Сотрудница  МЧС Азербайджана записалась добровольцем  на фронт под мужским именем

Сотрудница  МЧС Азербайджана записалась добровольцем  на фронт под мужским именем
8 марта 2013
# 15:00

Сегодня, 8 марта, в Азербайджане, как и во всем мире, отмечают Международный женский день. Азербайджанская женщина на протяжении столетий являет собой символ нежности, трудолюбия, мудрости и красоты. В нашем, в целом, патриархальном, обществе, мы привыкли к тому, что азербайджанские женщины являются активными участницами лишь общественных, социальных, экономических и научно-культурных процессов, и мало кто из нас подозревает, что они, азербайджанские женщины, наравне с сильным полом, внесли огромный вклад в наше общее дело – борьбу с оккупацией азербайджанских территорий со стороны Армении и ее покровителей. В то время, как стране хорошо известны имена азербайджанских женщин, отличившихся в годы Второй мировой войны, среди которых Алия Рустамбекова, Зиба Ганиева, Алмаз Ибрагимова, Шовкет Салимова, о современных героинях, живущих среди нас, практически ничего не известно. А ведь азербайджанские женщины находились в первых рядах наших бойцов, защищавших Родину от армянской агрессии. 

Сегодня, в Международный женский день, редакция Vesti.Az расскажет о Героине, чье беспримерное мужество, отвага и любовь к Родине могут стать хрестоматийным примером для современной азербайджанской молодежи. Наша собеседница – Кямаля Гахраманова  - идеально подходит под описание героини Натальи Варлей в легендарном гайдаевском фильме «Кавказская пленница…»: спортсменка (черный пояс по карате), отличница и просто красавица.  

..Осень 1991-го года. Азербайджан, только-только добившийся государственной независимости, вынужден все свои силы расходовать на отражение агрессии Армении, вознамерившейся отторгнуть от него исконно азербайджанские территории – Нагорный Карабах. В этих условиях тысячи азербайджанцев записываются добровольцами для отражения армянской агрессии. И среди них – 18-летняя жительница Баку Кямаля Гахраманова, лишь несколько месяцев назад закончившая школу N 30.  

«Решение записаться на фронт во мне созрело не сразу, а постепенно. С 1988 года я видела, что происходило в стране, во мне болью отзывалось стремление Армении оккупировать наши земли. Естественно, что своими мыслями я делилась с родителями. Отец спокойно воспринял мое решение и даже благословил меня. Хочу отметить, что возраст не позволял ему с оружием в руках защищать нашу Родину, поэтому он с пониманием отнесся к тому, что его дочь мечтает попасть на фронт», - говорит Кямаля.

Решающим в принятии окончательного решения для  нашей Героини стал трагический для Азербайджана день – 20 ноября 1991 года, когда стало известно о том, что в небе над селом Гаракенд Ходжавендского района армянами был сбит вертолет, в котором находилось практически все руководство страны, лучшие представители политической элиты. В тот же вечер в программе «215 КЛ» Чингиз Мустафаев объявил: добровольцы, желающие отправиться в Карабах, должны завтра утром явиться к Аллее шехидов, откуда их на автобусах доставят прямо на фронт. Утром Кямаля была уже у Аллеи шехидов и записалась на фронт под именем Кямал Гахраманов: «Поначалу, когда узнали, что я девушка и что мне всего 18 лет, меня не захотели пускать в автобус и стали отговаривать. Но я для себя уже приняла решение, и отступать не собиралась. Я настояла, чтобы меня включили в списки добровольцев. Тогда я еще не думала, что вообще буду воевать. Мне казалось, что я смогу помочь нашим Воинам в качестве медсестры или буду задействована на кухне.

Нас доставили в Агдамский район, где я оказалась в отряде самообороны под командованием Ягуба Рзаева (Ала Ягуб). Времена тогда были тяжелыми для нас: огнестрельного оружия катастрофически не хватало даже для мужчин, чего уж тут говорить о женщинах. На троих тогда было одно ружье. И то, его брали только те, кто шел на пост. Меня записали на кухню. Я была рада тому, что на первых порах смогу оказать хоть такую помощь нашим Воинам».

