, учитывая ранние заявления Роухани о готовности Ирана играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, вновь спровоцировал комментарии по поводу возможности формирования Азербайджаном энергетического коридора с участием Ирана. Интригующим в этой связи стало и заявление вице-президента США Байдена, на саммите Атлантического Совета (Atlantic Council) США на тему "Энергетика и экономика" в Стамбуле, о том, что "при участии Азербайджана и Ирана мы создадим в районе средиземноморья более надежный энергетический регион". Хотя, очевидно, что вопрос поставок иранского газа в Европу, и возможность использования Ираном для этого TANAP, напрямую связана с решением проблемы иранской ядерной программы. Договоренности же между Баку и Тегераном в сфере энергетики пока касаются вопроса обмена газом для обеспечения Нахчывана и использования газохранилищ ГНКАР для обеспечения газом северных иранских провинций в зимнее время, а также транзита российской электроэнергии через Азербайджан в Иран.

Более реальным является заявление Роухани о намерении Тегерана завершить строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран) – Астара (Азербайджан) в рамках транспортного коридора Север-Юг. Этот проект, изначально задуманный как короткий путь для связей с Центральной Россией и Европой, стал интересным для Тегерана в силу того, что Иран, с завершением строительства Баку-Тбилиси-Карс, может получить более короткий путь для выхода в Центральную Европу. Ирану важно диверсифицировать транспортные маршруты в Европу, поскольку противостояние Запада и России обещает быть долгим. Агрессивная политика Москвы направленная на доминирование России на Южном Кавказе, надо полагать также подталкивает Тегеран к развитию сотрудничества с Баку, поскольку Иран также считает этот регион зоной своего традиционного влияния. В определенной мере подобные устремления Тегерана, несмотря на политические разногласия и недовольства с развитием ирано-армянских отношений, устраивают и Баку в контексте умножение возможностей для ослабления давления Москвы.

Тунал Азери 

# 6432
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#