Но вскоре Кямаля стала проситься в бой. Командиры отряда отмахивались от нее, мол, не женское это дело, что кавказским мужчинам не подобает пускать в бой женщин. Однако наша Героиня оказалась настойчивой девушкой, и после многочисленных просьб ее направили помогать артиллеристам – подносить снаряды. Так Кямаля стала принимать хоть и отдаленное, но активное участие в боевых действиях. Спустя месяц, в декабре 1991 ее допустили к участию в открытых боевых столкновениях с врагом. В дальнейшем она приняла участие в боях за Шушу (шушинский батальон), Агдере, Кельбаджар, Физули и Агдам.  

24 сентября 1992 года Кямаля была ранена близ населенного пункта Фаррух, часть которого еще контролировалась азербайджанскими войсками. Армяне пытались выбить их оттуда, завязался ожесточенный бой. В момент, когда армяне подошли к нашим позициям на расстояние броска гранаты, наша Героиня получила тяжелое осколочное ранение. Затем два месяца лечения в госпиталях, однако, встав на ноги, Кямаля и не думала отсиживаться в тылу.

В декабре 1992 года она оказалась на полигоне Сейфали, где готовилась группировка 2-го корпуса, в добровольческом батальоне подполковника Ильгара Алиева. Кстати, в добровольческом батальоне она возглавляла взвод связи. В январе 1993 года, после подготовки, была направлена в Агдам, где дважды принимала участие в штурме Фарруха в составе этого батальона. В апреле 1993 года была переведена в в/ч N 701, которая в то время вела тяжелые бои на Муровдаге. В том же месяце была зачислена в разведроту 701-й бригады. В январе-феврале 1994 года в составе разведроты участвовала во второй наступательной кампании по освобождению Кельбаджара. Кроме того, в составе разведроты выдвигалась в глубокий тыл врага в Кельбаджаре, где провела не одну успешную операцию, в частности, участвовала в операции по уничтожению поста противника, в минировании моста в селе Гамышлы, в выявлении скрытых позиций противника и его скопление в захваченных населенных пунктах.

Во время одного из ожесточенных боев в Агдамском направлении весной 1994 года, в районе железной дороги Тезекенд,  Кямаля Гахраманова проявила беспримерное мужество, когда под градом пуль вытащила наших погибших танкистов из подбитого танка: «Во время боя азербайджанский танк был подбит, а его экипаж погиб. Но двигатель танка продолжал работать. Нужно было не только вернуть танк, чтобы он не достался врагу, но и вытащить из него наших погибших ребят. Командир спросил, кто сможет пойти с танкистом, который сможет вернуть его на наши позиции. Дело в том, что танкист не желал залезать в танк, в котором находились трупы наших ребят. Поэтому нужно было сначала вытащить из него трупы и перетащить их на наши позиции, чтобы танкист смог управлять танком. Я вызвалась ему помочь. Танк находился на нейтральной зоне, но ближе к армянским позициям. Под покровом ночи мне удалось пробраться к танку, вытащить из него тела погибших и перетащить на наши позиции. На следующее утро мы с танкистом, с канистрами горючего (двигатель выработал весь запас топлива),  вновь стали пробираться к танку. И вдруг армяне заметили наши передвижения и открыли по нам прицельный огонь. Наши солдаты подумали, что армяне перешли в наступление и тоже открыли по ним огонь. А мы оказались под перекрестным огнем. Слава Богу, все обошлось: нам удалось вернуть танк в расположение наших войск».   

После заключения режима прекращения огня, Кямаля Гахраманова была направлена на учебу в Высшую военно-морскую школу, которую закончила в звании младшего лейтенанта. Затем 5 лет службы в Вооруженных силах Азербайджанской Республики. В запас она увольнялась уже в звании старшего лейтенанта. Сегодня Кямаля Гахраманова работает спасателем в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики.    

Касаясь причин поражения Азербайджана в Первой Карабахской войне, наша героиня отмечает, что здесь сыграли свою негативную роль сразу несколько факторов: «Война застала нашу республику врасплох. В то время, как армяне долгие годы тайно готовились к оккупации азербайджанских территорий, в Азербайджане говорили о дружбе народов. Во-вторых, сказалось отсутствие военного опыта. У нас было очень мало кадровых офицеров, которые могли бы взять на себя стратегию ведения боя. В-третьих, не обошлось без поддержки Армении со стороны третьих стран. Но у нас был патриотизм и желание отстоять любой ценой свою Родину. Да, у нас под оккупацией находятся 20% территорий, но мы смогли сохранить имеющиеся 80%. Я верю, придет время и  граждане Азербайджана, проживающие на этих 80%, с оружием в руках освободят захваченные врагом земли».  

Бахрам Батыев

# 8002
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#